Литературно-музыкальная композиция для учащихся 11 классов Красною кистью рябина зажглась

Оформления зала: на сцене - портрет М.И.Цветаевой. Возле него, на драпировке,-листья клёна, гроздья рябины. На столике под портретом -подсвечник стремя свечами, цветы, на пианино такие же подсвечники. На журнальном столике - сборники стихотворений А.С.Пушкина, А.А.Блока, М.И.Цветаевой. 1-й чтец: 26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаевой, профессора Московского университета, директора Румяецевского музея и основателя московского Музея изящных исскуств, и Марии Александровны Мейн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Красною кистью рябина зажглась...

Литературно-музыкальная композиция для уч-ся 11 классов

автор разработки Сергеева Елена Викторовна учитель русского языка и литературы

г. Донской 2009 г.

Оформления зала: на сцене - портрет М.И.Цветаевой. Возле него, на драпировке,-листья клёна, гроздья рябины. На столике под портретом -подсвечник стремя свечами, цветы, на пианино такие же подсвечники. На журнальном столике - сборники стихотворений А.С.Пушкина, А.А.Блока, М.И.Цветаевой.

1-й чтец: 26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаевой, профессора Московского университета, директора Румяецевского музея и основателя московского Музея изящных исскуств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

2-й чтец: Красною кистью

Рябина зажглась

Падали листья

Я родилась

Спорили сотни

Колоколов

День был субботний

Иоанн Богослов

Мне и до ныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Лучом света высвечивается девочка, сидящая у пианино и перебирающая клавиши.

3-й чтец: «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказазанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала:

«По крайней мере, будет музыкантша.» Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»-и тут же принялась учить

меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре...» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.»

Звучит музыка Е.Дош из телефильма «Гонки по вертикали.» Луч света гаснет, зажигаются свечи под портером, на журнальном столике и на пианино.

4-й чтец: Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело-измена, мне имя-Марина

Я - бренная пена морская

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты...

-В купели морской крещена - и в полёте

Своём - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся своеволье

Меня - видишь кудри беспутные эти?

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - весёлая пена -

Высокая пена морская!

5-й чтец: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку, с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к Музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть- книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

Звучит музыка Ф.Шопена.

6-й чтец: Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает:

«В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернатской, умершей очень рано- в двадцать восемь лет. Увеличенная фотография - тёмное, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрыми, горечью тронутом ртом...»

1-й чтец: Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»:

Продолговатый и твёрдый овал

Чёрного платья раструбы...

Юная бабушка! - Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица -

Локоны,в виде спирали.

Тёмный, прямой

И взыскательный взгляд

Взгляд к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы? Сколько возможностей вы унесли, И невовозможностей - сколько? В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька

День был невинен, и ветер был свеж

Тёмные звёзды погасли.

- Бабушка! Этот жестокий мятеж

В сердце моём - не от вас ли?

2-й чтец: Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой мятежной души.

Нет, был барабан, перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева - ручищи по швам -

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли - и тишайшим из лож

Пробыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почёт сей, почётно-да слишком!

Гляди, мол, страна, как молве вопреки,

Монарх по поэте печётся!

Почётно - почётно - почётно

Почётно, - почётно-до чёрту!

Кого ж это так - точно воры вора

Пристреленного- выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора -

Умнейшего мужа России.

Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину»; «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».

3-й чтец: Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантнейшими людьми конца XIX- начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки посвященные поэтическому кумиру - Александру Блоку:

Имя твоё - птица в руке,

Имя твоё -льдинка на языке.

Одно единственное движенье губ.

Имя твоё - пять букв.

Мячик пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит

И назовёт его нам мв висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё, - ах нельзя! -

Имя твоё - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век

Имя твоё - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой платок.

С именем твоим - сон глубок.

4-й чтец: В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Афроном, ставшим в последствии её мужем. Именно ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

Звучит музыка А.Петрова из кинофильма «Жестокий романс»

5-й чтец: Я с вызовом получаю кольцо!

-Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпал.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно - великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он такой первый тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно - бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слепают стажи - и идут на плаху.

Звучит вальс Е.Дош из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

б-й чтец: Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть заду шли вой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится ещё, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное моё, мой нежный, не

Упоминаете ни днём, ни ночью- всуе...

Что никогда в церковной тишине Не пропоют под нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! -Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За нами - негулянья под луной, За солнце, не у нас над головами, -За то, что вы больны - увы! - не мной, Зато, что я больна-увы!-не вами! Звучит музыка Е.Дош из телефильма «Гонки по вертикали».

1-й чтец: 1931 год. Крым. Рядом с Мариной - её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает:« Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая. С вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что -то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности... Она знает себе цену, и во внешнем очаровании, как с детства знала её - во внутреннем».

Продолжает звучать музыка.

2-й чтец: Тихо плещется море. Темно синее небо, мерцающие звёзды и стихи:

В огромном липовом саду -

Невинном и старинном

Я с мандолиною иду

В наряде очень длинном.

Вдыхал тёплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной мандолины.

Пробором кудри разделив...

Тугого шёлка шорох,

Глубоко вырезанный лиф

И юбка в пышных сборах.

Мой шаг изнежен и устал,

И стан, как гибкий стержень,

Склоняется на пьедестал,

Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук

На зелени так белы!

И топчет узкий мой каблук

Невидимые стрелы...

3-й чтец: Стихи Марины Цветаевой мелодичны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма « Жестокий романс»

4-й чтец: бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 года Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

Давным - давно - перекричать разлуку -

Я голос сорвала.

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Кидаю в вихрь войн,

Пусть странствует она -

Свечой под праздник -

Вот так: из длани в длань.

О ветер, ветер, верный мой свидетель,

До милых донеси,

Что еженощно я во сне свершаю

Путь с Сквера на Юг.

5-й чтец: И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Б.Пастернаку, звучат ноты грусти и непередаваемой тоски:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится...

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце...

Ты, в погудке дождей и бед-

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку - на весь тот свет!

Здесь мои - обе заняты, б-й чтец: Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма.

Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году

возвращаются в Россию(муж и старшая дочь к тому времени были уже на

родине). Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей

дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь

близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И

думы, думы... Испепеляющем думу, не оставляющие места желанию жить. В

1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.

5-й чтец: «Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад,31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина.»

Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой: «Уж сколько их упало в эту бездну...»

С первыми звуками песни гаснет свет в зале и зажигается свеча над портретом Марины Цветаевой.



© 2010-2022