Урок по басне Крылова И. А. «Ворона и лисица»

Цели урока: 1)    Продолжить знакомство с творчеством Крылова. Познакомить с басней «Ворона и  лисица». 2)    Проверить знания обучающихся о басне как жанре литературы. 3)    Учить сопоставительному анализу и анализу литературного произведения.   4)    Работа над выразительным чтением. Басня, о которой пойдет разговор на уроке, была создана Крыловым предположительно в 1807 году. Напечатана она была в журнале «Драматический вестник» в 1808 году. Но сюжет басни не нов. Еще в 6 в до н.э. древнегре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по басне Крылова И.А. «Ворона и лисица»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Крылова. Познакомить с басней «Ворона и лисица».

  2. Проверить знания обучающихся о басне как жанре литературы.

  3. Учить сопоставительному анализу и анализу литературного произведения.

  4. Работа над выразительным чтением.

Ход урока.

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Вспомним, что такое басня?

Из каких частей состоит басня?

Что такое мораль басни?

Какими художественными средствами пользуется автор в басне? (2 слайд)

Басня, о которой сегодня пойдет разговор на уроке, была создана Крыловым предположительно в 1807 году. Напечатана она была в журнале «Драматический вестник» в 1808 году. Но сюжет басни не нов. Еще в 6 в до н.э. древнегреческий поэт-баснописец Эзоп сочинил басню «Ворон и лисица», а в 17 веке французский баснописец Лафонтен, использовав тот же сюжет, сочинил басню «Ворон и лисица». Давайте послушаем эти басни и попробуем их сравнить. (3-4 слайды)

(Чтение басен, выявление сходства и различия). (Раздаточный материал)

А теперь послушаем басню И.А.Крылова «Ворона и лисица». (видео)

Словарная работа. (слайд 5)

Лесть - угодливое восхваление, лицемерие

Гнусный - внушающий отвращение, омерзительный

Пленить - очаровать

Плутовка - обманщица, мошенница

Царь-птица - главная среди птиц

Вещуньина - от слова вещунья - предсказательница.

Образы басни: (слайд 6)

Ворона Лисица

  1. Внешний вид

  2. Речь

  3. Поступки

  4. Характер

Работа по содержанию басни.

Прежде, чем мы начнем разговор о героях басни, давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике. (работа с учебником - вопросы по иллюстрации)

- Какой нам представлена ворона? (С очками - умная, в мундире - главная птица, сидит на дереве -занимает высокое положение).

- Какими строчками из басни можно подтвердить это? (вещунья, царь-птица) (слайд 7)

- Можно ли верить этим словам? (нет)

- Почему? (Их говорит лиса, а ее цель - обмануть ворону).

- А как Крылов снижает важность птицы? (Она взгромоздилась на ель).

- А какой нам представлена лисица? Найдите в тексте слово, которое использует автор, рассказывая о лисице (плутовка) (слайд 8)

- Что мы узнаем о поведении лисы? ( подходит на цыпочках, вертит хвостом, говорит чуть дыша)

- Обратите внимание, какие слова использует лиса? Как лиса называет ворону? (голубушка, сестрица, светик, мастерица, царь-птица, Лисица использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: шейка, глазки, перушки, носок, голосок).

- Какая интонация речи лисицы? (восклицательная, в ее речи одни восклицательные предложения)

- Попробуем передать это в чтении (несколько человек читают выразительно слова лисицы)

- Как вы думаете, что больше всего вскружило голову вороне? (То, что у нее должен быть ангельский голосок)

Промежуточный вывод: лисица все делает для того, чтобы выманить у вороны сыр.

- Удалось ли лисице добиться своего? (Конечно, голова вскружилась, в зобу дыханье сперло)

- Итог : Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

- мораль басни.

-А теперь снова вернемся к басням Эзопа и Лафонтена.

-Что объединяет эти басни? (Мораль)

В басне Эзопа: «Басня уместна против человека неразумного»

У Лафонтена: «Сударь, запомните: всякий льстец кормится от тех, кто его слушает, - вот урок вам, а урок стоит сыра»

У Крылова :

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вывод: И.А.Крылов, опираясь на многовековой опыт, делает очень важный вывод : лесть вредна, она порочна и для тех, кто льстит, и для тех, кто поддается ее речам.

Проверка и оценивание: выразительное чтение басни.

Рефлексия на уроке: (слайд 9)

Перевернутая логическая цепочка:

  1. Ворона каркнула во все воронье горло.

  2. Вдруг сырный дух лису остановил.

  3. Вороне где-то бог послал кусочек сыру.

  4. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

  5. Уж сколько раз твердили миру.

  6. Спой, светик, не стыдись!

  7. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

  8. А сыр во рту держала.

  9. На ту беду Лиса близехонько бежала.

  10. Ворона каркнула во все воронье горло.

Домашнее задание: выучить басню наизусть. (слайд 10)

© 2010-2022