Сочинение по роману Обломов

Урок подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова " Обломов". Целью данного урока является обобщение сведений о романе и героях,совершенствование умений строить развернутый план сочинения, развитие письменной речи, тренировка навыков самостоятельной работы. Большой интерес у обучающихся вызвали первая, пятая и восьмые темы: "Во мне был запрет свет..." и " У тебя были крылья, да ты отвязал их", Трагичен ли образ Обломова? По ходу работы над планом выбранных тем, обучающие самостоятельно подбир...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». Р.р.

Цели и задачи: Обобщить сведения о романе и его героях.

Проанализировать темы сочинений.

Отобрать материал для сочинения.

Совершенствовать умение строить развёрнутый план сочинения.

Развивать связную речь учащихся.

Тренировать навык самостоятельной работы.

I Оргмомент.

II 1. Знакомство с темами сочинений. Комментарий к темам.

1) «Во мне был заперт свет…»

2) Штольц и Обломов.

3) Обломов и обломовщина.

4) Ильинская и Обломов.

5) Трагичен ли образ Обломова?

6) Роман «Обломов» в русской критике.

7) Моё отношение к герою романа И.А. Гончарова «Обломов».

8) «У тебя были крылья, да ты отвязал их».

9) Обломов и «лишние люди».

2. Развёрнутый план сочинения «Обломов и Штольц».

I. Принципы антитезы - характерная черта романов И.А. Гончарова:

1) каждая историческая эпоха рождает новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;

2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев - Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц - Обломов («Обломов»), Райский - Волохов («Обрыв»).

II. Штольц - антипод Обломова:

1) общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);

б) вероиспове´дание (православие);

в) обучение в пансионате у Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

2) черты различий:

а) портрет;

б) родители;

в) воспитание;

г) отношение к учёбе в пансионате;

д) дальнейшее образование;

е) образ жизни;

ж) ведение хозяйства;

з) жизненные стремления;

и) взгляды на общество;

к) отношение к Ольге;

л) взаимоотношения и взаимовлияние;

м) самооценка;

н) особенности характера.

III. Значение образов Обломова и Штольца:

1) Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства;

2) Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;

3) Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;

4) Неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца.

III. Работа по написанию сочинения.

1. Отбор цитатного материала к сочинению.

2. Работа с черновиком. Проверка, правка.

3. Переписывание сочинения в тетрадь.

IV. Домашнее задание: 1. Театр Островского. Сообщение.

2. Драму «Гроза» прочитать.

3. Стр. 3 - 10, 20 - 25.











Конспект урока литературы в 10 классе

по роману И. А. Гончарова "Обломов"

Тема: «Обломов» как роман о любви.

Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Цели урока:

1.Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.

2.Изменить первоначальное негативное представление об Обломове.

3.Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Оборудование урока:

Текст (Гончаров И.А. Обломов: роман. В 4-х ч. Т.: 1985г.), эпизоды из экранизации романа «Обломов» Гончарова «Несколько дней из жизни Обломова» Н.С.Михалкова, тетради.

Ход урока:

На доске: Обломов и Ольга. История любви.

Учитель: Изучая роман, мы постоянно анализируем эпизоды, сопоставляя Обломова то с гостями, то с Захаром, то со Штольцем. Вот и сегодня - Обломов и Ольга, эта волнующая сердце история любви. Зачем все это? Для чего?

(В любви наиболее ярко раскрываются особенности характера главного героя, понимание любви писателем).

Гончаров огромное значение придавал чувству любви. Устами Штольца он говорил, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель жизни, в любви он черпает энергию.

Попробуем проследить, как развивалось это чувство. Для начала вспомним определяющий момент, давший толчок развитию этого чувства.

«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, но пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни. …

Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг».

А теперь посмотрим, как показывает эти чувства Н.С.Михалков в своем фильме «Несколько дней из жизни Обломова», где главную роль играет О.Табаков, а в роли Ольги - Е.Соловей.

(Эпизод из фильма - пение Ольгой «Casta diva» из арии «Норма» Винченцо Беллини).

Чтобы как можно лучше понять этих героев, обратимся к этимологии их имен.

Ольга Ильинская - фамилия трактуется как любовь ради Ильи (Ильинская). По одной из версий, Ольга - луна (с. 295), по другой - святая, факел (с.259, 296).

Илья - (по ветхому завету) связано с небесным огнем. В народных представлениях Илья - пророк, бог-громовержец или громовик, который сыплет огненные стрелы (с. 245).

