Урок по рассказу И. С. Тургенева Бирюк

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по русской литературе на тему «Рассказ «»Бирюк» И.С.Тургенева в гр.№46 по специальности «Электромонтер»

Преподаватель русского языка и литературы ГККП «Теректинский колледж» ЗКО

Мушагалиева К.Е.

Цели урока:формирование у учащихся навыков социально-психологической характеристики персонажа;отработка умения анализировать художественные особенности произведения; пробудить интерес к произведениям И.С.Тургенева;воспитание чувства сострадания.

Тип урока:комбинированный
Межпредметная связь:история,изобразительное искусство,производственное обучение.

Оборудование:перфокарты,мультимедийное оснащение,видеофильм с фрагментом из фильма киностудии им. Довженко «Бирюк»


Ход урока


1.Оргмомент

а)Приветствие

б)Проверка готовности кабинета к уроку

Эмоциональный настрой учащихся к уроку /учащиеся пожелают друг другу что-то приятное/

2.Проверка домашнего задания:

А) Детство И.С.Тургенева

Б)Обучение И.С.Тургенева

в)Лирика И.В.Тургенева

г) Раздача перфокарт.

Д)Задания на слайдах .

3.Новая тема.Слово учителя:рассказ «Бирюк» был написан в 1847 г.,а опубликован в 1948 году.Создавая это произведение, как и весь цикл «Записок охотника»,Иван Сергеевич опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии.В рассказе нашли отражение впечатления автора от родных ему мест

3.Словарная работа:

Бирюк -волк-одиночка; человек одинокий и угрюмый;

Верста - примерно 1060 м;

Верх -овраг;

Дрожки -легкий открытый экипаж ;

живот -домашнее животное ,лошадь; лучина -тонкая сухая щепка для освещения

люлька -подвесная колыбель ;

оглобли -две жерди ,служащие для запряжки лошадей ;

рожок -соска для кормления младенца

Слово учителя:

Вы должны были дома самостоятельно прочитать рассказ «Бирюк».Сейчас поработаем над анализом произведения.

4.Анализ пейзажа.

Следует выяснить ,какое значение имеет пейзаж в структуре повествования и в создании образа главного героя.

План анализа пейзажа.

1.Найдите и прочитайте описание начала грозы.

2.Ответьте на вопрос : «Каким образом Тургенев описывает природу ?» а) отметьте,как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в ночь

б) покажите, как автор одушевляет природу

5.Анализ образа Бирюка.

А)Картины природы подготавливают знакомство читателя с главным героем рассказа-Бирюком.

Общая характеристика героя,основанная на комментированном чтении описания избы,портрета и слова повествователя.

Б) Анализ эпизода столкновения Бирюка с мужиком.повествования.

Задание 1.Найдите в тексте и прочитайте описание обстановки избы лесника, его портрет и авторскую характеристику героя

2.Ответьте на вопросы:

-При каких обстотельствах рассказчик встречается с лесником?

-Почему героя называют Бирюком? Чем вызван его нелюдимый и суровый характер? Каковы условия жизни Бирюка?

-Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков?

Задание 2

А)Найдите в тексте и прочитайте описание столкновения Бирюка с мужиком.

2) Ответьте на вопросы:

-В чем причина конфликта мужика с Бирюком?

-На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются события?

-Какие чувства вызывают у автора и у нас,читателей,образы лесника и мужика?

Составление кластера:с одной стороны,Бирюк-одинокий,бедный несчастный брошенный,мужественный добросовестныйработник.Но с другой стороны :жестокий,строгий,его хотят сжить со свету.

Далее учителем продолжается беседа, в которой затронется вопрос о крестьянском протесте.

-Почему сцена центрального эпизода рассказа:столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком -вором,эмоциональная и напряженная,проходит как бы в сопровождении дождя? Вспомним и зачитаем эти эпизоды.

Так картины природы углубляют смысл рассказа,напоминают о том,что ненастье-ненастье в душе героев рассказа,всего русского народа-еще продолжается)

-Как вы оцениваете поступок Бирюка?Почему он отпускает крестьянина именно так,грубо выталкивая?

(Одновременно и злится на него, и жалеет.Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания)

Итог урока :Какое обещание дал себе в детстве мальчик Тургенев.Что на это повлияло?

Вывод:Как бы ни поступил Бирюк -либо в отношении неприкосновенности частной собственности либо в отношении человечности,он нарушает закон.Это социальный тупик, в котором любая правда оборачивается неправдой,пока не будет уничтожено крепостное право И.С.Тургенев желал. чтобы на его памятнике были высечены слова ,о том,что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.
.
Домашнее задание:подготовиться к написанию изложения








Контрольный диктант по орфографии 10 класс I полугодие

На утренней заре участники экспедиции снова выступили в поход, стараясь придерживаться конной тропы. Следуя вдоль реки, извилистая тропа уклоняется сначала на северо-восток, но не доходит до истоков, а поворачивает на север и взбирается на перевал.

