Исследовательская работа Лексические составляющие образа Родины в лирике Есенина

Актуальность настоящего исследования определяется обращением к проблеме языковой реализации базовых понятий культуры общества, его духовной жизни. Сегодня мы наблюдаем отсутствие нравственных ориентиров в обществе, падение интереса подрастающего поколения к  классической литературе.      Личная и поэтическая судьба С. Есенина постоянно находится в центре внимания российского литературоведения. Не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, а главное – в ис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 4»

Кулундинского района Алтайского края



Исследовательская работа

Лексические составляющие образа Родины в лирике Есенина

Выполнила: Сазыкина Марина, ученица 11 класса

Руководитель: Петрова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы




Кулунда 2011




Содержание

Введение 3

I.Вступление 4

II. Лексические составляющие образа Родины в лирике Есенина

1. Изобразительно - выразительные средства языка

1.1 Эпитеты, сравнения и метафоры 6

1.2 Олицетворения 7

2. Цветопись 9

3. Народная лексика 12

4. Фольклор 15

5. Христианская образность 17

6. Практическая часть (стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…») 20

Заключение 21

Литература 22






Объект исследования: поэзия Сергея Есенина.

Предмет исследования: лексические составляющие образа Родины в лирике Есенина.

Цель: показать поэтическое мастерство Сергея Есенина в раскрытии образа Родины.

Задачи: 1. Пробудить желание глубже познакомиться с личностью и творчеством Сергея Есенина.

2. Вызвать интерес к поэзии Сергея Есенина.

3. Раскрыть лексические составляющие образа Родины лирике Сергея Есенина.

4. Помочь почувствовать патриотический характер, поэтическое обаяние и лиризм стихотворений Сергея Есенина.

5. Развивать умение анализировать лирическое произведение.

Метод исследования: анализ поэтических текстов Сергея Есенина, монографий, посвящённых его творчеству.







Введение

Актуальность настоящего исследования определяется обращением к проблеме языковой реализации базовых понятий культуры общества, его духовной жизни. Сегодня мы наблюдаем отсутствие нравственных ориентиров в обществе, падение интереса подрастающего поколения к классической литературе.

Личная и поэтическая судьба С. Есенина постоянно находится в центре внимания российского литературоведения. Не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, а главное - в истоках его таланта. Это и явилось главной причиной выбора темы моей работы.

Целью настоящей работы является исследование поэтического языка С.Есенина. Особый интерес представляет исследование индивидуально-авторского стиля поэта в изображении лексических составляющих образа Родины в лирике поэта через анализ изобразительно - выразительных средств языка, христианскую образность, цветопись, народную лексику, фольклор.

Немаловажным является изучение в поэтических текстах С. Есенина индивидуальных авторских концептов, путь к постижению которых лежит через анализ конкретных языковых средств. Отсюда обусловлен выбор объекта исследования - образ Родины в художественной картине мира русского национального поэта С.Есенина. Родина - «отечество, отчизна, страна, в которой человек родился, исторически принадлежавшая данному народу территория с ее природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями я зыка, культуры, быта и нравов, место рождения человека».

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении ведущего концепта художественной картины мира С. Есенина «Родина», в установлении лексических составляющих её образа.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и полученных результатов при анализе поэтического текста по творчеству С. Есенина.




Вступление

Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир!

И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озера - вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к русской земле.

Говорить о своеобразии лирики С. Есенина - значит говорить прежде всего о той исключительной роли, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (у Есенина обе темы с самого начала сливаются воедино). Природа и Родина - слова одного корня.

Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, через картины родной природы. Поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы.

Опять раскинулся узорно

Над белым полем багрянец.

В темной роще на зеленых елях

Золотятся листья вялых ив

Тема Родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире С. Есенина эти понятия: Россия, природа и песенное слово сливаются воедино.

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».

С Родиной связана лучшая метафора « страна березового ситца» и самый нежный образ в его стихах - образ прекрасной девушки-березки. Ей посвящены лучшие стихи.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан.

И ее золотистые косы

И холщовый ее сарафан.

Зеленая прическа

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Зеленокосая, в юбчонке белой

Стоит береза над прудом…

Поэзия Есенина насыщена обращениями:

Милые березовые рощи!

