КУРСОВАЯ РАБОТА: Использование технологии «Комбинированной системы обучения (по Н. П. Гузику)» на уроках русского языка

В данной работе представлен опыт использования технологии "Комбинированной системы обучения " на уроках русского языка. Данная технология применима в преподавании разных дисциплин, в том числе и русского языка.Её большой плюс в дифференцированном подходе к изучению материала, что обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только "сильными" учащимися, но и "слабыми", предполагает возможность проявления на уроке самостоятельности, способствует целенаправленной деятельности учащихся,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки

работников образования

Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания



КУРСОВАЯ РАБОТА

Использование технологии

«Комбинированной системы обучения (по Н.П. Гузику)»

на уроках русского языка



Выполнила:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ НПО ПУ-3 г. Волжского, Волгоградской области

Кондраткова Наталья Вениаминовна,

соискатель первой квалификационной категории

Волгоград

Введение

В последнее время все больше говорят не в отдельности о методах, формах, средствах обучения, а о технологиях обучения, в частности и о технологиях обучения русскому языку и литературе. Это лишний раз подтверждает, что успех достигается лишь тогда, когда все они используются в комплексе.

Технология обучения - это особый вид методики обучения, который предусматривает:

- тщательно продуманную модель учебного процесса, отражающую четко сформулированный методический замысел и спланированный конечный результат;

- специально методически обработанное (преобразованное) в соответствии с замыслом содержание;

- систему методов и средств обучения, ориентированную на реализацию содержания с целью развития мышления обучаемых, учета их интересов и потребностей, обладающую свойством инвариантности, т. е. воспроизводимую в сходных условиях школьной действительности, минимально зависимую от индивидуальности учителя. При всем этом важно, чтобы организация обучения создавала ситуацию успеха;

- достаточно точный временной режим;

- диагностику промежуточного и конечного результата.

Если проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения, отобранные с помощью длительных предварительных обсуждений дидактические единицы содержания, но особенность технологии в том, что все это соединено вместе и завязано в жесткую, строгую систему.

Технология обучения возникает как результат накопления методического опыта многих учителей.

Создатели любой технологии, несмотря на ее технократическое название, постоянно озабочены ее гуманистической направленностью, в частности той ее особенностью, которая обеспечивает оптимальную комфортность процесса обучения по отношению к детям.

Таким образом, для любой технологии обучения характерна специфическая обработка содержания и жесткая организация учебного процесса. В настоящее время учителя предпочитают такие технологии, которые обеспечивают формирование и развитие личности ребенка, его мышления, речи, самостоятельности, мотивационной сферы, побуждают к активной познавательной деятельности, к общению в процессе обучения. Как справедливо заметила Р. Г. Иванова, «...все они (технологии) имеют много общего, а именно: целенаправленность на максимальное обеспечение развития личности школьника». Если преобразование содержания не имеет места, то о технологии обучения говорить не следует.

Г. К. Селевко в «Энциклопедии образовательных технологий» предлагает обширную обобщающую классификацию технологий обучения, созданных за последнее время учеными-методистами и учителями-новаторами. В этой классификации нашлось место и традиционному обучению, и новейшим технологиям обучения.

Технологии обучения классифицируются:

- по организационным формам (коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.)

- по доминирующему методу обучения (программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение, обучение на основе соревнования, опережающее обучение и пр.);

- по адресной направленности (для одаренных детей, для трудных детей, для классов коррекции и т. д.);

- по характеру общения между учителем и учеником (технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т. п.).

В настоящее время в предметной методике создано много новых систем обучения. Но наиболее перспективными и гибкими являются комбинированные комплексы, кооперированные системы обучения, интегрированные.

