Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине Русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБПОУ «Железногорский ПК»







методические указания

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ



САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОв

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


Ильина И.Е.- преподаватель русского языка и литературы ОБПОУ «Железногорский ПК».








  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно структуры Государственного образовательного стандарта и в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом ОПОП Железногорского политехнического колледжа на самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Русский язык» предусмотрено 26 часов.

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение:

- в рабочем учебном плане по каждой специальности;

- в рабочих программах учебных дисциплин.

Функции самостоятельной работы:

- информационно-обучающая;

- развивающая;

- ориентирующая;

- стимулирующая;

- воспитывающая.

Цели обучения:

  • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

Программа действий преподавателя по созданию условий для самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов предполагает:

- изучение квалификационной характеристики специалиста;

- анализ Государственного образовательного стандарта и учебного плана;

- подготовку перечня знаний, умений, которые должны быть сформированы у студентов в процессе самостоятельной деятельности;

- разработку методических рекомендаций для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности;

- выработку критериев оценки самостоятельной работы.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общих знаний и умений;

- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы контроля студентов:

- устный и комбинированный опрос;

- проверка на основе письменных, графических и практических работ (диктанты, грамматические задания, текстовые задания);

- тестирование;

- систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.

Виды самостоятельной работы студентов:

- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);

- подготовка к практическим занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

- подготовка презентаций;

- подготовка рефератов;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями;

- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;

- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах и др.

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.

II. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Раздел программы, тема

Тематика самостоятельной работы

Количество часов

Раздел 1

Тема 1.1.

Язык и речь.

1. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

1

Тема 1.4.

Научный стиль речи.

2. Лингвостилистический анализ текста.

1

Тема 1.5.

Официально-деловой стиль речи.

3. Написание резюме.

1

Тема 1.6.

Публицистический стиль речи.

4. Подобрать примеры публицистического стиля на экологическую тему. Лингвостилистический анализ текста.

1

Тема 1.7.

Художественный стиль речи.

5. Лингвостилистический анализ текста.

1

Тема 1.8.

Текст как произведение речи.

6. Определение вида речевых ошибок и их исправление.

1

Раздел 2

Тема 2.1.

Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы.

7.Изобразительно-выразительные средства речи.

1

Тема 2.3.

Лексика с точки зрения ее употребления.

8. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

1

Тема 2.4.

Фразеологизмы.

9. Лексические и фразеологические словари.

1

Тема 2.5.

Лексические нормы. Лексические ошибки.

10. Вклад М.В.Ломоносова (Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

2

Раздел 3

Тема 3.2.

Орфоэпические нормы.

11.Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования.

1

Тема 3.4.

Орфография.


12.Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

1

Тема 4.1.

Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.

13. Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. - работа со словообразовательным и орфографическим словарем.

1

Тема 4.2.

Орфография.

14. Работа со словообразовательным и орфографическим словарем.

1

Раздел 5.

Тема 5.1.

Грамматические признаки слова. Знаменательные и служебные части речи.

15. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных частей речи (синонимика частей речи).

1

Тема 5.7.

Причастие как особая форма глагола. Правописание причастий.

16. Подготовить реферат на тему: «Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий».

1

Тема 5.8.

Деепричастие как особая форма глагола. Правописание деепричастий.

17. Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий.

1

Тема 5.9.

Наречие. Слова категории состояния.

18. Подготовить презентацию на тему: «Ещё одна часть речи? (Категория состояния) Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи».

1

Раздел 7.

Тема 7.1.

Роль словосочетания в построении предложения.

19.Роль словосочетания в построении предложения.

1

Тема 7.2.

Простое предложение. Грамматическая основа простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

20. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

1

Тема 7.3.

Односоставное и неполное предложения.

21.Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

1

Тема 7.4.

Второстепенные члены предложения.

22.Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

1

Тема 7.7.

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

23.Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения

1

Тема 7.12.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

24.Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи.

1

Тема 7.13.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

25.Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.

1

ИТОГО

26


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2006.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007.

Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2012.

Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.; 1986

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2002.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2002.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.


Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2001.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.


Темы рефератов

Вклад М.В.Ломоносова (Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Изобразительно-выразительные средства речи.

