Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 года, Примерной программы основного общего образования по литературе 2006 года и Программы по литературе под редакцией В,Я.  Коровиной, М.: «Просвещение», 2006 года.  Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учеб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Сосновской средней общеобразовательной школы №1 в с.Ольхи.

Сосновского района Тамбовской области





Рассмотрена и рекомендована Утверждаю:

к утверждению Директор школы:

педагогическим советом __________ Савинкина Н.В. Протокол №_____от______2013г. Приказ №_____от_____2013г.










Рабочая программа по

литературе в 7 классе











2013-2015 учебный год.







Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 года, Примерной программы основного общего образования по литературе 2006 года и Программы по литературе под редакцией В,Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2006 года.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Особенности обучающихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования литература продолжает работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество обучающихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели и задачи.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Нормативные правовые документы, используемые при составлении рабочей программы:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).

примерная программа основного общего образования по физике;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году;

приказ УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 №1593 «Об утверждении примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

Устав МБОУ Сосновской СОШ №1.


Сведения о программе

Учебная программа по литературе для обучающихся 7 класса разработана в соответствии с Госу­дарственным образовательным стандартом основного общего образования. Она предназначена для обес­печения базового уровня подготовки обучающихся в образовательном учреж­дении основного общего образования с учетом перспектив развития содер­жания образования в области литературы, опреде­ленных концепцией модернизации российского образования. Данная программа была составлена на основе примерной программы по литературе 6-9 кл.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

Единая структура содержания обязательного минимума и изучение литературы по одному учебнику на базовом уровне создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение знаний обучающихся при изучении литературы в объеме базового курса, явилось обоснованием выбора данной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания по литературе.


Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу.

Изменения в примерную программу по литературе не вносились.


Место и роль предмета в учебном плане:

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения литературы в 7 классе по 2 учебных часа в неделю.

Информация о количестве учебных часов и контрольных работ.

Рабочая программа ориентирована на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из них обучаю-щиеся должны написать 2 домашних и 3 классных сочинения, 4 часа отводится на проверку техники чтения в каждой четверти.

Формы организации учебного процесса.

Лекции, самостоятельная деятельность (чтение произведений, заучивание наизусть), творческая деятельность (написание сочинений, составление докладов, сообщений разного характера, анализ эпизода, анализ поэтического текста).


Технологии обучения.

  1. Технология проблемного обучения

  2. ИКТ технологии

  3. Технология игрового обучения;

  4. Организации проектной деятельности.

Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:

Тетради для творческих работ, тематические тесты, контрольные работы, сочинения, портреты поэтов и писателей.


Механизм формирования ключевых компетенций.

Использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода;

использование тестовых конструкций;

использование задач прикладного характера,

систематизация, анализ и классификация информации, использования разнообразных иформационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Виды контроля.

Вводный, текущий, тематический, итоговый.


Формы контроля.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, творческая работа, контрольная работа, сочинение.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.

Ученик должен знают/ понимают:

-понятия, связанные с изучением художественного произведения (литературный герой, эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка);

- понятия, связанные с изучением стихотворной речи (строфа, ритм, рифма, стихотворные размеры);

- иметь представление об отличии художественной литературы от произведений устного народного творчества;

- понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведений (эпос, лирика, драма, сказка, басня, баллада, поэма, рассказ, повесть, очерк, комедия).

Умеют:

- определять тему и нравственные проблемы изученного художественного произведения;

- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями в произведении;

- характеризовать героя произведения на основании его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, его речи и авторской характеристики;

-сопоставлять героев произведения в соответствии с поставленной учителем или учеником проблемой;

- выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка (сравнение эпитет, олицетворение, метафора);

- определять стихотворные размеры, рифму, ритм, особенности построения строфы;

-практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров;

- пользоваться справочным аппаратом книги, словарями и школьной справочной литературой;

- выразительно читать изученные произведения или их фрагменты;

- читать наизусть произведения или их фрагменты, указанные учителем;

-пересказывать устно и письменно (изложение подробное, выборочное, сжатое) эпические произведения или их фрагменты;

- составлять простой и сложный план своего выступления и сочинения;

- давать устный или письменный развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос;

- писать сочинения по литературным произведениям (рассказ о герое с элементами его характеристики), по иллюстрациям и произведениям живописи в связи с литературными произведениями;

- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям;

- создать оригинальное произведение( поучение, наставление, сказку, былину, частушку, рассказ, стихотворение).


Информация об используемом учебнике.

