Урок литературы в 5 классе Русская басня в ХХ веке

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема Русская басня в XX веке.

Цель урока Знакомство с произведениями баснописцев 20 века .

Задачи урока: - повторить тему «Басни», познакомиться с произведениями С.Михалкова, О. Кванина;

- найти сходство между баснями 19 и 20 века;

- развивать коммуникативную, информационную

компетенции, навык выразительного чтения;

- прививать интерес к современной литературе, к литературе Вологодского края,

формировать нравственную компетенцию.

Тип урока - комбинированный










СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1 этап

Проверка домашнего задания

Лексическая работа: центон



1)читает центон

2) проводит викторину по теме «Басни» (презентация)

  1. на доске - кластер по теме «Басни» (д.з.), связный рассказ о басне (работа над понятиями теории литературы);

  1. слушают, смотрят, находят знакомые строки, называют басню

  2. выразительно читают басню И.А.Крылова (по выбору)


2 этап

Новый материал

Тема урока - русская басня 20 века

Формулируем цель урока




2) Работа с текстом басни «Грибы»

- объясните лексическое значение слов: самоуверенность, бахвальство, скромность;

- нарисуйте устный портрет персонажей басни;



* Определяют цель урока

  • Рассказывают о С.В.Михалкове (сообщение);

* Презентация о С.В.Михалкове;

* Выразительно читают басню «Грибы» (наизусть)




* объясняют значение слов;

* устное словесное рисование портретов героев басни;


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно определять

проблему и цели урока.

  1. Вырабатывать критерий оценки и определять степень успешности своей работы.

  2. Работать, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свои действия.

Познавательные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

  2. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

3. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

4. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  1. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.




- Какие черты присущи героям басни?

- Каков иносказательный смысл басни?


*отвечают на вопросы.



3) Групповая работа с текстом прозаической басни С.Михалкова «Зеркало» и одноименной басни И.А.Крылова.

1 группа готовит инсценирование басни И.А Крылова «Зеркало»

2 группа - исследовательская работа (сравнивает басню «Зеркало» И.А.Крылова и С.В.Михалкова).

3 группа готовит ответы на вопросы:

•какова мораль басни? •назовите ситуации в жизни, похожие на сюжеты басен С.Михалкова.



4) Чем отличается басня от стихотворения?

• читают произведение С. Погореловского «Трудное положение»;

• басня это или стихотворение?

• доказывают свою точку зрения.



  1.  знакомит с вологодским баснописцем О.С.Кваниным;

 лексическая работа: микробасня.

Самостоятельно анализируют микробасни О.Кванина (на листках, по группам).

Технология оценивания

3 этап

Итог урока

- Чему учились на уроке?

  • Что узнали нового?

- Какое сходство с баснями 19 века можете найти?

- Зачем нам нужны басни?

- Были ли

трудности?

-Что было интересно на уроке?

- Оцените свою работу на уроке. По каким критериям будете оценивать себя?



АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?


4 этап

Домашнее задание

Вы сочинили интересные сказки. Теперь сочините басню или микробасню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся басен.


Приложения


  1. Центон.

В июле, в самый зной, в полуденную пору

Сыпучими песками в гору

Из дальних странствий возвратясь,

По улицам слона водили,

Как видно, напоказ:

Известно, что слоны в диковинку у нас,-

Так за слоном толпы зевак ходили...

Какой-то повар-грамотей

С поварни убежал своей

Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,

Как вдруг из подворотни

Проказница-мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело - только мука.

Однажды лебедь, рак да щука, собака, лев да волк

с лисой

Везти с поклажей воз взялись и вместе все в него

впряглись.

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу,

Поклажа бы для них, казалось, и легка,

Да лебедь рвется в обдака,

Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

Центон - произведение, главным образом стихотворное,

составленное из отрывков и строк,

собранных из различных произведений одного

или нескольких авторов.


  1. Раздаточный материал.

О.С.Кванин. Микробасни.

Гриб, зачервивевший под сонной лапой ели,

Был горд собою:

Не нашли, не съели.


  • Цепленка проглотив, оправдывался волк:

- Спусти такому, заклевать бы мог!


  • Копейка в кошельке лежит надменно:

- Я неразменна!

3. С. Погореловский

Трудное положение.

В тревоге и смятении встречает сына мать:

  • Ну, что по поведению?

  • Да троечка опять!

  • Ах, что за наказание!?

  • А я чем виноват?

Домашнее задание

Писал мне старший брат,

Ты делала сложение,

Делил и множил дед.

Но хуже с поведением:

Помощников-то нет!

4. Басня И.А Крылова «Зеркало и обезьяна» (распечатать)

5. Портреты О.С.Кванина, С.Михалкова


© 2010-2022