Теоретическая часть

Вузовские преподаватели и учителя всё чаще обращаются к комбинированным системам обучения. Примером такой системы может служить система учителя-новатора Н.П. Гузика, (применяемая им на уроках химии), в которой одновременно используются в разных сочетаниях элементы лекционно-семинарской системы, технологии укрупнения дидактических единиц, дифференцированного и алгоритмического подходов, проблемного обучения и развития творчества. В последствии эта технология получила достаточно широкое применение в методиках обучения другим дисциплинам, в частности и русскому языку.

Комбинированная система Н.П. Гузика сопряжена со значительными изменениями в организации и методике преподавания. Исходная идея перестройки урока - повышение активности каждого ученика. Основная цель максимально загрузить школьников работой, и это возможно только при индивидуальном или дифференцированном обучении.

Обучение осуществляется по блокам, охватывающим изучение материала темы, раздела учебного предмета. Учебный материал «прорабатывается» в пяти разных формах организации, следующих одна за другой:

1) Уроки общего разбора темы и выбор методов её изучения (вводная лекция) - это вводное занятие, на котором школьники знакомятся с теоретической основой темы, материалом учебника, работают по таблицам «Опорных знаний». Основная часть урока предполагает неоднократное объяснение учителем нового материала, которое должно быть кратким, наглядным, содержать самое существенное и базироваться на уже имеющихся у ребят знаниях.

2) Урок фронтальной проработки материала - повторение теории, закрепление её и проверка усвоения.

3) Урок - семинар, где ребята работают по дифференцированным программам. Они представляют собой три варианта заданий (А, В, С) различного уровня сложности и составлены учителем в зависимости от степени подготовленности его учеников.

4) Урок внутрипредметного обобщения и систематизации, который ставит перед учителем несколько целей:

- обучение приемам обобщения и систематизации учебного материала,

- выделения наиболее общих понятий и научных идей,

- вычленение связей между изученными явлениями,

- контрольная проверка знаний.

5) Урок межпредметного обобщения и систематизации. Его цель - знакомство с ведущими теориями и законами науки, имеющими значение для формирования интеллекта и мировоззрения учащихся, показ связей между различными темами учебной программы и различными дисциплинами школьного курса.

Таким образом, в данной системе основные вопросы темы рассматриваются пять раз, но каждый раз под разным углом зрения и разными способами.

Отдельно стоит сказать о роли домашнего задания, так как в комбинированной системе оно выполняет более разнообразные функции, в отличие от традиционного.

Во-первых, развивают навыки самостоятельной творческой учебно-познавательной деятельности. Поскольку разработанная технология ориентируется на достигнутый уровень знаний конкретного ребенка, то и содержание, вид и объём домашнего задания не может быть одинаковым для всех.

Во-вторых, устанавливают и поддерживают оптимальный уровень трудности и темпа обучения.

В-третьих, подводят к нужному уровню дифференцированных требований предстоящего урока.

Такие системы настолько перспективны для дальнейшего совершенствования предметного обучения, что ученые даже ввели понятие «интегральные технологии». Название «интегральная» дано потому, что такая технология (или класс технологий) строит учебно-воспитательный процесс вокруг четырёх генеральных идей, сплавляя их в целостный способ обучения. Такими идеями служат:



  1. Укрупнение дидактических единиц. Концепция укрупнения дидактических единиц была выдвинута П.М. Эрдниевым, отчасти её следствием было введение лекционно-семинарских и вообще цельноблочных технологий.


  2. Планирование результатов обучения. Речь идет о групповом обучении с четко построенной динамикой в составе деятельности групп на основе мониторинга успешности процесса; каждый следующий шаг проектируется в зависимости от результатов предыдущего. Процесс, который ведёт к достижению запланированных результатов, называется дифференцированным обучением.


  3. Психологизация образовательного процесса. Здесь имеется в виду не столько учет в обучении психологических феноменов, сколько построение самого учебного процесса на их основе. В частности, необходимость использования ведущей деятельности и мотивации подростков влечет за собой целесообразность группового обучения.