Выразительные возможности знаменательных частей речи (синонимика частей речи).

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи.


РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

gramota.ru

Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала

language.edu.ru

Культура письменной речи

gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

philolog.ru/dahl/

Имена.org - популярно об именах и фамилиях

imena.org

Крылатые слова и выражения

slova.ndo.ru

Мир слова русского

rusword.org

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

ruscorpora.ru

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка

stihi-rus.ru/pravila.htm

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

gramota.ru/book/ritorika/

Рукописные памятники Древней Руси

lrc-lib.ru

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН

rusgram.narod.ru

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник

philol.msu.ru/rus/galya-1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

character.webzone.ru

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

svetozar.ru

Свиток - История письменности на Руси

ivki.ru/svitok/

Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык

vedi.aesc.msu.ru

Справочная служба русского языка

spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку

likbez.spb.ru

Центр развития русского языка

ruscenter.ru

Филологический портал Philology.ru

philology.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников

learning-russian.gramota.ru








ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи

не забудьте вынести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.


Образец оформления конспекта



КОНСПЕКТ


«Наименование конспекта»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания


План (схема простого плана):

1.

2.

3.

4.

План (схема сложного плана):

1. ________________________;

________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

в) _____________________.

1.2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

2. ________________________.

2.1. __________________ и т.д.

(далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ

(для подготовки сообщений и практических работ)

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

- чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

- правильно формулировать критерии поиска;

- определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

-давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

- давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

- студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость.

Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.

При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ очень низкое, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет - это ещё и огромная библиотека, где вы можете найти практически любой художественный текст. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Подготовка реферата. Согласно Словарю иностранных слов, реферат - это краткое изложение какой-либо научной работы, книги; доклад, основанный на обозрении литературных и других источников. В любом случае речь идет об изложении чужих трудов и чужих мыслей. Поэтому рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. В реферате обязательно должно иметься в наличии введение, в котором автор объясняет следующее:

  • почему он выбрал данную тему;

  • чем эта тема важна;

  • какие историки работали над этой темой, чем различаются их позиции;

  • какие источники информации использованы, их краткая характеристика.

  1. Основная часть реферата должна быть поделена на пункты или разделы.

  2. В реферате перечисляются источники информации, обязательно оформляются ссылки на них в тексте.

4. В реферате обязательно должно быть заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата.

5. В конце оформляется список использованной литературы.

6. Объём реферата - 8-10 листов (формат А 4).

Критерии оценки:

  • соответствие нормам русского языка;

  • новизна исследования;

  • соответствие аргументов проблеме / теме;

  • соответствие структуры заданным стандартам.

Оформление работы:

- работа должна иметь титульный лист;

- размер шрифта - 14; межстрочные интервалы - 1,5;

- выделение важных моментов курсивом или жирным шрифтом;

- оформление графиков, таблиц, рисунков, математических формул;

-оформление сносок и цитат;

- оформление списка литературы.

Соответствующее соотношение между частями работы

Введение - 10 % от объема всей работы; основная часть -

40% от объема всей работы; примеры, подтверждающие основную идею - 40% от объема

всей работы; заключение - 10% от объема всей работы.

Образец титульного листа



ОБПОУ «Железногорский ПК»








Вклад М.В.Ломоносова в изучение русского языка.

(реферат)






Выполнил (а) Иванов И.И.,

студент(ка) _ курса группы № _

Поверила Ильина И.Е., преподаватель

русского языка и литературы





Железногорск 20___


Образец оглавления




ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение .................................................................................. 2

1. ............................................................................................... 3

2. .............................................................................................. 5

3. .............................................................................................. 9

Заключение……………………………………………………10

Список использованной литературы................................... 11



Образец списка использованной литературы


Список использованной литературы:

1.Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. - М., 1993.

2.Акишина А. А., Кано X. Жесты и мимика в русской речи: лингвострановедческий словарь. - М,, 1991.

3.Актуальные проблемы этнической психологии. - Тверь, 1992.

4.Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизни народов СССР. - М., 1987.

5.Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Кондратьев В. С., Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. - М., 1984.














ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Схема лингвистического анализа текста

1.Какого типа речи текст перед вами?

2.Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей).

3.Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?

4.С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?

5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?

6.Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?

7. Какова идея текста (основная мысль)?

Алгоритм лингвистического анализа текста

1. Общие стилистические особенности данного текста

Научный

Логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость

Публицистический

Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность

Художественный

Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка

Официально-деловой

Неличный характер, точность формулировок, стандартизированность, сте-реотипность построения текста, долженствующий, предписывающий характер

Разговорный

Неофициальность, непринуждённость, неподготовленность речи, устная форма общения

2. Жанровые особенности текста

Научный

Статья из журнала или сборника, энциклопедии, словаря, фрагменты из монографии, диссертации

Публицистический

Статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта людей, природы), портретный очерк (личность человека, его ха-рактер), проблемный очерк (поднимается какая-то социально значимая проблема (например, экологическая), анализируются пути её решения)

Художественный

Рассказ, притча, лирическое стихотворение, фрагменты из повести, романа

Официально-деловой

Заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная записка, автобиография, заявка

3. Лексические средства выразительности

Научный

Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова

Публицистический

Общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздей-ствия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания)

Художественный

Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики, публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы

Официально-деловой

Стандартные обороты, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера

4. Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей:

- тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербола, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;

- стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора

5. Фонетический уровень - звуковые образные средства

Средства словесной инструментовки: повторение согласных звуков (аллитерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности текста.

6. Морфологические средства выразительности

Научный

Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; использование глаголов в обобщённо-отвлечённом значении (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление формы несовершенного вида; преобладание местоимений 3-го лица; частое употребление

Публицистический

Использование существительных в родительном падеже в роли несогласован-ных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов

Художественный

Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий - образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринуждённость описаниям (петь щеглёнком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные - оттенок искренности взволнованности; неопределённые - «отдаляют» события и предметы)

Официально-деловой

Отсутствие форм глаголов 1-го и 2-го лица и личных местоимений 1-го 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения используются в неопределённом значении; употребление собирательных существительных (выборы, граждане); употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах), совершенного вида (в протоколах собраний); предлогов (в соответствии, в связи, согласно…); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительные мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии

7. Синтаксические средства выразительности

Научный

Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов

Публицистический

Использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений

Художественный

Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности; типы связи частей сложного предложения

Официально-деловой

Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Итогом исследовательской работы, проделанной учащимся должно стать публичное выступление с использованием презентации. Презентация своего проекта - очень ответственная задача. Поэтому мы советуем обратить внимание на следующие моменты:

 Смысл и назначение презентации

Презентация есть представление заинтересованной общественности чего-то нового, с определёнными целями для приглашённой аудитории.

 Виды презентаций

1.Презентация проекта. Цель - информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной реакции к проекту, поиск заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, так как предполагает убеждение аудитории в необходимости воплощения проекта. Собственно, исследовательские работы учащихся сопровождаются такого вида презентацией.

2.Презентация объёма и содержания выполненных работ (отчёт). Цель - ознакомить, представить определённой группе людей результаты работ.

3.Презентация плана будущих работ. Цель- информирование определённого круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ с целью подтверждения или критического анализа.

 Цели презентаций

Психологи признают три общие цели публичного выступления во время презентации: проинформировать, убедить, развлечь. Большинство речей - это сочетание двух и более целей.

 Предварительная работа с аудиторией

Необходимо определить целевую аудиторию, на которую рассчитана данная презентация. Чем больше докладчик сможет узнать об аудитории заранее, тем более удачной будет его речь.

Обычным недостатком среди докладчиков является тенденция считать, что слушателю будет интересно то, что интересует их самих. Чтобы выступление запомнилось слушателю, нужно принять ориентацию на этого самого слушателя. В связи с этим, требуется ответить на вопросы:

1) Какова численность аудитории?

2) Каков образовательный ценз слушателей?

3) Какие возрастные группы представлены в аудитории?

4) Какова социальная, политическая, религиозная принадлежность слушателей?

Чем более разнородной будет аудитория, тем меньше прогнозов можно будет сделать о поведении слушателей.