Для реализации данной программы используется учебник-хрестоматия «Литература. 7 класс» в двух частях под редакцией В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2011 год, Пособие «Читаем, думаем, спорим» под редакцией Коровиной В.Я., М.: « Просвещение», 2008 год.

Основное содержание в 7 классе (68 ч)

I. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная

проблема литературы (1час.)

Устное народное творчество. (5 час)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. « Воцарение Ивана Грозного», « Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, доброта, щедрость и др.)

Киевский цикл былин. « Илья Муромец и Соловей - Разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. « Садко». Своеобразие былины, поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

« Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлых и тёмных миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (Развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различие пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия (устное народное творчество, былины, фольклор, гипербола, предание, руны, эпитеты, сравнение, метафора);

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев.

II. Древнерусская литература (3)

« Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), « Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные Заветы Древней Руси. Внимание к личности. Гимн любви и верности.

«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни князя Владимира, монаха Нестора;

  • изученные теоретико-литературные понятия (летопись);

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев.

III.Литература XVІІІ века. (2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

« К статуе Петра Великого», « Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. « Река времён в своём стремленьи…», « На птичку…», « Признание». Размышление о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина;

  • изученные теоретико-литературные понятия (ода);

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев.

IV. Литература XIX века (31)

Александр Сергеевич Пушкин .(6 час.)

Слово о поэте.

« Полтава» («Полтавский бой»), « Медный всадник» (Вступление « На берегу пустынных волн…»), « Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы. Прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра І и Карла ХІІ). Авторское отношение к героям. Летописный источник « Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Слово о писателе.

«Борис Годунов» (Сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

« Станционный смотритель». Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов .(2 час.)

Слово о поэте.

« Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы, авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

« Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», « Ангел».

Стихотворение « Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных звуках» , оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» (В минуту жизни трудную…) готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь (5.)

Слово о писателе.

« Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести, особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев (3ч.)

Слово о писателе.

« Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

« Русский язык». Тургенев о богатстве русского языка. Родной язык как духовная опора человека.

« Близнецы», « Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в позе.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.)

Слово о поэте.

« Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности поэм Некрасова.

« Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин (2ч.)

Слово о писателе.

« Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в « Повести…».

« Дикий помещик».

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой (1 ч.)

Слово о поэте.

Исторические баллады « Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведений исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского рыцарства, противостоящего самовластию.


Лев Николаевич Толстой(2ч.)

Слово о писателе.

« Детство». Главы из повести: « Классы», « Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношение детей и взрослых. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия) Герой - повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин (4)

Слово о писателе.

« Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

« Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов(3ч.)

Слово о писателе.

« Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа, « говорящие фамилии». Как средство юмористической характеристики.

« Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова.

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова - Щедрина; А.К. Толстого, Л.Н. Толстого и др.;

  • изученные теоретико-литературные понятия (сатира, юмор, гротеск, эпос, литературный герой);

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев.

V. Русские поэты 19 и 20 века о родной природе. (1 часа)

В. Жуковский « Приход весны», И.Бунин « Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!», « Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути В. Жуковского, И.Бунина, А.К.Толстого;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

VI. Из русской литературы ХХ века( 19)

Максим Горький(4ч.)

Слово о писателе.

« Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «мерзостей жизни». Дед Каширин. Яркое, здоровое, творческое в жизни (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

« Старуха Изергиль» (« Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский.(2ч.)

Слово о писателе.

« Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

« Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Леонид Николаевич Андреев (1 ч.).

Слово о писателе.

« Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

Гуманистический пафос произведения.


Андрей Платонович Платонов. (2ч.)

Слово о писателе.

« Юшка» - главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

« В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

Борис Леонидович Пастернак. (1 часа)

Слово о поэте.

« Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображённые поэтическим зрением пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.


На дорогах войны.(1ч.)

Интервью с поэтом, участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов, участников войны: А. Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритм и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Фёдор Александрович Абрамов. (1 ч.)

Слово о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. (2 ч.).

Слово о писателе.

«Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, к природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Тихая моя Родина (1 ч.).

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. ( В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский.(1 ч.).

Слово о поэте.

« Снега потемнеют синие…», « На дне моей жизни». Размышление поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).


Дмитрий Сергеевич Лихачёв. (1 час).

Слово о писателе.

« Земля Родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений)

Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются.

Михаил Зощенко.(1ч.).

Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Юрий Павлович Казаков(2ч.)

Слово о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева; Е. Носова, а. Платонова, Б. Пастернака, в. Брюсова, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н Рубцова и мн.др.

