Рабочая программа. Предмет – письмо и развитие речи. 9 класс. VIII вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Рабочая программа

Предмет - письмо и развитие речи.

Класс - 9

Количество часов по учебному плану

в неделю - 4 часа; в год - 136 часа



Рабочая программа составлена на основе базовой программы под ред. В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2000г



Пояснительная записка.



Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного)образования»; основной образовательной программы основного общего образования от 12.09.2013 года муниципального автономного общеобразовательного учреждения Ощепковская средняя общеобразовательная школа Назаровская основная общеобразовательная школа, с учетом авторской программы В.В.Воронковой 2000г

Характеристика программы:

Цели обучения коррекционной школы VIII вида - это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности. В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком.

Программа по русскому языку и развитию речи в 9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их

умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.



ЦЕЛЬ:

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности

выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

ЗАДАЧИ:

- овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,

говорение, слушание);

- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения,

обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в

устной и письменной форме;

- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных

учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). В 9 классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и

неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.



В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся

овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.

Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова

направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе

упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставки). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и другие.

Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для

выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и

активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

В 9 классе изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения

простого предложения разной степени распространённости и сложного

предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной

речи, так как возможности школьников с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В 9 классе в связи с этим ведётся постоянная работа над развитием фонетического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую

учащимся 9 классов овладеть такими вещами работ, как изложение и сочинение. На контрольные работы отводится два часа: 1 час - на урок письма, 1 час - на чтение.

В 9 классе школьникам продолжаются прививаться навыки делового письма.

Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг бланков, квитанций и др.; в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).



ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление

имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку в 9 классе используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и

т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более

продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

На уроках русского языка в 9 классе может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.



ФОРМЫ РАБОТЫ.

Основными видами работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания,

контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и

грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 9 классе - диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на

опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

МЕТОДЫ УРОКА.

-словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические - упражнения, карточки, тесты

ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки ( урок-викторина, урок-игра и др.)

Используются: видеофрагменты фильмов

(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)




Тематическое планирование письмо и развитие речи 9 класс (8 вид)


Тема урока, раздел

Содержание урока

Требование к уровню подготовки учащегося

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

Дата фактического проведения

I. Повторение


1

Простое предложение.

Повторение.

Уметь составлять и записывать сложное предложение



2 сентября



2.

Простое предложение с однородными членами.

Предложение с однородными членами.

Уметь составлять и записывать сложное предложение



3 сентября



3.

Обращение.

Обращение

Уметь составлять и записывать сложное предложение; ставить знаки препинания при обращении



7 сентября


4.

Сложное предложение и, а, но.

Составление сложных предложений. Коррекция волевых усилий при выполнении заданий.

Составление сложных предложений. Работа с деформированным текстом.



8 сентября


5.

Сложные предложения со словами где, когда, который, что, чтобы, потому что.

Работа с деформированным текстом. Коррекция мыслительных операций (логичность, последовательность)

Составление сложных предложений. Работа с деформированным текстом.



9 сентября


6.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Комментированное письмо. Корригировать устную речь через систему вопросов.

Комментированное письмо. Корригировать устную речь через систему вопросов.




10 сентября


II. Звуки и буквы

7.

Гласные звуки

Повтор гласных. Корригировать недостатки в фонетико-фонематическом анализе.





15 сентября


8

Согласные звуки (парные буквы)

Повтор парных согласных. Корригировать недостатки в фонетико-фонематическом анализе.





15 сентября


9

Разделительные ъ и ь знаки

Фонетический разбор слов.

Коррекция фонематических недостатков.




27 сентября


10

Буквы е, ё, ю, я

Коррекция речевой деятельности.




18 сентября


11

Непроизносимые согласные в корне слова

Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю)





22 сентября


12

Д/п. Объявление

Составление объявлений. Коррекция волевых усилий при выполнении заданий.





23 сентября


13

Словарный диктант

Обобщение знаний уч-ся




24 сентября


14

Систематизация знаний учащихся

Работа со словарными словами и со словарем




25 сентября


III. Состав слова

15

Состав слова. Вводный урок

Повторение терминов и условных обозначений. Корень, суффикс, приставка, окончание




29 сентября


16

Способы образования новых слов

Разбор слов по составу. Коррекция внимания, восприятия




30 сентября


17

Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов

Подбор проверочных слов. Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю)



1 октября


18

Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов

Корригировать недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа.