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что разгадать не могу.

Ой ты, Русь моя, милая родина…

Сыпь ты, черемуха снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных…

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Удивительна способность поэта раскрывать прелесть самой жизни, заражать великой любовью к родине, которую он может вложить решительно во все: и в березку, и в поле, и в сноп соломы.




II. Лексические составляющие образа Родины в лирике Есенина

1.Изобразительно - выразительные средства языка

1.1 Эпитеты, сравнения и метафоры.

В лирике Сергея Есенина наблюдаем многообразие изобразительных эпитетов. Взволнованная дума о России « люблю до радости и до боли твою озёрную тоску». Стихи звучали и благоухали: « роса медвяная», «духовитые дубравы». В предложении « опять я тёплой грустью болен от овсяного ветерка». Эпитет «тёплый» можно использовать, как ласковый, нежный, а «овсяной ветерок» не столько ветер, пахнущий овсом сколько несущий запах с родных полей.

«Хижины хилые», «борозды милые», «веселый покос», «озерная тоска», «усопшие вербы», «чахоточный свет луны»…

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств, взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

В его стихах и любовь к родному краю, и нежное чувство родины, выраженное удивительно свежими и точными сравнениями…

«Воробушки игривые, как детки сиротливые»

«Золотою лягушкою луна распласталась на тихой воде»

«Сыплет черемуха снегом»

«Распоясала зарница в пенных струях поясок»

«Дымом половодье зализало».

«Небо словно вымя, звезды как сосцы»

«Тучи ржут, как сто кобыл»

«Тополя, как телки, уткнули босые ноги под ворота»

« Заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот»

В стихотворении «Дымом половодье» стога сравниваются с церквами, а заунывное пение глухарки с зовом к всенощной.

Стилевой особенностью его лирики является метафорический язык.

Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери - природы.

Луна-заяц. Звезды - заячьи следы.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба

И с хруптом мысленно кусая огурцы

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако у стойла под уздцы

Здесь даже мельница - бревенчатая птица

С крылом единственным стоит, глаза смежив».

«Задымился вечер»

«Улыбка солнца»

«Шалями тучей луна закрывалась»

«Лижут сумерки золота солнца»

«Белых яблонь дым»

«Ветер плюётся охапками листьев»

«Туча кружево в роще связала»

«По пруду лебедем красным плавает тихий закат»

«Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»

«Гаснут красные крылья заката»

«Хвойной позолотою взвенивает лес»

«Нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров»

«Ковригою хлебною под сводом надломлена твоя луна»






1.2. Олицетворения

В лирических стихах Есенин обращает внимание на одухотворенность мира. Предмет, который он рисует и прежде всего природа всегда движется. Отсюда обилие отглагольных форм.

К примеру, месяц всегда сравнивается с кудрявым ягненком, который «гуляет в голубой траве». Рога месяца, отразившегося в затихшем озере, «бодается с осокой». Сад не цветет, а «колышет, как пенный пожар». Полынь не пахнет, а «веет запахом». Такое представление Есенин почерпнул в народных сказках, поверьях, мифологии.

Часто Есенин, используя богатый опыт поэзии, прибегает к приему олицетворения: Черемуха у него « спит в белой накидке» , вербы - плачут, тополя - шепчут, «пригорюнились девушки - ели» и т.д.

Главнейшая особенность есенинской природы - ее очеловеченность. В этом как будто нет ничего нового: олицетворение - один из основных законов художественного творчества, пришедший в литературу из фольклора.

Но Есенин, оживляя природу не только для сопоставления с человеческой жизнью. Да ему и не надо было « оживлять» природу: она для него живое существо, которое чувствует и мыслит, страдает и радуется.

«Как метель, черемуха машет рукавом…»

«Тучи рваные кутают лес…»

«Темными елями снится гомон косарей…»

«О красном вечере задумалась дорога…»

«Желтые поводья месяц уронил…»

«На бору со звонами плачут глухари…»

«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…»

Изба - старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Клен ты мой опавший,

Клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись,

Под метелью белой?

Или что услышал?

Словно за деревню

Погулять ты вышел.