  4. Компьютеризация. В данном случае компьютер используется не столько как обучающая машина, сколько как средство усиления интеллекта обучаемых, их развития. Кроме того, он используется как инструмент управления учебным процессом и как средство телекоммуникации

Практическая часть

Необходимость внедрения в образовательный процесс дифференцированного подхода в обучении русскому языку возникла в начале учебного года на первом курсе после написания вводного диктанта в связи с низкой успеваемостью по предмету.

Поскольку именно технология комбинированной системы обучения основывается на внутриуровневой дифференциации, её элементы и были в дальнейшем использованы на многих уроках русского языка. А именно система дифференцированных заданий на уроках разных типов.

Так как по своему составу группы неоднородны, обучающиеся имеют разные способности к обучению русскому языку, разные уровни обученности: «успешные» (годовая оценка - «4») - 26%; « наименее успешные» (годовая оценка - «3») - 74%, то на первом этапе по результатам диагностики обученности были выделены три группы обучающихся:

«А» - базовый

«В» - продуктивный

«С» - творческий

Перед каждой группой были поставлены задачи:

Уровни сложности

Задачи

Методы, приёмы организации деятельности

Способы решения

Репродуктивный «А»

Ликвидировать пробелы в знаниях, развитие навыков осуществлять самостоятельную деятельность по образцу, воспроизводить изученный материал, достигнуть обязательного уровня достижения знаний.

Традиционные задания, содержащие подсказку

Работа по образцу, воспроизведение.

Продуктивный «В»

Ликвидировать пробелы в знаниях, развить умения самостоятельно работать с учебной литературой, достичь более высокого уровня.

Частично-поисковый метод (содержит незначительную подсказку)

Анализ, классификация, систематизация знаний.

Творческий «С»

Расширить и углубить знания, формировать умения использовать знания в нетрадиционной ситуации, развить умение самостоятельно работать с научно-популярной литературой

Проблемный метод

Конструирование, интерпретация, критический анализ, поисковая деятельность.

Исходя из этого, в дальнейшем подбирались разноуровневые задания. На уроках разбора нового материала по теме «Простое предложение» группа «А» работала под руководством учителя, группа «В» работали в парах заполняя таблицу при помощи учебника и готовя краткие сообщения по теории, группа «С»составляла собственную схему или таблицу.

При проведении уроков фронтальной и индивидуальной проработки предлагаются задания следующего вида, например:

Группа «А» 1. Прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы: Какие предложения называются односоставными? Какие - безличными? На какие вопросы отвечает сказуемое и что оно обозначает?

2. Рассмотрите таблицу. Постарайтесь запомнить, чем выражается сказуемое в безличных предложениях.

3. Выполните упр.№256: спишите предложения, обозначьте грамматическую основу. Если предложение односоставное, подумайте, можно ли ввести в него подлежащее. Сверь каждое безличное предложение с таблицей и определи, чем выражено сказуемое.

Группа «В». Проанализируйте данные конструкции с точки зрения способов выражения главного члена. Сгруппируйте в зависимости от этого безличные предложения.

1.Тихо! 2. Не вешать ружья! 3.Среди тепла прохладой стало дуть. 4. Мне уздой не удержать бег неукротимый! 5. Мне в душу повеяло жизнью и волей. 6. И хочется в поле, в широкое поле. 7. О, как прилечь отрадно в тени высокой ржи. 8. Ветер. 9. В лесу одному и жутко, и грустно. 10. Уж сумраком пытливый взор обманут. 11. Как здесь свежо под липою густой. 12. А мне в огромном этом мире не весело. 13. Вот и лето. 14. Жарко, сухо. 15. От жары нет мочи. 16. Зорька сходится с зарёю. 17. Нет совсем и ночи.

Группа «С». Дайте научное описание предложений, проанализировав их с точки зрения способов выражения сказуемого.

