Конспект урока «Заветы Владимира Мономаха»

Цель урока: с пользой для литературного образования и духовного воспитания детей представить бессмертное творение Владимира Мономаха, развить познавательные способности обучающихся, их нравственно-культурный кругозор. Сложная обстановка сохраня­лась на Руси вплоть до конца XI в. Князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны. Половцы продолжали нападать на Русь и уводить в плен тысячи русских людей. Сами русские князья для реше­ния своих распрей приглашали и нанимали половец...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Заветы Владимира Мономаха»

Уклонись от зла, сотвори добро,

Найди мир и отгони зло,

И живи во веки веков…

Владимир Мономах

Цель урока: с пользой для литературного образования и духовного воспитания детей представить бессмертное творение Владимира Мономаха, развить познавательные способности обучающихся, их нравственно-культурный кругозор.

Средства обучения: 1) портрет Владимира Мономаха;

2) тексты «Поучения» на партах учеников.

Этапы урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа с текстом.

3. Самостоятельная работа.

4. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Сложная обстановка сохраня­лась на Руси вплоть до конца XI в. Князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны. Половцы продолжали нападать на Русь и уводить в плен тысячи русских людей. Сами русские князья для реше­ния своих распрей приглашали и нанимали половецкие войска, что еще больше разоряло Русь. Вот как описы­вает летописец, очевидец событий, печальные последст­вия одного половецкого набега. « Сотворился плач великий в земле нашей. Опустели села наши и города наши... Одних ведут в плен, других рассекают саб­лями, иных в отместку убивают мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных... Взяв город, половцы запалили его огнем, а жителей повели в свои кочевья... Изму­ченных, печальных, костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами...» В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Му­дрого - Всеволод; сын его, Владимир Мономах (1053 - 1125), нахо­дившийся при отце в Киеве, надеялся стать преемником отца, но киевляне избрали на вече другого князя - Святополка Изяславича. Он оказался слабым, неумелым пра­вителем, но очень «сребролюбивым» (жадным до денег). Князь стремился из всего извлечь выгоду и покрови­тельствовал ростовщикам. Сразу же после его смерти в 1113 г. вспыхнуло восстание: киевляне разгромили двор любимца покойного князя боярина Путяты и дворы рос­товщиков. Киевляне пригласили на киевский великокняжеский престол переяславского князя Владимира Мономаха - патриота и активного защитника Руси от половцев. Но­вый князь изгнал из Киева многих ростовщиков и внес дополнение в законы «Русской Правды», облегчавшее выплату долга. Этот «Устав Мономаха» был написан в пользу мелкого городского люда, часто попадавшего в долговую зависимость от ростовщиков. Владимир Мономах правил с 1113 по 1125 год.

Владимиру Мономаху принадлежат 2 сочинения - «Поучение чадам своим» и «Послание двоюродному брату князю Олегу Святославовичу». О времени написания «Поучения» нет единого мнения. По-видимому, оно было создано в конце 90-х годов Х1 века, впоследствии редактировалось и дополнялось.

"Поучение князя Владимира Всеволодовича Мономаха" (так оно озаглавлено в средневековой рукописи) заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора - выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом.

Важной чертой "Поучения" Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. "Поучение" по своему содержанию высоко-патриотично. Кроме того, "Поучение" прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам - английским, французским и византийским.

Нет основания сомневаться в величии личности князя Владимира Всеволодовича Мономаха как исторического, военного, государственного и литературного деятеля. "Поучение" - исповедь, автобиография Владимира Мономаха, рассказ о событиях его жизни. Больше того, каждая из 3-х частей произведения (видимо, сознательно) строилась как бы вокруг одного из событий, но не простых, а судьбоносных, значимых в том числе и по своему жизненному уроку и лично для князя и для Русской земли в целом

В первой части своего произведения Владимир Мономах как бы отталкивается от драматической коллизии столкновения с братьями-князьями, которые прислали к нему (он при этом, по словам автора "Поучения", находился зимой на санном пути по Верхней Волге) посла с ультиматумом: "Или ты присоединяешься к нам в походе против Ростиславичей, чтобы отобрать их земли, или между нами всё кончено". За этой фразой - целая драматическая эпоха междукняжеских отношений: клятва князей 1097 года на съезде в Любече жить в мире, любви и согласии, нарушение этой крестной клятвы-ослепление одного из братьев, участников съезда, князя Василька Ростиславича Теребовльского, последовавшие распри, возмездие от Бога крестопреступникам (Владимир Мономах в этой трагической истории - инициатор съезда, жертва клеветы, миротворец, выстрадавший и восстановивший согласие и любовь в Русской земле). На предложение князей идти и отобрать земли у ослеплённого Ростиславича Мономах ответил отказом, что неизбежно было связано с душевными терзаниями и муками сомнений. Чтобы заглушить боль души, исцелить душевные раны, Мономах обращается к гаданию на Псалтири (так было принято тогда на Руси, да, кстати, и в более поздние времена). Он открывает наугад святую книгу, и вот что ему вынулось: "Что печалуеши, душе, что тревожишь меня. Уповай на Бога, яко исповедуемся ему," - вынулась исповедь души Богу. И Мономах исполняет обет - создаёт своё "Поучение" - исповедь души, подборку выписок учительного характера из книг Писания, направленных против творящих зло и беззаконие.