2. Цветопись

Есенин - едва ли не самый лунный поэт. Его можно назвать лунатиком, для осторожности пояснив: его долгий диалог с лунным светом вызван ощущением, что именно луна оказывается наилучшим выразителем лирической сущности. Лунный спектр у Есенина очень разнообразен и его можно подразделить на две группы:

1)Белый, серебряный, жемчужный, бледный.

2)Алый, рыжий, золотой, синий.

Стихи Есенина насыщены золотым и серебряным цветом и переливаются как драгоценные оклады икон. Алый, синий и золотой - три главных цвета древнерусской живописи. Именно к этой палитре чаще всего прибегал Есенин.

Уже давно мне стала сниться

Полей малиновая ширь…

Синее небо, цветная дуга

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер.

Здесь золотой фон приобретает символическое значение, как на древнерусской иконе. Золотом иконописец писал небо и небесный свет. Золотой фон символизирует изначальный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется.

Есенин низводит это небо на землю, золотой становится сама Русь. Русская земля - храм, небо и рай поэта.

Есенинскую цветопись можно увидеть на примере стихотворения

…Синим жерновом развеяны и смолоты

Водяные зерна на муку.

Голубой простор и золото

Опоясали твою тоску.

Выбор таких цветов обусловлен связью с православной церковью, с Богом, органично реализующимся в эстетике творчества поэта. Для С. Есенина эти цвета соединяются с конкретными цветовыми образами русской действительности.

Белый - символ чистоты.

Голубой - символ устремленности к небу, т.е. к чему - то недосягаемому.

Синий - цвет небесного пространства.

Золотой - цвет солнца.

Красный - цвет человеческой крови, а следовательно, животворящей крови Христа.

«Лижет теленок горбатый вечера красный подол»

«Синий сумрак как стадо овец»

«Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде»

«Слышу плеск голубого ливня»

«Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду»

«Вяжут кружево над лесом в желтой пене облаков»

«И горят снежинки в голубом огне»

Золотой и алый цвет чаще всего растворяется в белом. Алое становится розовым, наступает «златое затишье»

Вот оно глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Стелется синей росою

С поля ночной холодок.

Глупое, милое счастье

Свежая розовость щек.

Цветовая палитра этого стихотворения уже сама поэма. Белый, золотой, алый, синий, розовый. Здесь оживает палитра Рублевской Троицы, где все эти краски даны не в контрастном сочетании, а во взаимопроникновении, что создает ощущение единства всего сущего.

Краски у поэта звенящие. «Звенят родные стены молитвословным ковылем», «И пусть со звонами плачут глухари, есть тоска веселая в алостях зори», «…Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных»





3. Народная лексика

В творчестве Есенина обильно представлена народная лексика. Конкретность и отчетливость поэтического видения выражается самой обиходной бытовой лексикой, словарь прост, в нем отсутствует книжные и тем более абстрактные слова и выражения. Этим языком пользовались односельчане и земляки. В его стихотворениях часто встречаются диалектизмы.

Крестьянский быт, описанный в стихотворении «В хате», с его дежками, пазами, рыхлыми драченами шелухой яиц с махоткой и сохой, петухами, сенями воплощает крестьянский космос. Утварь здесь - образ духовной благодати.

Пахнет рыхлыми драченами

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

Что ни фраза - то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта. Все это - родное для него.

Дёжка - это ёмкость для замеса и брожения теста.

Печурка -уменьшительно-ласкательный суффикс.

Паз - это щель, в которую вставляют выступ другого предмета при скреплении.

Заслонка - это железный лист с ручкой, закрывающий отверстие печи.

Ухват - это приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов, железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.

Махотка - это горшок.

Хомут - это часть упряжки, надеваемой на шею лошади, округлый, деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне.

Избы забоченились,

А их все - то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнет благодать.

Гать - это то, чем покрыто тонкое болотистое место.

Ради сохранения метрической простоты Есенин применяет такие стилевые приемы, как АНАКОПА т.е. отсечение звука («Я молюсь на алы зори…») или наращивание звука («Шел Господь пытать людей в Любови…»)

Употребление кратких существительных типа «темь», «синь», «глядь», «водь». Развивая эту особенность русской речи поэт вводит такие слова, как «звень», «березь да цветь», «теплынь».

