Мир природы в поэзии С. А. Есенина

Тема урока : Герои и евангельские мотивы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Цели : совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную “ткань” произведений; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать на основе характеристики героев, развивать монологическую речь; воспитание нравственных качеств личности, любви к родителям, способности признания своих ошибок. Тип урока: Урок проверки , оценки, корректировки знаний , ум...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Мир природы в поэзии Сергея Есенина.


  • Познакомить учащихся с творчеством талантливого русского поэта С.А.Есенина, с родиной поэта.

  • Развивать устную речь, воспринимать поэтическое произведение, расширять и обогащать словарный запас.

  • Способствовать воспитанию трепетного, нежного отношения к родной земле, к своему Отечеству.

Оборудование: Книги С.Есенина, портрет поэта, фонохрестоматия со стихами, диск с песнями на стихи С. Есенина, презентация со слайдами.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Сообщение темы урока. Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя

Отгадайте загадку :

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

(правильно , осень) . С фамилией какого поэта созвучно это время года ? есень / осень - Есенин . Да , правильно.

Слово учителя Сегодня на уроке мы поговорим о великом русском поэте Сергее Есенине, познакомимся с его жизнью и творчеством .Богата земля русская талантами. Сколько замечательных людей прославили Россию своими трудами!

(Обратить внимание детей на портрет поэта).

3. Сообщение учащихся о творчестве С.Есенина с опорой на показ слайдов презентации.

- Крестьянский сын С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии. Этот день был отмечен историческим для России событием: 20-21 сентября 1895 года Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен в Константиновской церкви Казанской Божьей матери и наречён в честь Святого Сергия Радонежского.

Детство его прошло в селе Константиново. Живописны были окрестности села Константиново. С высоких берегов видна извилистая река Ока. За ней на многие километры привольно раскинулись покрытые буйными травами заливные луга с многочисленными озерками, старое русло реки, покрытое камышом и лилиями. Вдали виднеются бескрайние леса и поля, покрытые небольшими перелесками и деревушками. Здесь зародилась неугасимая любовь Есенина к Родине, её природе, народу.

Дед Есенина Федор Андреевич Титов знал наизусть множество народных песен, которые часто пел внуку. Бабушка рассказывала сказки.

Родители Есенина поженились очень рано, когда отцу было 18, а матери 16 с половиной лет. Отец Есенина - Александр Никитич Есенин, с детства был известен по всей округе своим прекрасным голосом. Он слыл немного чудаковатым, потому что не пил и любил читать книги. Когда пришло время жениться, его выбор пал на первую красавицу и лучшую в селе песенницу Татьяну Фёдоровну Титову. Впоследствии в детстве Есенин не раз слышал, как родители замечательно пели дуэтом народные песни. Может, поэтому многие ранние стихи Сергея Есенина написаны в песенном жанре.

Читать поэт научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало одним из его любимых занятий. Сам поэт вспоминал, что свои стихи начал сочинять очень рано, лет с 8-9.

В сентябре 1904 года Есенин поступил учиться в Константиновское земское училище. Оно было небольшое всего четыре класса. Оно помещалось почти напротив дома Есениных. Обучение в училище было рассчитано на 4 года. Учился Есенин отлично. Весной и летом проводил целые дни в лугах на сенокосе с пастухами, пас в ночном лошадей. Любил купаться на Оке, ловить рыбу раков. Любил народные песни и праздники. Позднее Есенин вспоминал в своих стихах:

Ой, ты Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Училище Сергей закончил с похвальным листом. Родители хотели видеть его учителем и отправили в церковно-учительскую школу в соседнем селе. А. Н Есенин был единственным в то время в селе отцом, который отправил своего сына после окончания училища не на заработки, а учиться. В конце мая 1912 года Есенин окончил это учебное заведение и по желанию родителей должен был поступить в Московский учительский институт. Но Есенин уже понял свое предназначение и решил всю свою жизнь посвятить поэзии. В своих стихах он писал о Родине, о природе, обо всем живом на земле.

В 18 лет Сергей Есенин приехал в Петербург, где познакомился со многими писателями и потами.