6 октября


19

Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках

Разбор слов по составу. Комментированное правописание слов.





7 октября


20

Правописание приставок раз-(рас-), без-(бес), из-(ис-), воз-(вос-)

Логичность при комментировании ответов.





8 октября





21

Сложные слова

Коррекция внимания через разбор сложных слов по схемам




9 октября

22

Сложносокращенные слова

Расшифровка слов. Коррекция мыслительной деятельности через логическое построение предложений.




13 октября


23

Обобщающие упражнения

Коррекция внимания через комментирование орфограмм.





14 октября


24

Д/п. Расписка

Коррекция мышления через самостоятельное составление расписки.





15 октября


25

Контрольная работа

Обобщение знаний по теме.




16 октября


IV. Имя существительное

26

Роль существительного в речи.

Распределение слов по предметности.

Коррекция внимания через распределения существительных по предметности.




20 октября



27

Грамматические признаки имени существительного (категории)

Коррекция мышления через повторение грамматических категорий (одушевл./неодушевл, собств./нариц, роди пр)





21 октября


28

Склонение имен существительных

Повторение падежей и падежных вопросов. Коррекция мышления через склонение существительных




22 октября


29

Первое склонение имен существительных

Выделение окончаний у существительных. Коррекция внимания через определения склонения существительных





23 октября

30

Второе склонение имен существительных

Повторение рода имен сущ., логичность при

комментировании ответов




27 октября


31

Третье склонение имен существительных

Устное рассуждение.




28 октября


32

Существительные с шипящей на конце

Подготовка к диктанту.




29 октября

33

Диктант «Имя существительное»

Коррекция слухового восприятия.




10 октября


34

Систематизация знаний уч-ся.

Повторение. Комментированное объяснение правописания слов.




30 октября


35

Обобщающие упражнения.

Коррекция речевой деятельности.




10 ноября


36

Контрольные вопросы и задания

Коррекция внимания, мышления через выполнение заданий на повторение.




11 ноября


37

Изложение.

Коррекция мыслительной деятельности через написание изложения по плану.





12 ноября


38

Систематизация знаний уч-ся.

Работа над ошибками. Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм.




13 ноября


V. Имя прилагательное

39

Имя прилагательное. Вводный урок.

Коррекция грамматической стороны речи. Воспитывать толерантное поведение.





17 ноября

40

Основные грамматические категории имени прилагательного

Коррекция грамматической стороны речи. Воспитывать толерантное поведение.



18 ноября


41

Род, число, падеж имени прилагательного.

Коррекция грамматического строя речи.




19 ноября


42

Морфологический разбор имен прилагательных.

Дополни предложение

Коррекция на установление смысловых связей.




20 ноября


43

Безударные окончания имен прилагательных.

Подбор проверочных слов. Коррекция связной речи и мыслительных операций (пишу, проверяю)





24 ноября


44

Имена прилагательные на -ий,

-ья, -ье, -ьи.

- Словарная работа

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции.




25 ноября


45

Диктант по теме имя прилагательное

Упражнения на отработку пробелов знаний учащихся по теме

Коррекция зрительного восприятия.



26 ноября

.


46

Систематизация знаний учащихся

Д/п. Объяснительная записка.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции.



27 ноября


47

Контрольные вопросы и задания.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод).




1 декабря


VI. Личные местоимения

48

Основные грамматические категории местоимений

Коррекция мыслительных операции (последовательность, логичность). Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод).





2 декабря


49

Местоимения 1-го лица.

Дополни предложение

Коррекция грамматической стороны речи. Воспитывать толерантное поведение.




3 декабря

50

Местоимения 2-го лица.

Коррекция грамматического строя речи.





4 декабря


51

Местоимения 3-го лица.

Повторение рода.




8 декабря


52

Единственное число местоимений.

Восстанови последовательность событий. Корригировать лексическую сторону речи





9 декабря


53

Множественное число местоимений.

Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применения на практике.




10 декабря


54

Склонение личных местоимений.

Коррекция мыслительных операции (последовательность, логичность) Коррекция монологической речи.