  • изученные теоретико-литературные понятия (публицистика, мемуары; тема, идея произведения);

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев.

VII. Песни на слова русских поэтов ХХ века. (1ч.)

А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.Вертинского, И.Гоффа, Б. Окуджавы;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • давать характеристику героев.


VIII. Из литературы народов России (1 ч.).

Расул Гамзатов.(1ч.)

Рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю» (из цикла « Восьмистишия»), « О моей родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений Расула Гамзатова;

  • основные факты жизни и творческого пути Расула Гамзатова;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев.7.).

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно - поэтический характер произведения.(1ч.)

Джордж Гордон Байрон.(1ч.)

Слово о поэте.

«Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним- двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О Генри (1ч.)

«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Бредбери ( 1 ч.)

«Каникулы». Фантастические рассказы Рея Бредбери как выражения стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Знать/понимать

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути Роберта Бернса, Джорджа Гордона Байрона, Рея Дугласа Бредбери;

  • изученные теоретико-литературные понятия (жанры произведений, фантастика);

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев.


Учебно-тематический план.

№п/п

Тема раздела

Количество часов

Количество контрольных работ и сочинений.

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

2

Устное народное творчество.

5

3

Древнерусская литература

2

1

4

Литература XVІІІ века

2

5

Литература XIX века

29

2

6

Из русской литературы ХХ века

17

2

7

Из русской литературы народов России.

1

8

Из зарубежной литературы.

7

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)


Литература и средства обучения.

1.Литература, 7 класс. В.Я.Коровина. М.: Просвещение, 2011 г.

2.Поурочные разработки по литературе,7 класс. С.М. Аникина, И.В.Золотарёва. М.:

« ВАКО», 2003 г.

3.Программа по литературе. В.Я.Коровина. М.: Просвещение, 2003 г.

4.Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8классы. В.А.Скрипкина.

М.: Дрофа, 2001г.

5.Портреты поэтов и писателей.



Приложение к рабочей программе.

Календарное тематическое планирование материала по литературе.

Класс: 7.

Учитель: Куприна Е.Н.

Плановых к/р: 5

Планирование составлено на основе рабочей программы по литературе в 7 классе.

Учебник: литература. 7 класс. Москва «Просвещение», 2012

Дополнительная литература. Поурочные планы. Москва «Просвещение»


Тема урока./Раздела.

Кол-во часов.

Дата проведения.

Іч.


1.

Изображение человека как важная идейно-нравственная проблема литературы.

1

План


Факт


УНТ (5ч.)




2.

Предания как поэтическая автобиография. Исторические события в преданиях.

1



3.

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели..

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда.

1

1



4.

Киевский цикл былин. « Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

1



5.

Вн/чт. Новгородский цикл былин. «Садко».

« Калевала»- карело-финский эпос.

1

1



6.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира.

1




Древнерусская литература (2ч+1 ).




7.


« Поучение Владимира Мономаха», « О пользе книг». Поучение как жанр древнерусской литературы.


1.



8.

« Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

1.



9.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

1.




Литература ХVІІІ в.(2ч.)




10.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» Понятие оды.

1.



11.

Г.Р.Державин. Слово о поете. «Река времен», « На птичку».

1




Литература ХІХ в.(29ч.+2ч.)




12.

А.С.Пушкин (6ч. )

Слово о поэте. «Полтава». Мастерство в изображении полтавской битвы.

1



13.

« Медный всадник»-выражение чувства любви к Родине.

1



14.

« Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1



15.

« Борис Годунов»- сцена в Чудовом монастыре. Значение труда летописца в истории культуры.

1.



16.

« Станционный смотритель». Изображение маленького человека.

1.



17.


Дуня и Минский. Самсон Вырин у Минского.

Техника чтения.

1.

1.



ІІ ч.

18.

М.Ю.Лермонтов(2ч. )

« Песня про купца Калашникова». Картины быта 17 века.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

1.

1.



19


«Когда волнуется желтеющая нива…» проблема гармонии человека и природы

« Молитва», « Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

1.




20.

Н.В.Гоголь (3ч.+ 2ч. )

Слово о писателе. « Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев; героизм. Самоотверженность, верность боевому товариществу.

1

1.



21

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический смысл повести.

1.



22.

Особенности изображения природы в повести. Понятие о литературном герое.

1.



23.

Р\Р Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1.



24.

Р\Р Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1.



25.


И.С.Тургенев (2ч. )

Слово о писателе. Цикл рассказов « Записки охотника».

« Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа.

1.

1.



26.