1. Сколько мне жить? 2. И надо нам расстаться. 3. Но в этом так же горько мне сознаться. 4. Мне не жалко. 5. Тобою я не был любим. 6. И тени нет. 7. Повсюду искры, блёски, трава слегла, как будто сожжена. 8. Крепко пахнет в овраге сыростью грибной. 9. Поспевает брусника. 10. Стали дни холоднее. 11. И от птичьего крика в сердце стало грустнее. 12. Солнце реже смеется. 13. Нет в цветах благовонья. 14. В поле не видно ни зги. 15. Ах, не плыть по голубому морю, не видать нам Золотого Рога.

При этом учащимся, выбравшим задание, соответствующее базовому уровню, предлагается алгоритм и образец выполнения задания.

Классификация заданий проводится с учётом реального процесса их выполнения.

На этом этапе важно проверить работу, чтобы спланировать домашнее задание с учётом усвоения темы для каждого учащегося. Не справившемуся с самостоятельной работой ученику, даётся возможность пересдать данную тему. Например, для самостоятельных работ по теме « Главные члены предложения» предлагаются следующие задания (приложение 1).

Важным этапом в изучении раздела является контрольная работа (зачёт). Она состоит из обязательной части и дополнительной. Обязательная часть направлена на достижение уровня стандарта. За успешное выполнение обязательной части ученик получает «3» (зачёт). Дополнительная часть направлена на проверку овладения темой на повышенном уровне. Её выполнение позволяет ученику получить одну из повышенных отметок «4» или «5». Организую работу учащихся по карте, в которую включены следующие разделы:

Результат (что должны знать, уметь);

Диагностику, включающую задания на «3», задание на «4», задания на «5»;

Источники информации:

Результат:

(что должны знать, уметь, понимать)

Задание на

«3»

Задание на

«4»

Задание на

«5»

Источники информации


Практика показывает, что обычная контрольная работа порождает у учащихся определённую неуверенность, боязнь получить «2». Работа по карте позволяет избежать ненужного волнения, так как учитывает возможности каждого ученика, создаёт мотивацию успеха, способствует повышению результативности.

Оценка «3» должна соответствовать выполнению не менее 50% из числа предложенных заданий, «4» - 70 -80%; «5»-90 -100%.

Так выполнение контрольной работы по теме «Главные члены предложения» предполагает следующие задания: (Смотри приложение №2) Применение технологии уровневой дифференциации способствовало формированию у обучающихся самостоятельности, развитию следующих показателей:

- навыков самообучения, взаимообучения;

-интерес к изучению родного языка;

- повышению грамотности письма;

- развитию речи учащихся.

А также помогло в решении проблемы организации контроля за сформированностью компетенций, в достижении результатов образования обучающихся. Мониторинг результатов обучения учащихся за первое полугодие показал, что абсолютная успеваемость в каждой группе колебалась от 90% до 94%, что объяснялось наличием неуспевающих по предмету. Во втором полугодии прослеживается отсутствие неуспевающих (абсолютная успеваемость составила 100%)

Заключение

Практическая реализация теоретических основ организации обучения на основе уровневой дифференциации выявила изменения:

- в методической системе работы учителя;

- в предъявлении учащимся предметного содержания учебного материала;

- в содержании промежуточного контроля.

В ходе работы была доказана эффективность и целесообразность введение в практику преподавания русского языка уровневой дифференциации.

Было установлено: уровневая дифференциация обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только «сильными» учащимися, но и «слабыми», предполагает возможность проявления на уроке самостоятельности, способствует целенаправленной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, влияет на устойчивое формирование образовательных компетенций. Это способствует повышению результативности обучения по русскому языку, на что указывает рост успеваемости обучающихся.





Приложение

Система самостоятельных работ по теме: «Главные члены предложения»

Задания по теме: «Подлежащее».

1 уровень.

Укажи подлежащие, способы их выражения; вставь пропущенные буквы, графически объясни орфограммы.

1.Б…льной обратился в клинику.

2.Встр…ч…ющие т…лпились на перрон….

