Урок по русскому языку на тему Слова категории состояния (7 класс)

  Дать понятие о категории состояния как части речи;    способствовать развитию умений находить слова категории  состояния в тексте; использовать слова категории состояния в  своей речи. На уроке учащиеся вместе с учителем должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния и по каким признакм отличать слова категории состояния от других частей речи. Проводится игра "Вопрос-ответ", самостоятельная работа, тренировочное задание, мини-тест "На пятерку", составляется ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему Слова категории состояния (7 класс)Урок по русскому языку на тему Слова категории состояния (7 класс)Урок по русскому языку на тему Слова категории состояния (7 класс)Урок по русскому языку на тему Слова категории состояния (7 класс)Урок по русскому языку на тему Слова категории состояния (7 класс)Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-лицей №2»










Урок русского языка

в 7 классе:

«Слова категории состояния»







Подготовила

учитель русского языка и литературы

Абдурафеева Э.Р.



Белогорск,2015

Тема урока: Слова категории состояния.

Цель урока: дать понятие о категории состояния как части речи; способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте; использовать слова категории состояния в своей речи.

Оборудование: учебник, дидактический материал

Ход урока

I Актуализация опорных знаний учащихся

- Проверка домашнего задания

II Объявление темы и цели урока

  1. Работа с учебником

- Теоретический материал с.108-109

  1. Практическая работа

Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи.

  1. Утро солнечно и радостно.

  2. Глаза светились радостно.

  3. На душе у ребят было радостно.

В первом предложении «радостно» является кратким прилагательным, относится к существительному, отвечает на вопрос каково?, в предложении является сказуемым.

Во втором - наречие, обозначает признак действия: светились как? радостно, в предложении является обстоятельством.

В третьем - радостно -одновременно и прилагательное- ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие - оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, особая часть речи.

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (СКС)

  1. Не зависят от других слов.

  2. Отвечают на вопрос как? каково?

  3. Обозначает состояние природы, человека, оценку действия

  4. В предложении является сказуемым

  5. Не изменяется.


  1. Игра «Вопрос-ответ»

Это игра на внимательность. Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете, если нет - топаете.

  1. КС не изменяется. Да

  2. КС отвечает на вопрос что? Нет

  3. КС - самостоятельная часть речи. Да

  4. КС в предложении является обстоятельством. Нет

  5. КС употребляется в безличном предложении. Да

  6. КС обозначает предмет. Нет

  7. КС отвечает на вопрос каков? Нет

  8. КС является сказуемым. Да

Давайте составим алгоритм (порядок действий) различия СКС, кратких прилагательных и наречия.

Шаг 1.

Каким членом предложения является слово


сказуемое Обстоятельство

Шаг 2

Нахожу грамматическую основу

Предложение безличное

Да Нет

Это СКС Кр.прил. Наречие



  1. Тренировочное задание

- Отработаем наш алгоритм: записываем предложение, рассуждаем.

А) И тяжело Нева дышала. (Дышала как? обстоятельство, значит слово тяжело - наречие).

Б) На сердце тяжело и грустно (На сердце каково? сказуемое. Предложение безличное - СКС).

В) Небо от нависших туч тяжело.(Небо каково? сказуемое. Есть подлежащее, значит слово тяжело - краткое прилагательное).

5. Самостоятельная работа

- Примените наш алгоритм самостоятельно.

* * *

1. Видно, выспался худо…(наречие)

2. За морем житье не худо… (кр.прил.)

3. Тут и вовсе ему худо…(СКС)

* * *

1. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо. (наречие)

2. Утро тихо, радостно и молодо.(кр.прил.)

3. На улице тихо после дождя.(СКС)

* * *

1. Лазурное небо спокойно.(кр.прил.)

2. На душе у меня спокойно. (СКС)

3. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя.(наречие)


  1. Мини-тест «На пятерку»

  1. Слова категории состояния обозначают:

А) предмет;

Б) признак предмета;

В) состояние природы;

Г) действие предмета.

2) Слова категории состояния:

А) изменяются по числам;

Б) не изменяются;

В) изменяются по падежам;

Г) спрягаются.

3) Слова категории состояния в предложении являются:

А) сказуемым;

Б) подлежащим;

В) обстоятельством;

Г) определением.

4) В каком предложении есть слово категории состояния:

А) Бесшумно повернулся ключ в замке;

Б) Туманное утро бесшумно;

В) В море за кормой бесшумно.

5) Определите значение слова категории состояния в предложении:

В лесу морозно и снежно.

А) оценка действия;

Б) состояние человека;

В) временное состояние;

Г) состояние природы.

Ответы: 1-в, 2-б, 3-а, 4-в, 5-г

III Подведение итогов урока

IVДомашнее задание

С.108-109 (выучит правило), упр.202


© 2010-2022