Стихотворения в прозе. « Русский язык», «Близнецы», «Два богача».Авторские критерии нравственности в стихотворениях.

1.



27.

Н.А.Некрасов. ( 2ч.)

Слово о поэте. « Русские женщины» Княгиня Трубецкая. Историческая основа поэмы.

Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска.

1

1.



28.

« Размышления у парадного подъезда» и др. стихи о народе. Боль поэта за судьбу народа.

1.



29.


А.Н.Толстой(1ч.)

Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт рыцарства и самовластия.




30.

М.Е. Салтыков-Щедрин (2ч.)

Слово о писателе Сказки для детей изрядного возраста.

« Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.


1.



31

« Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Техника чтения.

1.




ІІІч.




32.

Л.Н.Толстой(2ч. )

Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1.


1.



33.

Главный герой повести «Детство». Его характер,

поступки, духовный мир.



1.



34.

И.А.Бунин(2ч. )

Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

1.



35.

«Лапти».Нравственный смысл рассказа.


1.



36

Р/Р Классное сочинению «Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина»




37

Р/Р Классное сочинению «Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина»










38.


А.П.Чехов(2ч. )

Слово о писателе. «Хамелеон».

1.







Живая картина нравов.

Два лица России в рассказе «Злоумышленник».








39.


Вн\чт «Тоска», «Размазня».Смех и слёзы в рассказах Чехова.





1.




40.


Стихи русских поэтов ХІХв.(1ч.) о природе.

В.А.Жуковский « Приход весны», А.К.Толстой « Край ты мой, родимый край», И.А.Бунин « Родина»,

« Благовест».


1.




41.

М.Горький (4ч. )

Слово о писателе. « Детство». Автобиографический характер повести.

1.




42.

Яркое, здоровое, творческое в русской жизни. Бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков.

1.




43.


Понятие о теме и идее. Вера в творческие силы народа.

Обучение анализу эпизода из повести «Детство».

1.





44.

Вн/чт. «Легенда о Данко» из повести М.Горького « Старуха Изергиль».

1.





45.

Литература ХХ в.(17ч.+2ч.)

В.В.Маяковский ( 2ч.)

Слово о поэте. « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Мысли автора о роли поэта и поэзии.

1.




46.

Вн/чт. «Хорошее отношение к лошадям»

1.




47.

Л.Н.Андреев (1ч.)

« Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

1.




48.

А.П.Платонов (2ч.+2ч..)

Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

1.




49.

« В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

1.




50

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1.




51.


Б.Л.Пастернак (1ч.)

Слово о поэте.

« Июль», «Никого не будет дома». Своеобразие картин природы в лирике Б.Пастернака.

Техника чтения.

1.






ІVч.

52.

Литература ВОВ(2ч.)

Интервью как жанр публицистики

1.




53.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, Н.Тихонова.(1ч.)

1.










54.


Вн/чт. Ф.И.Абрамов(1ч.)

Слово о писателе. « О чём плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы.

Понятие о литературной традиции в рассказе « О чём плачут лошади».

1.

1.




55.

Е.Н.Носов (2ч.)

Слово писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

« Живое пламя».

1.




56.


Ю.П.Казаков (1ч.)

Слово о писателе. «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.

1.

1.




57.

Стихи поэтов ХХв. о Родине(1ч.)

Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов. Единство человека и природы.(1ч.)

1.




58.

А.Т.Твардовский(1ч.)

Слово о поэте. « Снега потемнеют синие», «Июль- макушка лета», « На дне моей жизни». Философские проблемы лирики А.Твардовского.

1.




59.

Д.С. Лихачёв(1ч.)

Слово о писателе. « Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

1.




60.

М.М.Зощенко(1ч.)

Слово о писателе.

« Беда».Смешное и грустное в рассказе писателя.

1.




61.

Вн/чт. Песни на слова русских поэтов ХХв. А. Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава « По смоленской дороге»(1ч.)

1.




62.

Р.Гамзатов (1ч.)

Слово о поэте. «Опять за спиною родная земля», « Я вновь пришёл сюда и сам не верю». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

1.




63.

Зарубежная литература(5. )

Р.Бёрнс(1ч.) «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1.




64.

Дж.Байрон(1ч.)

Слово о поэте. « Ты кончил жизни путь, герой». Прославление подвига во имя свободы, Родины.

1.




65.

Японские хокку. Особенности жанра.(1ч.)

1.




66.

О.Генри(1ч.)

Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви»

1










67.

Р.Д. Бредбери (1ч.)«Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение.


1.




68

Техника чтения.

Что читать летом?

1.





19

© 2010-2022