Таким образом, любовь Обломова и Ольги - это огонь. Посмотрим, как это выражается в тексте (с.243, 248, 252, 253, 281, 282). Он мог как взорваться, так и остыть (с.284).

В романе часто описываются цветы, поэтому нам не обойтись без их символики.

Так, Обломов предлагает Ольге ландыши, что означает душевные излияние о любви и счастье. В тексте неоднократно встречается сирень, которая служит эмблемой грустного расставания. Но герои избирают ее как эмблему любви, тем самым, пророча разлуку. Также встречаются такие цветы, как резеда и роза - символ любви (с. 249, 250, 254, 261, 277, 305, 308).

В романе представлены 3 ипостаси любви, любви идеальной:

Любовь идеальная, где Ольга является идеальным одухотворенным образом (с. 244, 246, 247).

Любовь - обязанность (с. 283, 291, 294).

Такая разная любовь (с.286, 287).

(Далее эпизод из фильма - отъезд Штольца, где он с Ольгой строит планы насчет Обломова. Комментирование эпизода учителем с обращением внимания на образ Ольги, ее поведение. Анализ эпизода из фильма - сцена с Орешниковым. Можно задать классу вопрос: существует ли такой же эпизод в романе?).

Ольга - человек, которому пока еще не открылась правда жизни. Она является своего рода Пигмалионом, а Обломов - Галатеей, т.е. Ольга любит будущего Обломова, созданного ее руками (с.179).

( Рассказ учителя о мифе «Пигмалион и Галатея»).

Несмотря на это, Ольга любит Обломова. Далее в ее чувстве идет «пробуждение» сознания, которое выражается через природу.

«Лицо ее наполнилось постепенно сознанием; в каждую черту пробирался луч мысли, догадки, и вдруг все лицо озарилось сознанием…Солнце также иногда выходит из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровью и вдруг обольет светом целый пейзаж».

(Эпизод из фильма).

Обломов правильно оценивает Ольгу, указывая на ее самолюбие, высказывая все свои описания в письме.

Свободен ли обломов в своей любви?

Ответ кроется в его письме (чтение и анализ: с.306-307).

Свободен Обломов был, когда смог отказаться от своей любви. В нем раскрылось назначение Обломова как человека, образ Божий в нем; в письме проявился его поэтический дар.

Быть свободным - это быть таким, каким задумал тебя Бог: «Познайте истину, и истина сделает вас свободным». Он познал ее (с. 243-244, 303).

Ольга полагает, что письмо - это проявление эгоизма Обломова. А как вы считаете?

(Сцена из фильма - эпизод объяснения в парке).

Когда мы пишем письма?

Какую роль письмо Обломова играет в их отношениях?

Оно помогло задуматься над чувством (с. 318, 330, 342, 417, 420).

Кульминацией их любви становится разлука.

( Чтение по ролям эпизода на с.420).

Как и предугадал Обломов, Ольга выходит замуж за Штольца и стыдится своих отношений, которые были с Обломовым (с.465).

Почему брак Ольги и Штольца был возможен?

Почему не сложилось счастье Ольги и Обломова?

Домашнее задание: письменное высказывание на вопрос: «Возможно ли другое развитие этих отношений?».




Урок литературы по теме «Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Цель урока: выявить роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Задачи:

Образовательная: выявление понятия «художественная деталь», функций художественной детали, развитие представления о сложном характере героя, отношение к нему автора.

Развивающая: формирование вдумчивого читателя, совершенствование навыков анализа, исследовательских навыков, развитие образного мышления.

Воспитательная: формирование нравственных ценностей, совершенствование работы в группах, навыков делового общения.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Методы исследования: исключение, опрос, анализ, сравнение, обобщение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

Приветствие учащихся. Предлагает просмотреть иллюстративный ряд (герои и детали в романе Гончарова «Обломов»).

На что особо обратили внимание при просмотре?

Н. А. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят наконец какое-то обаяние».

О чем говорит эта цитата.

Определите тему урока. Какова цель урока?

.Наблюдение

Работа с понятием «художественная деталь». Слово деталь широко используется в нашем повседневном обиходе. Что же такое деталь? Как прокомментируете значение слова? (Мелкая составная часть чего-либо, подробность, частность - из франц.) Художественное произведение - это тоже система, единство, а художественная деталь - часть этой системы, часть того художественного мира, который показывает автор. Роман И.А.Гончарова «Обломов» вместил себя всю жизнь главного героя: от рождения и до смерти. В жизни любого человека масса подробностей, деталей.

Выдвижение гипотезы. Какую роль может играть художественная деталь?

