Урок. Осмысление библейского сюжета в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот» (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Гимназия №1»


















Осмысление библейского сюжета в рассказе

Леонида Андреева «Иуда Искариот» (11 класс)

(2 часа)


Учитель Ерохина С.Н.























Осмысление библейского сюжета в рассказе

Леонида Андреева «Иуда Искариот» (11 класс)

(2 часа)

Цели:

  1. Формирование знаний учащихся о своеобразии мировоззрения Л. Андреева.

  2. Создание ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы и формирующей свой собственный взгляд на поставленную проблему.

  3. Расширение эрудиции и творческих способностей учащихся.

  4. Совершенствование навыков устного монологического ответа и работы в группе.

Метод: эвристический.

ХОД УРОКА


  1. Слово учителя.

- Для литературы начала ХХ века характерно переосмысление вечных проблем бытия, достижений цивилизации. Русскую литературу этого периода характеризуют философские устремления, поиски сущностных начал жизни, связующих человека с миром. Многие писатели обращаются к традиционным библейским сюжетам. Это А. Белый, Б. Зайцев, А. Блок, Л. Андреев.

В рассказе «Иуда Искариот» Л. Андреев переосмысливает библейский сюжет предательства Иудой Христа. Образ предателя в рассказе предстает в ином плане.

2.Постановка задач урока.

  • Каким предстает Иуда на страницах рассказа? В чем, по мнению Л. Андреева, причина предательства?

На эти вопросы нам предстоит ответить, проанализировав рассказ «Иуда Искариот».

3.Для эффективной работы класс делится на 4 группы.

Каждой группе предлагается задание.

1 группа. Образ Иисуса

Чем отличается Иисус Л. Андреева от библейского? Почему в рассказе так мало говорится о учении Христа? Как относится Учитель к Иуде?


2 группа. Изображение учеников Иисуса.

Как ведут себя ученики по отношению к Иисусу и Иуде? Можно ли назвать их лицемерными? Опишите поведение учеников во время гибели Иисуса и после его смерти, дайте свою оценку.

3 группа. Главный герой рассказа.

Каким предстает Иуда на первых страницах романа? Какое впечатление производит? Меняется ли отношение читателя к Иуде в дальнейшем? Почему? Какова жизненная философия Иуды? Каким он видит мир людей? Как относится к ученикам Иисуса?

4 группа. Иуда и Иисус. Предательство Иуды.

Как относится Иуда к учению Христа? Почему происходит предательство? Как на этот вопрос отвечает Евангелие и рассказ Л. Андреева? Сравните. Прав ли Иуда, когда говорит, что любит И. Х.? Если да, то в чем своеобразие этой любви?

Задания, предлагаемые учащимся, различные по степени сложности. Так, более слабым учащимся предлагаются задания 1 и 2 гр., сильным --3,4 гр.

4.Выступления групп.

Дополнительный вопрос всем учащимся: прав ли Д.С. Мережковский, утверждавший следующее: «Не понял умный дурак Иуда, что тысячу раз легче было ученикам умереть, когда умер Христос, чем, оставшись в живых, поверить, что ОН воскрес, что для этого нужна была большая сила любви к Сыну, чем для того, чтобы проклясть Отца…»?


  1. Выводы.

  1. В лице Христа и Иуды сталкиваются две философские позиции, оспаривающие право властвовать в мире. Все содержание призвано подтвердить уверенность Иуды в господстве зла, и сам Христос чувствует силу страшной правды своего противника.

  2. Вместе с тем Иуду тянет к Христу, ему даже хочется, чтобы он оказался прав.

  3. Предательство Иуды - это зловещий эксперимент, философский и психологический. Предательство совершается им с целью проверить, с одной стороны, силу и правоту учения Христа, а с другой - преданность ему учеников и тех, кто так восторженно слушал его проповеди.

  4. Апофеозом Иуды становится смерть Иисуса, трусливое предательство учеников, чудовищная слепота массы, отвергнувшей великую идею. Иуда может торжествовать. Но все оборачивается трагедией. Эта трагедия состоит в том, что Иуда, понимая Иисуса, жизнь и человеческую природу, влюблен в идею, которую развенчивает. Он страстно хотел бы, чтобы оказалась опровергнутой его собственная философия.

  5. Рефлексия.

- Еще в юношеском дневнике Л. Андреев писал о том, что, когда он станет известным писателем, «своими писаниями разрушит и мораль, и установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь всеразрушением» (Д. Мережковский). Изучив всего лишь один рассказ писателя, можем ли мы сказать, что хвастливое мальчишеское заявление, хоть и в малой степени, оказалось пророческим? Каково ваше личное впечатление от рассказа? Над какими вопросами заставил задуматься писатель Л. Андреев? Возникло ли желание познакомиться с другими рассказами этого писателя?


© 2010-2022