11 декабря


55

Личные местоимения с предлогами.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод).




15 декабря


56

Правописание личных местоимений 3-го лица

Коррекция на установление смысловых связей. Коррекция диалогической речи.




16декабря


57

Правописание личных местоимений с предлогами

Корригировать лексическую сторону речи




17 декабря


58

Обобщающие упражнения

Комментированное письмо. (под диктовка с объяснениями орфограмм)




18 декабря


59

Упражнения на закрепление

Коррекция социального поведения. Коррекция монологической речи.



22 декабря


60

Д/п. Письма.

Коррекция мыслительных операции (последовательность, логичность).

Письмо своему сверстнику.





23 декабря


61

Контрольные вопросы и задания

Коррекция внимания и мышления.





24 декабря


62

Промежуточная административная контрольная работа.

Комментированное письмо при выполнении работы над ошибками




25 декабря


63

Систематизация знаний

Обобщение по теме личных местоимений.




29 декабря



VII. Глагол

64

Основные грамматические категории глагола. (время, лицо, число, род)

Коррекция мыслительных операции (последовательность, логичность).




12 января


65

Различие глаголов по значению.

Корригировать устную речь через систему вопросов.

(работа с репродукцией В. Д. Поленова «Московский дворик)




13 января

66

Грамматические признаки глагола

Повторение рода, числа, постановка гл в неопр ф.

Корригировать лексическую сторону речи



14 января


67

Род глагола.

Коррекция мыслительных операций

(распределение глаголов по рдам)





15 января


68

Число глагола.

Коррекция внимания.

(работа с карточками)




19 января


69

Неопределенная форма глагола.

Корригировать устную речь через систему вопросов



20 января


70

- Не - с глаголами.

Коррекция мыслительных операций.

(работа с деформиров текстом)



21 января


71

Изменение глагола по лицам и числам.

Коррекция внимания (распределение слов по частям речи)





22 января


72

Правописание глаголов во 2м лице

Коррекция речевой деятельности (комментирование)





26 января


73

Правописание глаголов в неопр ф. и глаг. второго лица

Коррекция речевой деятельности (составление предложений с глаг н.ф. и гл 2 лица)




27 января


74

Ударные и безударные окончания глаголов

Коррекция внимания (распределение по ударным и безуд окончаниям)






28 января


75

Диктант.

Самостоятельность работы.




29 января


76

Систематизация знаний. «Правописание окончаний у глаголов».

Работа над ошибками

(объяснение орфограмм)




2 февраля


77

I спряжение глагола и II спряжение глагола.

Распределение глаголов по спряжению

Коррекция внимания, мышления.




3 февраля


78

II спряжение глаголов в неопределенной форме.

Коррекция мыслительных операций.

Объяснение правописания личных окончаний глаголов II спр.



4 февраля

79

Изменение глаголов по лицам (спряжение)

Коррекция мыслительных операций.

Работа с деформиров текстом)





5 февраля


80

Окончания глаголов I спряжения

Объяснение правописания личных окончаний глаголов

(пошаговое объяснение, таблица)




9 февраля

81

Правописание окончаний глаголов I и II спр

Работа с деформированным текстом.

Объяснение правописания личных окончаний глаголов.





10 февраля


82

Повелительная форма глаголов единственного числа.

Коррекция речевой деятельности.



11 февраля

83

Глагол в повелительной форме множественного числа.

Коррекция волевых усилий при выполнении заданий.




12 февраля


84

Мягкий знак в глаголах.

Коррекция внимания.





16 февраля


85

Обобщающие упражнения

Комментированное письмо






17 февраля


86

Деловое письмо. Анкета

Деловое письмо. Анкета





18 февраля

87

Обобщающий урок по теме: «Спряжение глагола»

Контрольные вопросы и задания.





19 февраля


88

Подготовка к диктанту.

Коррекция мыслительных операций. (последовательность, логичность)




24 февраля


89

Диктант.

Самостоятельность работы)





25 февраля


90

Систематизация знаний.

Работа над ошибками. (объяснение орфограмм)





26 февраля


VIII. Наречие

91

Наречие.

Составление словосочетаний нареч с глаголами. (коррекция мышления)




1 марта


92

Упражнения на закрепление.