Зачитывают определение из словаря Ожегова. Проводят опрос у присутствующих.

Необходимо поработать с художественной деталью (халат, ветка сирени, книга, пыль, Casta Diva):

-выявить с помощью словаря этимологию слова,

-выписать цитаты, где упоминается деталь,

-опросить присутствующих, с чем ассоциируется предмет,

-сделать вывод: какова роль художественной детали.

Работа в группах

Анализ, наблюдение, опрос, обобщение, сравнение

Заслушивание результатов работы групп.

Халат. Заимств. из тюрк. яз. (ср. турецк. χilat «кафтан»), в которых оно является арабизмом. Исходное значение - «почетная одежда». Халат в глазах Обломова имеет массу неоспоримых достоинств, т.к. вполне соответствует роду занятий его владельца - «лежанию». Во время романа с Ольгой халат становится символом постыдного безделья и заброшен Ильей Ильичем. Заброшен, но не выброшен и починен Агафьей Матвеевной. Обломов снова надел халат в день окончательного разрыва с Ольгой. Итак, деталь отмеривает, скрепляет этапы жизни героя. Деталь вырастает до символа и помогает увидеть глубинную суть характера героя. В конце повествования Гончаров дает описание истасканного. Поношенного халата. Описание халата позволяет почувствовать отношение автора к своему герою: ирония 1 части сменяется сложной гаммой чувств, выраженной в последнем описании, среди которых доминирует сожаление.

Пыль. Общеслав. Суф. производное от того же звукоподражания (пы), что пыхать, пух. Обломов ведет войну с пылью и проигрывает ее. Странным кажется, что в период «духовного пробуждения» героя пыль все равно остается подробностью его быта. У читателя появляется предчувствие, что Обломов не устоит перед соблазном возвращения к прежней, спокойной жизни. Так и случилось. Деталь снова становится символом.

Книга характеризует не только бытовую сторону жизни, но и связь с внешним миром, интеллектуальную работу или ее отсутствие. Чтение книги требует напряжения, труда мысли. Во время общения Обломова с Ольгой Ильинской возрождается его интерес к общественной жизни, но, оказавшись оторванным от Ольги, он перестает читать. Ольга особенно замечает отношение своего возлюбленного к книге, видит в этом предзнаменование печального конца их любовной истории.

Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым. Обломов поднял ее и явился с сиренью на следующее свидание. Сирень является для героев поэтичным символом их чувства. После разрыва воспоминание о ветке сирени становится для героя мучительным укором. В эпилоге упоминание о ветках сирени, посаженных дружеской рукой, заставляет задуматься о глубинной общности таких противоположных натур, как Штольц и Обломов, Обломов и Ольга, показывает отношение автора к герою.

«Casta Diva», Каватина Нормы - ария из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831). Одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий для сопрано. В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества. Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины.'Каста Дива', что в переводе с итальянского означает 'чистая помыслами и телом дева'.Ольга пела Casta diva, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти - «непорочная богиня» - в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца.

Представляют результаты работы, делают краткую запись в тетрадях.

Обобщение

Комментируя искусство художественной детали, критики предлагают такую классификацию: сюжетные, описательные и психологические детали. Оцените с этой точки зрения детали у Гончарова. (Сюжетные- письма, книги; описательные - пыль, халат; психологические - сирень.)

Вернемся к гипотезе. Смогли мы ее подтвердить.

Вывод: Детали Гончарова не единичные, а повторяющиеся подробности. Поэтому рассматриваемый объект наполняется глубоким содержанием. Отбор деталей позволяет художнику повернуть предмет нужной стороной, раскрыть глубинную сущность характера героя, подсказать дальнейшую логику развития характера. Одна только деталь через возникающие ассоциации способна воспроизвести весь предмет в его целостности. Деталь у Гончарова становится символом, обобщением, лейтмотивом.

Заканчивая разговор о романе Гончарова «Обломов», определите, чья точка зрения вам ближе:

- Идеальное будущее Земли - это "мир", который видится русскими глазами. А значит, символ этого мира - тот самый боярский кафтан, который не позволяет работать. В нем рецепт спасения Земли, которая уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев. Именно лености требует от человечества планета. ОБЛОМОВ - ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР

Федор ГРИГОРЬЕВ, профессор Новосибирского ГУ

-Я старался показать в "Обломове", как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.

И.А. Гончаров

Домашнее задание на выбор:

-стихотворение о халате (хвала, сожаление),

-хвала еде,

-репортаж с места событий (из Обломовки)

Запись домашнего задания

7

© 2010-2022