Разработка на тему Былины. Мир былины

разработка на тему "Былины. Мир былины"
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Средняя школа имени М.Горького»







РАЗРАБОТКА УРОКА

по русской словесности в 5 классе

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»








Кабышева Ж.О








2014-2015 учебный год

Предмет: Русская словесность

Класс: 5 "В"

Тема: Былины. Мир былины

Место урока в разделе: 15

Цель урока: учащимися будет сформировано представление о былине как жанре русского фольклора.

Ожидаемый результат:

-самостоятельное определение учащимися главных героев былин, тематики и проблематики былины;

- развитие устной речи учащихся, выразительного чтения былины;

- навыки групповой работы.

Этапы задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

Примечания

1

Организационный момент

(10 минут)

Цель: установление психологического климата и организация деления на группы

1.Разминка: «Повторяй за мной»

2.Делятся на группы

Игра «Собери картинку»

Учитель раздает фрагменты

картинок

1.Смотрят видеоролик и повторяют движения.

2.Собирают картинку.

По картинкам делятся

на группы.


Видеоролик

Картинки





2

Вызов (5 минут)

Цель: актуализация знаний и определение темы урока.

1.Постановка проблемного вопроса

2.В процессе обсуждения задания определяется проблема и тема урока

1. Выполняют задание

2.Определяют тему урока


3

Осмысление (30минут)

Цель: используя задания и стратегии усвоить тему урока

1.Задание № 1 Ассоциации

Главные герои "Богатыри"

Учащимся предлагается оформить и защитить постер

2. Задание №2 Стратегия "Инсерт"

Учитель раздает текст и предлагает сделать пометки



3.Задание №3. Стратегия "Открытые вопросы"

Учитель предлагает составить открытые вопросы по теме урока


1.Выполнение задания № 1

Учащиеся составляют ассоциации, систематизируют материал

2. Выполнение задания № 2 Учащиеся читают текст с пометками:
+ я это знал,
- я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.

3.Выполнение задания № 3

Учащиеся составляют открытые вопросы

Обмениваются вопросами и отвечают на них


Ватман


Текст




Текст



4

Рефлексия (5минут)

Цель: обратная связь.

Стратегия «Одноминутное эссе».

Учитель предлагает написать свои мысли об уроке

Учащиеся пишут мысли об уроке

Листы







Разработка на тему Былины. Мир былины







Урок русской словесности «Мир былины»

1. Организационный момент

- приветствие

- разминка «Повторяй за мной»

Учащиеся смотрят видеоролик и повторяют движения.

- деление команд «Собери картинку». Изображение былинных героев.

2. Вызов

- постановка проблемного вопроса

- в процессе обсуждения задания определяется проблема и тема урока

Учитель: Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход - это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

3. Осмысление

Задание № 1 «Ассоциации»

Главные герои "Богатыри"

Учащимся предлагается оформить постер.

Они защищают выполненное задание.


Выступление 2 учащихся с опережающим заданием по теме урока.

Богатыри

1) Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

2)Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла - бытовые. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Задание № 2

Стратегия "Инсерт".

Раздается текст и учащимся предлагается сделать пометки.

Выполнение задания № 2 Учащиеся читают текст с пометками:
+ я это знал,
- я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.

Текст


Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» - говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения - плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства - сравнения, метафоры, эпитеты - воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов - страшные, безобразные.

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях.


Троичность в былинах

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки - «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места - это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места - устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Задание № 3

Стратегия "Открытые вопросы"

Учащиеся составляют открытые вопросы группам по теме урока.

Рефлексия

Стратегия «Одноминутное эссе».

Учитель предлагает написать свои мысли об уроке







Рефлексия

В соответствии с новыми методами и подходами урок был построен таким образом, что в центре внимания находится ученик. Он является активным участником учебного процесса.




© 2010-2022