Путешественникам пришлось преодолеть довольно крутой подъем, и с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама: слева тянулась цепь холмов, справа- долина, покрытая темным лесом, а дальше - болотистая речонка.

Река в верховьях слагается из двух безымянных ручьев, текущих навстречу друг другу. В долине произрастает густой смешанный лес с преобладанием кедра.

Прибрежная полоса, покрытая густыми зарослями тростника, была сильно заболочена, так что путники, несмотря на высокие непромокаемые сапоги, не смогли подойти вплотную к реке.

Увлеченные изучением незнакомой местности, исследователи не заметили, как прошел день. Только вечером, когда догорела заря, они, боясь заблудиться в темноте, вернулись на знакомую тропу, которая вела к палаткам лагеря. (137 слов)

Задание:

1. Подчеркнуть все г.о.

2. Найти все слова с проверяемыми б/у гласными, сомнительными и непроизносимыми согласными, обозначить орфограммы, написать проверочные слова.

3. Найти слова с чередующимися гласными в корне, обозначить условия выбора орфограммы.

4. Указать все слова с приставками на з-с, при-пре, обозначить их, указать условия выбора буквы













Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс основной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

- проверяемые безударные гласные;

- непроверяемые безударные гласные;

- правописание окончаний имён существительных;

- написание непроизносимых согласных:

- написание з-с на конце приставок;

- написание производных предлогов;

- н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

- не с прилагательными, наречиями и глаголами;

- различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

- запятая при однородных членах предложения;

- запятая в сложном предложении;

- запятые при обособлении определений, обстоятельств;

- запятые при уточняющих членах предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- синтаксического разбора предложения;

-фонетического разбора и разбора по составу;

- определять способ связи слов в словосочетаниях;

Диктант

Сильный ветер шумел в вершинах островов, и вместе с шумом деревьев доносилось беспокойное кряканье озябших уток. Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города.

Только позавчера, после посадки с поезда на самолёт внутренней линии, она прибыла в сибирский этот городок, старинный, купеческий, с современными громкоговорителями на улицах, усыпанных пожелтевшей хвоей, и, в один день получив назначение, не найдя в себе смелости расспросить о новом месте, плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. Ей было неспокойно, как было и в продолжение полуторачасового полёта на потряхивающем самолёте, и не проходило ощущение странного сна, который должен вот-вот оборваться. Однако всё было реальным: растаяли в непроницаемой тьме жёлтые искорки фонарей, она сидела на ящиках, и от порывов ветра в конце плота разгорался огонёк чьей-то трубки; поскрипывало равномерно весло; чёрным пятном проявлялась человеческая фигура.

(160 слов) (По Ю. Бондареву)

Грамматические задания

1. Сделать фонетический разбор слова:

(на) ящиках - 1-й вариант хвоей - 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Беспокойное, озябших, сжимаясь - 1-й вариант

старинный, современными, оборваться - 2-й вариант

3. Выписать по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

Из первого абзаца - 1-й вариант из второго абзаца - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города. - 1-й вариант

Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. - 2-й вариант













Тесты

1 вариант

1.Укажите неизменяемую часть речи :

а/глагол

б/числительное

е/наречие

д/местоимение

е/существительное

2.Через дефис пишется существительное :

а/ /пол/очка

б/ /пол/минуты

с/ /полу/остров

д/ пол/книги

е/пол/дюжины

3.Морфология - это раздел науки о языке ,в котором изучаются :

а/ части речи и их формы

б/ правила расстановки знаков препинания

е/ значимые части слова и способы словообразования

д/ правила произношения слов

е/правила написания слов

4.Укажите существительное , употребляющееся только во множественном числе :

а/земли

б/каникулы

е/тружеников

д/друзья

е/правила

5.Обозначает количество или порядок предметов при счете,изменяется по падежам:

а/глагол

б/имя прилагательное

е/имя числительное

д/имя существительное

е/местоимение

6.Суффикс -ек пишется в существительных :

а/луч...к, ключ...к, кирпич...к

б/ножич...к,овраж...к,бараш...к

с/венч...к,мяч...к,нос...к

д/чертеж...к,еж...к,нол...к

7.Прилагательные, не образующие простую форму сравнительной степени:

а/молодой,крутой, тонкий

б/плохой,острый,жаркий

с/приветливый,громний,малый

д/громоздкий,исхудалый,лишний

е/тихий,дорогой,долгий

8.Укажите словосочетание с собирательным числительным:

а/ три конфеты

б/трое суток

с/сто заданий

д/двадцать четыре метра

е/сорок лет

9/Предложение с относительным местоимением

А

а/Кого я люблю и желаю?

© 2010-2022