Урок на тему «Общее понятие о сложном предложении»

Цели урока: - обеспечить усвоение знаний на занятии через обобщение сведений о сложном предложении; - формировать умение работать с текстом, развивать навык устной речи. Развивать навык анализа текста; - воспитывать любовь к языку. Знать: понятие сложного предложения и его виды. Уметь: характеризовать сложное предложение, объяснять постановку знаков препинания, чертить схемы. На уроке используются активные методы работы: лексическая разминка, конкурс «дикторов», цифровой и графический диктанты,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цели урока:

- обеспечить усвоение знаний на занятии через обобщение сведений о сложном предложении;

- формировать умение работать с текстом, развивать навык устной речи. Развивать навык анализа текста;

- воспитывать любовь к языку.

Знать: понятие сложного предложения, его виды.

Уметь: характеризовать сложное предложение, объяснять постановку знаков препинания, чертить схемы.

ХОД УРОКА.

  1. Организационное начало занятия.

  2. Сообщение темы и цели.

  3. Разминка:

  1. подберите имена прилагательные к существительным: тюль, фасоль, бандероль, картофель, шампунь, кофе, гуашь, какао, мозоль, кашне.

  2. конкурс дикторов (на интерактивной доске задания)

Бабу - ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба - яга приняла лекарство, и недуг был побеждён.

Задание: поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения. Найдите в последнем предложении главные члены предложения, определите тип предложения.

4.Актуализация знаний.

1). Цифровой диктант.

Учащимся предлагается ряд утверждений, правильных или заведомо неверных. Если учащийся отвечает утвердительно - «да», он ставит «1», если же он не согласен с утверждением - «нет», он ставит «0».

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где - подчинительные?

  2. Определение не отвечает на вопрос чей?

  3. Предложение - синтаксическая единица?

  4. Союз однако - подчинительный?

  5. Двусоставное предложение может быть неопределённо-личным?

  6. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

  7. В предложении Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно первая часть - придаточное предложение?

После выполнения задания у студентов должен получиться ответ: 101 00 10.

2). Определить виды предложений по схемам:

1. [ ] .

2. [ ] , [ ].

3. [ ], ( что …).

4. [ ], однако [ ].

5. [ ], однако [ ], (что).

1. Простое. 2. Бессоюзное сложное. 3. Сложноподчинённое. 4. Сложносочинённое. 5. Сложное предложение с подчинительной и сочинительной видами связи.

3). Задание на понимание терминов.

Дополните термины, используемые в грамматике. ( В скобках даны ответы).

  1. Второстепенные и главные (члены предложения).

  2. Самостоятельные и служебные (части речи).

  3. Деепричастный и сравнительный (обороты).

  4. Односоставные и двусоставные (простые предложения).

  5. Вопросительная и восклицательная (интонация).

  6. Одиночные и распространённые (второстепенные члены предложения).

  7. Союзные сложные предложения делятся (на сложносочинённые и сложноподчинённые).

  8. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связаны только (интонацией).

  9. Средства связи в сложном предложении (интонация, союзы, союзные слова).

  10. Главный признак бессоюзного предложения (интонация).

4). Игра «По следам телевизионных передач». Работа в двух группах.

1. «Доброе утро, страна!»

Запись числа и слов «Классная работа»

  1. Что записано на доске с точки зрения синтаксиса?

  2. Что изучает синтаксис, кроме словосочетания?

2. «Пока все дома»

В гостях у старого знакомого - Предложения.

Задание: записать предложения, найти их основы, определить вид предложений.

  1. И грусти тихой и свободной я предаюсь душою всей.

  2. Началась война, отец вернулся из экспедиции и сразу пошёл на фронт.

  3. Молчит и млеет лес высокий.

  4. Я не знал, когда мы встретимся вновь.

3. «Очевидное - невероятное»

1. Дать определение сложного предложения.

2. Чем отличаются простые предложения от сложных?

4. «Дежурная часть»

Сложные предложения надо узнавать в лицо. Вот их приметы:

  1. Две и более основ.

  2. Наличие смысловой законченности.

  3. Наличие интонации конца у всего сложного предложения.

«Звёздный час»

Расставьте знаки препинания, начертите схемы.

  1. Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.

  2. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы жажды познания.

  3. Пока он говорил, я внимательно наблюдал за ним.

Реклама

Придумать рекламу про сложное предложение.

Подведение итогов игры.

  1. Работа с тестами.

1-й вариант.

Тест № 1

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении.

По небу стремительно неслись угрюмые тучи, ветер становился всё сильнее() и по пашне летели клочья сухой травы.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложносочинённое предложение , перед союзом И нужна запятая.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Тест № 2.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении.

По берегам реки по-прежнему лежал () и тихо курился густой туман.

1).Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2).Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3).Сложносочинённое предложение , перед союзом И нужна запятая.

4).Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Тест № 3.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ночные бабочки(1) привлечённые ярким светом(2) прилетели к фонарю(3) стоящему возле нашего дома(4) и кружились теперь в упоительном танце.

1). 3,4. 2) 2, 3, 4. 3). 1,3,4. 4). 1,2,3,4.

Тест № 4.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К счастью(1) мы быстро вышли на открытое пространство. Совсем рядом (2) в овраге(3) должно быть (4) журчал ручей.

1). 1,2,3. 2). 1,2,4. 3). 1,2,3,4. 4). 2,4.

2-й вариант.

Задание: прочитать афоризмы. Какая тема их объединяет? Указать номера1) простых предложений с однородными членами; 2) простые предложения с обособленными членами; 3) сложные предложения.

  1. Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех тех, кто не может разгадать её загадок.

  2. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости.

  3. Самая губительная ошибка, сделанная в мире, - это отделение политической науки от нравственной.

  4. У народа нет политических знаний, у него есть смутное политическое чувство.

  5. Несправедливость, причинённая одному лицу, часто бывает полезна всему обществу.

  6. Общество держится типами и движется характерами.

Ключи к тестам: 1й вариант- 1-3; 2-2; 3-4; 4-3. 2-й вариант - простое 4,6; с обособленными членами предложения - 3,5; сложное - 1,2.

6. Повторение теоретического материала о сложном предложении. ( В это время преподаватель проверяет тесты).

Учащиеся читают текст учебника Жаналиной Л.К., Шмановой Н.Н. «Русский язык», Алматы: «Мектеп» баспасы, 2007, с. 143, 144, 145. Используя приём «инсерт» (маркировка текста), делают записи в тетрадях о том, что они знают о сложном предложении, что хотят знать и что узнали из прочитанного текста нового. Затем ребята зачитывают новую информацию вслух.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ



  1. Тренировочные упражнения.

1).Упражнение 186 ( См. «Русский язык», Алматы: «Мектеп» баспасы, 2007. Жаналина Л.К., Шманова Н.Н.). Работа у доски, предложения записываются, объясняются знаки препинания, указываются средства связи, чертятся схемы, даётся характеристика.

2).Работа с текстом. Упражнение 187. (См. «Русский язык», Алматы: «Мектеп» баспасы, 2007. Жаналина Л.К., Шманова Н.Н.).

  1. Определите стиль текста.

  2. Тип речи.

  3. Какова тема и основная мысль текста, средства связи предложений.

  4. Начертите схемы сложных предложений, сделайте синтаксический разбор.

  5. Объясните, в каком значении употреблено слово бассейн?

  1. Подведение итогов занятия, заполнение оценочных листов, выставление оценок, определение рейтинга студентов.

  2. Комментирование домашнего задания.



© 2010-2022