Во второй части - другие записки: хроника его дружинных путей-походов-деяний. И снова только один эпизод как бы развёрнут - добровольный уход из Чернигова, осаждённого войсками князя Олега Святославича и половцами, чтобы спасти, не дать им загубить невинные души осаждённых мирян и окрестных крестьян, а также монахов близлежащих монастырей. Снова - душевная рана, принятая во спасение людей, снова гуманистический поступок. Заканчивается 2-я часть характерной фразой: "Душа ми моя выше всего света сего". Третья часть - особенная, заключительная (если не считать молитвенного обращения, в принадлежности которого Владимиру Мономаху, кстати, некоторые учёные сомневаются). Мономах даже не пишет эту часть заново (в 1117 г.), а использует своё же старое послание (1096 г.) к князю Олегу Святославичу - убийце его сына, молодого князя Изяслава. И снова - о драматическом событии из личного опыта жизни, и снова о душе: "О многострастный и печальный азъ! Долго боролась моя душа с сердцем, и одолела душа сердце мое". Внутреннее единство "Поучения" достигается не механическим сцеплением разновременных и разножанровых частей этого произведения, а единым духовным стержнем, характеризующим те разнообразные жизненные ситуации, которые автор выделяет в каждой из 3-х частей. Духовный поступок, нравственнная позиция христианина - вот истинный стержень, сюжетно и жанрово скрепляющий все части произведения.

"Поучение" старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в "Поучении" так тесно, делая его гениальным человеческим документом.

  1. Работа с текстом:

Примечательно, что в «Поучении» князь Владимир осознаёт «идеализм» своих подходов, очень высокий нравственный стандарт и сам сомневается в том, что потомки смогут или захотят его придерживаться. Среди первых слов «Поучения»: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».

Если говорить об экономической составляющей «Поучения», то это, скорее, определённая социально - экономическая этика и подход к управлению, в том числе - хозяйством. И сводится она к пяти основным пунктам:

  1. 1. Не лениться.

  2. 2. Всё делать и за всё отвечать самостоятельно.

  3. 3. Защищать слабых и беречь человека.

  4. 4. Не гнаться за богатством.

  5. 5. Не уклоняться от препятствий и рисков, так как всё это - испытания от Бога.

Обо всём этом в «Поучении» говорится прямо.

- Найдите в тексте, что говорит Мономах о трудолюбии.

О трудолюбии Мономах, прежде всего, свидетельствует своим жизнеописанием, где перечислено огромное количество сделанных им дел. Кроме того, он прямо пишет следующее: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано…». Также оно пишет и непосредственно о собственном опыте: «Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился».

- Какие требования Мономах предъявляет руководителю?

Нельзя не обратить внимания и на то, какие требования Владимир Мономах предъявляет к руководителю. Он должен вникать во всё, не полагаясь на подчинённых, и отвечает за всё. Такой взгляд на первое лицо на Руси дожил до наших дней и остаётся в силе. Мы, конечно, не знаем, но можем предполагать, что «Поучение» Владимира Мономаха также сыграло в этом свою роль, поскольку князь Владимир, безусловно, рассматривался как эталон и образец для подражания.

- Что пишет князь Владимир о помощи слабым?

О помощи слабым и защите людей Владимир пишет следующее: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души» и, далее: «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего».

И здесь также следует обращение к собственному опыту: «Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным…».

- На современном социально-экономическом языке это называется социальной защитой. Однако князь Владимир не приводил каких-либо рациональных обоснований человеколюбия и необходимости защиты слабых. Для него это христианская нравственно-этическая аксиома, не требующая доказательства.

- Что он говорит о погоне за богатством?

Также Владимир пишет о бессмысленности погони за богатством: «А мы что такое, люди грешные и худые? Сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты. Другие собранное нами разделят. Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды?»

С точки зрения современных представлений трудолюбие в сочетании с равнодушием к богатству может показаться парадоксальным. Обычно, призывая людей упорно трудиться, им рисуют картину материальных благ, которые можно стяжать трудом. А князь Владимир смотрит на это по-другому. Труд - это долг мужчины, воина, руководителя. Трудиться надо ради страха Божьего, а также ради доброй славы среди людей или, говоря современным языком, ради хорошей репутации.

Наконец, следующие слова, по сути, завершают изложение системы взглядов, проповедуемых Мономахом: «Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю бога и прославляю милость его, ибо меня, грешнаго и ничтожного, столько лет хранил от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, но к любому делу человеческому способным. Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякие добрые дела, славя бога со святыми его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от бога повелено. А если случится от бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело - остерегаться самому, то божие сбережение лучше человеческого».

По сути, тот же взгляд изложен в известном девизе: «Делай как должно, и будь что будет».

С другой стороны, князь Владимир в «Поучении» упоминает о сложившейся системе социально-экономического неравенства, никак не комментируя саму эту систему.

Из чего можно сделать вывод, что он считал это, если не естественным, то, во всяком случае, неизбежным порядком вещей, что находится в русле представлений людей того времени.

Но князь Владимир явно даёт понять, что люди, находящиеся внизу социально-экономической пирамиды, как заведомо менее сильные, требуют защиты, и задача руководителя государства - обеспечить им эту защиту, даже ценой конфликта с более влиятельной частью общества.

С точки зрения Владимира Мономаха, «дело не в системе, а в людях». Он предпочитал не менять систему, а действовать наилучшим образом в рамках сложившейся системы.

Возможно, с точки зрения современных понятий, Владимира Мономаха можно назвать консерватором. Вероятно, он исходил из того, что система общественно-экономических отношений не поддаётся конструированию с помощью человеческой воли и разума, но может быть облагорожена силами человека.

3. Самостоятельная работа

Выпишите нравственные категории, которые завещает хранить своим детям Владимир Мономах. Какие из них носят непреходящий характер, какие, по вашему мнению, устарели?

4. Домашнее задание:

  1. Найти в «Поучении» языковые средства выразительности, с помощью которых автор достигает убедительности

  2. Составить поучение своему другу, брату, сестре, однокласснику.

Список литературы

  1. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Собр. соч. в 3 т.

2. Древняя русская литература: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1988.

3. Филипповский Г.Ю. «Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе».









© 2010-2022