Только видели березь да цветь.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.






4. Фольклор

Сергей Есенин - талантливейший поэт земли родной. Его творчество неотделимо от духовной жизни нашей страны, ее богатой национальными традициями песенной культуры. В чем же секрет столь огромной популярности этого поэта? Он в особом характере природного таланта, с поразительной естественностью соединившего в себе высокую поэзию и живую действительность, фольклорно - песенное начало и глубокую индивидуальность.

К вершинам художественного мастерства Есенин поднялся из глубин народной жизни, что определяет весь характер его поэзии.

Любовь к деревенской России, к природе, быту, устной поэзии Есенин пронес через все творчество.

Фольклорное начало отчетливо просматривается уже в первых стихах поэта. Некоторые из них целиком построены на традиционно - песенном материале.

Потерял я колечко,

Потерял я любовь.

А по этому колечку

Буду плакать день и ночь.

Или:

Не нашлось мое колечко,

Я пошел с тоски на луг,

Мне вдогон смеялась речка:

У милашки новый друг.

В такой лирической манере написаны «Выткался на озере алый цвет зори». Его лексика, образы, ритмы казались настолько точными и выразительными, как если бы это было подобранно самим народным певцом.

Есенин утверждает, что в слове « Россия» заключено и « роса» и «сила» , и синее что-то. Любовь к родине чувствуется не только в содержании произведений, но и в самой художественной форме. Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно - поэтическим творчеством.

Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, Есенин пронес через всю жизнь. В своей поэзии часто использовал песенные и частушечные сюжеты, мотивы, образы, видоизменяя и преобразовывая их порою до неузнаваемости.

Лирический герой его поэзии необыкновенно близок лирическому герою народных песен. Близок прежде всего ощущением нерасторжимой связи с родной природой и с тем жизненным укладом деревни, который нашел отражение в произведениях фольклора.

( Месяц - ягненок, всадник, пастух; река - санки; ветер - конь; мельница - птица)







5. Христианская образность

Есенин исповедовал христианскую веру. Христос для него совершенство! Его лирика наполнена христианской образностью.

«И березы стоят, как большие свечки…»

«Слышится запах ладана…»

«У лесного аналоя воробей псалтырь читает…»

«Закачались лампадки небес…»

В его стихах статичный деревенский пейзаж освещен «Божьей благодатью». «К сердцу вечерняя льнет благодать». Пейзажная метафора соединена с евангельскими образами.

Так, в стихотворение «Сохнет стаявшая глина» образ ветра «рыжего ласкового осленка» сочетается с образом Христа (Кто - то в солнечной сермяге на осленке рыжем едет), которому подчиняется вся природа.

В стихотворении «Чую радуницу Божью…» природа - олицетворение Христа:

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Бор венком, в кольце иголок

Мне мерещится Иисус.

Иисус зовет лирического героя в дубравы «как во царствие небес»

Лирический герой той поры кроток, как сама Русь. Он - пастух в хоромах природы. Он носитель библейской ментальности.

Само определение «пастух», уже в ранней лирике Есенина обрело философский смысл. Само слово ассоциируется с сочетанием «пас - дух» мистически выбран.Как и сама Русь, есенинский лирический герой храним Небом.

В мировоззрении Есенина органично объединились два начала - христианское и крестьянское. Тема крестьянской России, тема избы в творчестве поэта обрела философскую значимость, ее следует рассматривать и в контексте Нового Завета; крестьянский образ жизни олицетворяет земной рай, который был адекватен царствию небесному. Образ крестьянского рая воссоздан в христоматичном есенинском стихе «Гой ты, Русь, моя родная…»

Лирический герой - богомолец; дух на Руси - благодатный, райский. «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас.»

Крестьянская Русь в этом стихотворении- олицетворение неба «Только синь сосет глаза…», сами хаты обретают религиозное звучание - это «в ризах образа». Синим цветом, традиционно ассоциировавшимся с образом Богородицы, стал доминирующим в цветовой образности есенинского стиха.

Для Есенина Отец Небесный - своего рода аллегория царства природы.

Все полно божественной, неизреченной тайной, повсюду мерещится Христос.

Троица Рублева в стихах С. Есенина - сложнейший символ превращается в зримый образ Руси, объединенный общей жертвенностью и общей любовью.