За три с половиной года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонницы и друзья. Наивность, доверчивость, какая-то нежность уживались в Есенине рядом с озорством. Есенина любили. Есенину прощали многое, что не простили бы другому.

В 1925 году Есенина не стало. Но после себя он оставил замечательные стихи, которые знают и любят, переводят на многие языки мира.

4 .Коллективная работа

Слово учителя : У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. По окончанию 9 класса вам ребята придётся сдавать ОГЭ , а чтобы выполнить тестовое задания вы должны иметь определённый багаж знаний : знать , что такое стилистические фигуры, тропы .

Прежде чем мы начнем слушать стихотворения , подготовленные учащимися, предлагаю начертить в тетрадях таблицу, которую мы будем заполнять по ходу урока.

Название стихотворения

Метафора

Эпитет

Олицетворение

Сравнение

Обращения

Риторические знаки




Выступавший , будет выразительно прочитает подготовленное стихотворение, а остальные будут заполнять таблицу.

1 группа : послушайте и выпишите из стихотворения олицетворения , сравнения .

2 группа : метафоры и риторические знаки .

3 группа : эпитеты и обращения .

Давайте послушаем их. (Заранее подготовленные ученики читают стихи Есенина).

  1. Учащийся читает :

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

2 учащийся :

Черемуха душистая

Весною расцвела.

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею.

Ей песенки поет.-

3 учащийся :

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком;

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

И журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой.

И ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

4 учащийся :

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым!

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит бегать босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны…

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

5 учащийся :

Спит ковыль, равнина дорогая,

И свинцовой тяжести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет во грудь мою теплынь.

Знать у всех у нас такая участь,

И. пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный.

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимой

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.

5. Физминутка.

6. Романсы

Стихи красивы, красочны, сочны, мелодичны, так и хочется их пропеть. На стихи С.Есенина написано много песен. Эти песни поют во многих уголках нашей страны.

Я предлагаю вам прослушать одну из них. Она написана музыкантом Н.Кутузовым. (Звучит аудиозапись песни «Береза» , романс .

7. Задание ОГЭ .

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Прилег я на седло, поручил себе аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети.

2) Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича.

3) А луна - как в белой зыбке.

4) Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.

Ответ: ___________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) (9)Редактор утвердительно кивнул головой и сел рядом с Гвоздевым.

2) (41)Славная девчурка была...

3) (37)Шуму было - страсть!

4(29) Дремлет лес под сказку сна.

Ответ: ___________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Если вы захотите еще немного подождать, - сказал я, - то будете иметь удовольствие увидаться со старым приятелем...

2) Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге.

3) Славная страна для охоты!.. А бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

4) Эти слова были произнесены с иронической улыбкой.

Ответ: ___________________________

Вывод :

8. Задание на дом:1)уровень : выучить наизусть любое понравившееся стихотворение С.Есенина. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

2) уровень : составить тестовое задание ОГЭ , используя предложения из стихотворений С.Есенина.

3) уровень : Написать сочинение по творчеству С.Есенина.

9. Подведение итогов урока.

-С творчеством какого поэта познакомились сегодня на уроке?

- О чем он писал в своих стихотворениях?

Рефлексия. «Самооценка».

Оцените свою работу на уроке СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ, полученными в начале урока

Зеленая карточка. На уроке мне было комфортно.

  1. Урок для меня был интересным.

  2. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

  3. На уроке я был активен.

  4. Все мои ответы были удачными.

  5. В тетради я не сделал ошибок (допустил 1-2 ошибки).

Желтая карточка. Я удовлетворен уроком, но у меня не все получалось.

  1. Урок для меня был интересным.

  2. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

  3. На уроке я был недостаточно активен.

  4. Не все мои ответы были удачными.

  5. В тетради допустил 3-4 ошибки.

Красная карточка. На уроке я чувствовал себя некомфортно.

  1. Я не очень понимал, о чем идет речь.

  2. Я не проявлял активность.

  3. В тетради у меня более 4 ошибок.


  1. Выставление оценок.


© 2010-2022