Работа с деформированным текстом.



2 марта


93

Наречия, которые обозначают время.

Работа с карточками




3 марта


94

Наречия, которые обозначают место.

Коррекция речевой деятельности (слово, правило, объясняю, пишу)




4 марта


95

Наречия, которые обозначают способ действия.

Коррекция внимания

Распределение наречий по времени, месту, способу действия.




9 марта


96.

Правописание наречий с -а- на конце

Выделение приставок в наречиях.

(из-, до-, на-)





10 марта

97

Правописание наречий с -о- на конце.

Выделение приставок в наречиях.

(за-, с-, в-)




11 марта


98

Обобщающие упражнения.

Коррекция внимания.




15 марта

99

Контрольные вопросы и задания.

Обобщение по теме.




16 марта


100

Сочинение «Моя будущая профессия)

Самостоятельность в работе. Коррекция мыслительных операций.





17 марта


101

Систематизация знаний.

Работа над ошибками.





18 марта


IX. Имя числительное

102

Имя числительное.

Коррекция внимания при письме.



22 марта


103

Количественные и порядковые имена числительные.

Распределение числительных по признакам.



23 марта


104

Правописание числительных от 5 до 20 и30, от 50 до 80; от500 до 900.

Комментированное объяснение правописания имен числительных



24 марта


105


Правописание ь в числительных.

Устное рассуждение



25 марта


106

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

Коррекция внимания и мышления.



5 апреля


107

Обобщающие упражнения

Коррекция мыслительной деятельности (письмо с объяснением орфограмм)



6 апреля


108

Числа в деловых бумагах. Доверенность.

Коррекция внимания при оформлении деловых бумаг



7 апреля


109


Контрольные вопросы и задания.

Подведение итогов по теме. Работа на внимание и мышление.



8 апреля


X. Части речи

110

Имя существительное.

Повторение грамм категор им сущ.

Коррекция мыслительной деятельности.



12 апреля


111

Имя прилагательное

Коррекция памяти и внимания.



13 апреля


112

Глагол.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод)



14 апреля


113

Наречие. Местоимение.

Коррекция мыслительной деятельности.



15 апреля


114

Обобщающие упражнения

Коррекция внимания, мышления.

Работа по карточкам.



19 апреля


115

Словарный диктант.

Коррекция актуализации памяти.



20 апреля


116

Систематизация знаний учащихся.

Работа над ошибками.



21 апреля


XI. Предложение

117

Простое предложение.

Коррекция мыслительной деятельности

(составление простых распростр предл)



22 апреля


118

Главные и второстепенные члены предложения.

Коррекция монологической речи.

(выдел глав и втор членов предл)



26 апреля


119

Распространенные и нераспространенные предложения.

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность)



27 апреля


120

Предложения с однородными членами.

Составление и запись предложений с объяснением орфограмм.



28 апреля


121

Обращение.

Следование речевой инструкции (дополни предложение по данному началу)



29 апреля


122

Сложное предложение

Составление сложных предложений с объяснением знаков преп в предложении.



3 мая


123

Предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Составление схем сложных предложения с объяснением знаков преп в предложениях.



4 мая


124

Предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

По данным схемам составление сложных предложений.



5 мая


125

Составление простых и сложных предложений.

Работа с репродукцией картины А. Саврасова «Грачи прилетели».



6 мая


126

Прямая речь.

Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)



10 мая


127

Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней.

Объяснение знаков препин в предложениях.



11 мая


128

Большая буква в прямой речи.

Коррекция речевой деятельности при составлении предложений.



12 мая

129

Обобщающие упражнения

Коррекция монологической речи.



13 мая

130

Контрольные вопросы и задания.

Коррекция грамматического строя речи.



17 мая

XII. Повторение

131

Запятая в сложном предложении.

Коррекция речи при ответах.



18 мая

132

Диалог.

Составление диалога. Подготовка к диктанту.



19 мая

133

Грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола.

Самостоятельная работа



20 мая

134

Административная итоговая контрольная работа

Работа над ошибками.



24 мая

135

Систематизация знаний учащихся.

Распределение слов по частям речи с объяснением правописания.



25 мая

136

Итоговый урок.

Повторение пройденного за год.



26 мая


© 2010-2022