 Режимы донесения речи до слушателей

1. Импровизация.

2. Речь «без бумажки».

3. Речь, выученная наизусть.

4. Речь по рукописи.

Импровизация. Её преимущество - в спонтанности. Её недостаток в том, что, как правило, она плохо спланирована. Поэтому предсказать оценку аудитории невозможно.

Речь «без бумажки» - более формальна, чем импровизация. Здесь есть возможность планирования, и в результате речь лучше организована. Докладчик постоянно опирается на заметки, но при этом читать их слушателям, ни к чему.

Выученная наизусть речь. Позволяет хорошо выразить мысль. Однако при выступлении докладчик теряет естественность, и речь выглядит формально.

Чтение по рукописи может быть точным, оно позволяет контролировать практически каждое предложение. Но при этом чтение «по бумажке» становится барьером между докладчиком и слушателями.

 Качество голоса

Обращаясь к аудитории, докладчик должен уметь регулировать громкость голоса в зависимости от таких факторов, как размеры помещения и посторонние шумы. Скорость, или темп, в котором говорит оратор, также влияет на слушателей. Варьируя громкость, темп и высоту голоса, выступающий в состоянии сделать так, что его будет интереснее слушать, а сообщение его будет более ярким и запоминающимся.

Полезные советы при создании и проведении презентаций:

  • Практика свидетельствует, что тексты должны состоять не более чем из шести строк. Иначе они трудно воспринимаются.

  • В этой связи недопустимо на одном слайде пытаться уместить второй том «Войны и мира». Мелкий шрифт и огромный текст вызовет, в лучшем случае, неудобство для зрителя. Таким образом, тексты должны быть наглядными: то есть, написаны видимыми для аудитории буквами и с использованием пустого пространства между ними.

  • Шрифт надписей, комментирующих текст, делайте одного размера и названия. Это правило не касается слайда, открывающего презентацию.

  • Графические материалы должны быть упрощённой версией текста в документах. Чтобы помочь аудитории понять назначение материала краткий смысл его должен быть отражён на слайде. Например, надпись под графиком или фотографией.

  • Не используйте раздражающие и тёмные цвета основного фона слайда (дизайн). Помните, что текст лучше виден на белом фоне. К тому же, аудитория где проводится конференция, скорее всего, будет светлой. При солнечной погоде жалюзи не помогают затемнить пространство. И ваши слайды при такой освещённости никто не увидит!

  • Не допускайте изменения общего тона слайда на разных кадрах. (То есть, если вы выбрали один дизайн слайда, то используйте его от первого до последнего кадра).

  • Удостоверьтесь, что все видят демонстрируемые материалы .

  • Дайте аудитории время, чтобы прочитать и понять смысл надписи к слайду прежде, чем предстоит продолжить слушать речь.

  • В идеале, одна демонстрируемая фотография должна демонстрировать одну идею.

  • Комментируйте текстом только главные пункты выступления, а не всю презентацию.

  • Не демонстрируйте то, что может вызвать конфликт, особенно если это касается религиозных догм и убеждений.

  • Не читайте то, что написано в заголовке слайда, вместо этого перефразируйте и дополните надпись, включив в своё выступление.

  • Вызывает напряжение, когда докладчик пришёл в аудиторию почитать всем то, что написано на слайде. Поверьте, зрители практически все могут читать.

  • Вы можете сэкономить время, если, к примеру, озвучите цель своей работы, а задачи предложите зрителю прочитать на экране самостоятельно. Так и говорите: «Тема работы такая …, я поставил перед собой следующую цель…., а достигнуть оную я смогу, путём решения ряда задач, которые вы можете увидеть на следующем слайде». Так же можно дать возможность слушателям самостоятельно ознакомиться с хронологическими рамками, территориальными рамками исследования, практической значимостью, и всем тем, что написано во введении (и на него нет времени).

  • Постарайтесь избежать главной проблемы докладчика, когда он живёт сам по себе, а презентация сама по себе. Не презентация должна вести докладчика, а он её использует в своих целях. А цель одна - достичь удовлетворения от проделанной работы и добиться творческого успеха.


© 2010-2022