3. Яркий луч осв..тил п…ляну.

4. Никто не скуч…л на праздник…

5.Светлое завтра в наших руках.

6. Двадцать делится на два.‍7. Анютины глазки укр...шают клумбу.

8. Тихое «ах» выдало их присутствии…

9. Любить - значит ж…ть.

10. Мы с другом ..тправились в путешествие

При работе над первым заданием использую дозированную помощь

(Таблица «Способы выражения подлежащего)

При выполнении второго задания воспользуйся дозированной помощью (Карточки «Правописание безударных гласных», «Правописание падежных окончаний существительных»)

2 уровень.

Составь таблицу «Способы выражения подлежащего», используя данные предложения:

  1. Мы сегодня пут…шествовали по саду.

  2. Ближние уехали домой, а дальние с…брались к ужину.

  3. Семеро одного (не) ждут.

  4. Далече грянуло «ура».

  5. Ж…ть -родин… служить.

  6. Мы с братом отправились на рыбалку.

  7. Дед с матерью шли (в) переди всех.

  8. Человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.

Какие способы выражения подлежащего отражены в этих примерах? Какие ещё способы вы знаете? Приведите примеры.

3 уровень.

Напишите миниатюру «Что я знаю о подлежащем». Приведите примеры, подчеркните главные члены предложения, укажите способы выражения подлежащего.

Домашнее задание:

  1. уровень. Упражнение №90.

  2. уровень. Упражнение №94.

  3. Уровень. Составить задания для 3 группы (1 уровня).

Тема: «Сказуемое»



  1. уровень.

Спиши. В предложениях выдели грамматическую основу, укажи вид сказуемого.

  1. Наступила ночь.

  2. Как хороши русские берёзки.

  3. Впереди что - то чернеет.

  4. Мама начинает читать вслух своим звучным голосом.

  5. Я стремился следовать совету Блока.

  6. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть зонтик.

  7. Я не смог тебя забыть.

  8. Юноша был смелым.

  9. Лиза решила помочь сестре.

При определении вида сказуемого воспользуйся дозированной помощью (Схема «Виды сказуемого»)



  1. уровень.

Выпиши из текста предложения в таком порядке: сначала с простым глагольным сказуемым, с составным именным, с составным глагольным сказуемыми.

Силу и бодрость даёт пр…рода.

С нею уме…м мы друж…ть.

Пусть прол…тает го.. за годом,

Мол…дость в сердце будет жить.

Путь кам…нист.

И скалы стали строже.

Ты турист.

Ты всё …силить смож…шь.

Ты сможешь справиться

С бурей любой.

В каком случае глагол был является вспомогательной частью составного сказуемого, а в каком - простым глагольным сказуемым?

Я был в школе. Ветер был мягким и ласковым. Приведите свои примеры подобного случая.

3 уровень.

Закончите и напишите предложения. Подберите примеры.

  1. Простое глагольное сказуемое отличается от составных тем, что…

  2. В составном глагольном сказуемом основная часть выражается…

  3. Основная часть составного именного сказуемого может быть выражена…

Дайте характеристику сказуемых в записанных предложениях.

Домашнее задание:

1 уровень. Упражнение №112.

2 уровень. Упражнение № 110,113.

3 уровень. Составить инструкцию о том, как вести себя в общественном транспорте, употребив разные виды сказуемых.

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»



  1. уровень.

Спишите, поставьте, где нужно, тире. Подчеркните грамматические основы.

1.И.А. Крылов извес (?)ный русский басн…писец.

2.Жить родин… служить.

3.Она врач(?)

4.Бедность не" порок.

5.Шестью шес⑂ь тридцать шест⑌.

6.С…хранить любовь неле…кое дело.

7.Корень есть ( не)производная основа.

8. Прокопьевск мой любимый горо..

9. Он знам…нитый актёр.

10. Язык мой вра… мой.

При выполнении задания обратитесь к таблице «Тире между подлежащим и сказуемым».

