Статья Наглядность УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Обучение слепых и слабовидящих учащихся русскому языку имеет большое значение не только для овладения знаниями по этому предмету, но и развивает, обогащает и формирует речь детейО, положительно влияет на изучение других предметов школьного курса.   Система обучения русскому языку в начальных классах предусматривает тесную связь между фонетикой, лексикой, словообразованием и грамматикой. В начальных классах у школьников формируются морфологические и синтаксические понятия. При обучении грамоте и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Обучение слепых и слабовидящих учащихся русскому языку имеет большое значение не только для овладения знаниями по этому предмету, но и развивает, обогащает и формирует речь детейО, положительно влияет на изучение других предметов школьного курса.

Система обучения русскому языку в начальных классах предусматривает тесную связь между фонетикой, лексикой, словообразованием и грамматикой. В начальных классах у школьников формируются морфологические и синтаксические понятия. При обучении грамоте и формировании грамматических понятий на уроках русского языка используется два вида наглядности: наглядность, связанная с назывной функцией слова, через которую формируются представления об окружающем мире, а тик же выявляется лексическая сущность слова; собственнограмматическая наглядность, средствами которой можно добиться усвоения элементарных грамматических понятий. Так же новое содержание обучения предусматривает широкое применение моделирование грамматических конструкций. По заданию учителя дети могут выкладывать квадратиками или другими фигурами нужное количество слов в предложении. По мере овладения навыком ученики должны воспринимать на слух предложение и представлять его в виде схемы из отдельных геометрических фигур.

Очень эффективно обратное задание, когда по заданной схеме дети должны сами составить предложение. Благодаря использованию таких моделей учащиеся овладевают умениями выделять все слова в предложении, в том числе и предлоги, как самостоятельные части речи. Это очень важно для овладения навыками грамотного письма учащимися младших классов.

Аналогичная работа с моделированием звуков должна проводиться с учащимися при овладении звуковым составом речи. Учитель произносит слово, дети выкладывают определенные модели ( количество букв в слове). Затем проводится звуковой анализ слова (модели, соответствующие твердым и мягким согласным звукам). Работая с.моделями, дети упражняются в звукопроизношении, классифицируют звуки. Модель в учебном

процессе выполняет функцию абстрагирования, имеет большое значение в развитии познавательных возможностей школьников (В.А. Лонина, НА. Крылова, В.А. Феоктистова).

Формируя понятие «корень слова» можно использовать известную схему, где главная часть слова сравнивается с главной частью дерева. На ветках этого дерева сделаны прорези. В них вставляются новые части слова. При помощи такого тренажера дети упражняются в словообразовании.

В целях повышения интереса к урокам русского языка, проведения дифференцированной работы, необходимо широко использовать индивидуальный раздаточный материал, заготовленный по всем разделам программы. Естественно, что объем и характер заданий по работе с этими карточками меняется в соответствии с конкретными целями, которые запланированы на данный урок.

Например, можно использовать карточки, на которых записаны слова с пропущенной орфограммой:

Задание: спиши слова, вставляя пропущенные буквы и припиши проверочные слова.

X.. .лмы, ш.. .ги, сл.. .ны, н.. .жи, с.. .лонка, б.. .льница и т. д. на другой карточке может быть записано предложение, которое нужно разобрать по членам предложения и составить схему или определить части речи:



© 2010-2022