А образ Нерукотворного Спаса становиться символом страдающей Родины:

По тебе ль моей сторонке

В половодье каждый год

С подожочка и котомки

Богомольный льется пот.

Лица смуглы, загорелы

Веки выглодала даль.

И впилась в худое тело

Спаса кроткого печаль.

Последние строки поражают иконной строгостью.

Часто Сергей Александрович сравнивает многострадальную Родину с монашкой:

Занеслись залетною пташкой

Панихидные вести к нам.

Родина, черная монашка

Читает псалмы по сынам.

С. Есенин употребляет в своих стихотворениях церковные обряды:

«И под плач панихид, под кадильный канон,

Все мне чудился тихий раскованный звон»

Кадильный канон - церковный обряд курения благовоний во время богослужения.

Есенин часто превращает религиозные христианские обедни в языческие обряды.

И часто я в вечерней мгле

Под звон надломленной осоки,

Молюсь дымящийся земле

О не возвратных и далеких.

Край родной! Поля как святцы,

Рощи в венчиках иконных

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.


Практическая часть

Русь Есенина - это ощущение красоты, гармонии раздолья. Бескрайние поля, избы, покрытые соломой, вызывает чувство благоговения. Нет ничего дороже Родины.

Гой ты, Русь, моя родная, - обращение, эпитет.

Хаты - в ризах образа… - христианская образность, диалектизм.

Не видать конца и края-

Только синь сосет глаза. - краткое существительное, метафора.

Как захожий богомолец, - сравнение, христианская образность.

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц - уменьшительно - ласкательный суффикс.

Звонно чахнут тополя. - олицетворение.

Пахнет яблоком и мёдом - метафора.

По церквам твой кроткий Спас. - христианская образность.

И гудит за когородом - олицетворение, диалектизм.

На лугах весёлый пляс. - краткое существительное, эпитет.

Побегу по мятой стежке - эпитет.

На приволь зелёных лех, - краткое существительное, омоним.

Мне навстречу, как серёжки, - сравнение.

Прозвенит девичий смех. - метафора.

Если крикнет рать святая: - эпитет, устаревшее слово.

«Кинь ты Русь, живи в раю!» - христианская образность.

Я скажу: «Не надо рая, - христианская образность.

Дайте родину мою.»

Заключение

Сергей Есенин - самый читаемый в России и при этом отнюдь не общедоступный поэт. Его стихи даже таким искушённым ценителям, как профессиональные литераторы, до сих пор представляются явлением загадочным. В пришествии Есенина в русскую поэзию, в ту пору богатую и разнообразную, и впрямь было что-то от чуда.

Ведь он явился из глубины России, оттуда, где с незапамятных мифологических времён бил, как писал Гоголь, «в груди народа» самородный фольклорный ключ и где уже почти полвека была безответная тишина.

Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине.

Уйдя из жизни в 30 лет, Сергей Есенин оставил нам чудесное и богатое наследие. И пока живёт земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и воспевать « всем существом в поэте шестую часть земли с кратким названием Русь».

Его поэзия заставляет мечтать, наслаждаться, гордиться. Я согласна со словами Н. Тихонова, что «Есенин - это вечное».





Литература


  1. С.Есенин. Стихотворения и поэмы. - Москва, 1978.

  2. Н.М. Солнцева. Сергей Есенин. - Москва, 1998.

  3. А.И. Хватова. История и современность. - М. Просвещение, 1984.

  4. Есенин и современность. - М. Современник, 1975.

  5. Русская боль. - Школа - Пресс, 1995.

  6. А. Волков, Л.А. Смирнова. История русской литературы XX века. - М. Просвещение, 1977.

  7. С. П. Кошечкин. Жизнь Есенина. - Правда, 1989.

  8. А. Марченко. Поэтический мир Есенина. - М, Современный писатель,1972.

  9. Л. Л. Бельская. Песенное слово. - М. Просвещение, 1990.

  10. Б. С. Локшина. Поэзия А. Блока и С. Есенина. - Л. Просвещение, 1978.

  11. И. С. Эвентон. Сергей Есенин. - Л. Просвещение, 1987.





25

© 2010-2022