2 уровень.

Продолжите предложения, используя слова, словосочетания для справок, расставь знаки препинания.

  1. Подлежащее…

  2. И.А. Крылов…

  3. Тысяча девятьсот сорок первый год …

  4. Хорошо учиться…

  5. Поспешить…

  6. Большая Медведица…

  7. Прокопьевск..

Материал для справок: великий баснописец, жемчужина Кузбасса, главный член предложения, здоровью вредить, наша задача, начало Великой Отечественной войны, значит, людей насмешить, семь ярких звёзд.

В каких случаях тире не ставится? Приведите примеры.

3 уровень. Напиши миниатюру о родном крае, используя случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Домашнее задание.

1 уровень: упражнение №119.

2 уровень: упражнение№117.

3 уровень: Используя дополнительную научную литературу, подготовить сообщение по теме урока. ( В.В.Бабайцева «Синтаксис и пунктуация», «Все правила современного русского языка» Издательство БАРО-ПРЕСС.)

Приложение№2

Контрольная работа по теме: «Главные члены предложения»

Задание на «3»

1.Закончи предложения :

Подлежащее - главный член предложения, который…

Подлежащее может быть выражено существительным в именительном падеже,…

Сказуемое - главный член предложения, который обозначает…

По составу сказуемые делятся на …

Составное глагольное сказуемое состоит следующих частей…

Составное именное сказуемое состоит из следующих частей…

Между подлежащим и сказуемым тире ставится в следующих случаях…

2.Спиши, расставь знаки препинания, выдели грамматическую основу.



  1. Анютины глазки начали расцв…тать уже в июн…

  2. На лугах серебрит?ся туман.

  3. Жить родин.. служить.

  4. Отдыхающи.. уже с утра нач..ли готовит?ся к отъезду

  5. Пять - моя любимая цифра.

  6. Он был мастером на все руки поэтому все жители села уважали дедушку.

  7. Южная ноч? уд..вительна и прекрасна.

  8. Дворец к..зался старым и печальным.

  9. Далече грянуло «ура».

Задание на «4»

Работа с текстом.

Озаглавь текст.

Определи стиль текста.

Определи тип речи текста.

Расставь недостающие знаки препинания, вставь пропущенные буквы.

Подчеркни в тексте грамматические основы предложений, укажи, чем они выражены.

Текст.

Мы живём в огромн…м прекрасном мире… Окружающ…я нас природа кладезь невосп…лнимых ценностей. В природ… необходимо всё, что её нас…ляет: каждая птица каждый зверь каждое насекомое. Сейчас природа просит у ч…ловека помощи, и мы все обязаны ей помочь. Если отец ост…новится с сыном у дерева подвяж..т слома(н,нн)ую ветку поможет сделать кормушку для птиц, то помож…т природе. Эти поступки проявление доброты уроки м…лосердия. После этого сын его уже не стан…т ломать зелёные нас…ждения, не буд…т стр…лять из рогатк… в воробьёв. А выраст…т - не станет браконьером.

Человек может сеять хлеб, варить сталь, учить детей, запускать в космос к…рабли, но он не мож…т оставаться р…внодушным к природе, ибо любовь к ней это ч…сть нашей любви к матер.. - Родин…

Задание на «5».

Письменно ответь на вопрос: Каким образом человек может помочь природе? Проявить свою доброту и милосердие? Аргументируй свой ответ, используя предложения с различными видами сказуемого.

Библиография:

1.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. - Т.1. М.:НИИ школьных технологий. - 2006. - с. 316 - 321.

2.Гузик Н.П., Зарольская Л.И. В контексте комбинированной системы// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1990 №5. - с.19-22.

3.Зарольская Л.И. Уроки языка по комбинированной системе обучения.// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1992 №1. - с. 9 - 17.

4.Гузик Н.П. Учить учиться. - М., Педагогика, 1981г.

5.Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 199



© 2010-2022