Эссе Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в преподавании русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе

Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в преподавании русского языка и литературы

(учитель русского языка и литературы Беликова Ирина Александровна, МБОУ "Северская гимназия» г. Северск)

Урок литературы, как никакой другой, должен способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства долга, справедливости, доброты, любви к ближнему. Но в последнее время дети мало читают, литература преподаётся как теоретическая дисциплина.

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися национальных базовых ценностей, освоение системы общечеловеческих и культурных ценностей.

К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повело за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих международных идеалов и образовании идеологической пустоты.

Поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить только одним способом - дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого - многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшихся на нравственных этических ценностях.

Например, на вопрос по роману «Дубровский» Пушкина: «Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку», дети отвечали, что Архип поступил правильно, не пожалел приказных, потому что они поступили плохо с хозяином. Архип спас кошку, потому что она беспомощное существо. Дети не понимали, что Архип поступил жестоко, что человеческая жизнь бесценна. Любимые герои детей - мстители. А месть не понимает прощения. Как помочь подростку различать границу между добром и злом. И здесь приходит на помощь Библия.

Нельзя понять Толстого, Достоевского без библейских истин.

Преподавание литературы тесно связано с постижением библейских истин и применением их в личной жизни.

Истинное прощение возможно только тогда, когда мы глубоко осознали глубину дарованного нам Богом прощения. Когда мы посмотрим на себя как на прощённого грешника, наше высокомерие и надменность к людям, причинившим нам боль, растает. Мы станем видеть в людях попутчиков на жизненной дороге, людей, которые, как и мы, борются со злом в себе. И только тогда сострадание займёт место ненависти, а истинное прощение начнёт жить в нас. Другого пути нет. Истинная любовь - это подарок от Бога.

Именно поэтому педагог должен защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить единственным способом - дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание. Мы можем решить эту проблему средствами нескольких предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

По словам С. И. Ожегова, нравственность - это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно связаны: там, где нет духовности падает нравственность.

Предметы русского языка и литературы позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Это происходит порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку: Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало.

Литературные дискуссии ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где сталкиваются характеры, где надо отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки.

Изучая «Слово о полку Игореве» больше говорим о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, забывая моменты о честолюбии и гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.

В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» важно подвести детей к выводу, что трагизм героя - в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая всё, он не может предложить ничего взамен. А главная мысль Тургенева - жизнь от прошлого к будущему, где главная ценность любовь отцов к детям.

На уроках русского языка и литературы необходимо показать бережное отношение к родному слову. Размышления над словом помогают познакомится с особенностями с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащегося и преподавателя.

Учителю на каждом уроке необходимо ставить нравственную задачу: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не иди на сделку со своей совестью и т. д.

Я считаю, что литература должна преподаваться через православный аспект, потому что классическая литература создавалась на традициях предшествующих веков. Это литература Православная. Работая в старших классах, нужно рассматривать через изучаемые произведения такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение.

Пьеса Островского «Гроза» рассматривает, что такое грех. Пьеса показывает кризис нравственных устоев общества. При изучении Достоевского «Преступление и наказание» дать детям понять, в чём преступление и в чём наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди герои романа нарушают. Лесков «Очарованный странник», за которым стоит вся Россия, национальный облик которой определён её православно-христианской верой.

И таких примеров в русской литературе немало.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей заставляет педагогов современной школы искать пути и средства духовно-нравственного воспитания.

© 2010-2022