Сжатое изложение в 6 классе На льдине

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс русский язык

Тема урока «Подготовка к сжатому изложению по тексту Б. Житкова « На льдине».

Цели:

Развивающие:

Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста:

учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;

определить систему языковых средств, использованных в тексте

помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали.

Развивать творческие возможности школьников.

Образовательные:

Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.

Показать школьникам закономерности функционирования простых и сложных предложений , прямой речи.

Воспитательные:

Привлечь внимание к проблеме взаимоотношений человека и природы.

Формировать нравственные представления учащихся о смелости, выносливости, об ответственности человека за свои поступки.

Ход урока


1.Введение. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

2.Знакомство с содержанием текста изложения.

3. Анализ содержания и композиции.

4.Определение типа речи.( Повеств.)

5.Определение стиля речи.( Художеств. с элементами разговорного)

6. Языковой анализ текста (синтаксические средства) и составление сжатого изложения.

1.Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

Сегодня на уроке мы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его тему, идею, структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т. е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Давайте вспомним, что значит сжато пересказать текст? (Слово сжато от глагола сжать - сократить, уменьшить в объёме)

Посмотрите памятку: каковы приёмы сжатия текста? …

Приемы сжатия (компрессии) текста

Среди содержательных приемов сжатия текста основными яв-ся:

  1. Обобщение (замена):

- замена однород.членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

2. Исключение:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов.

3. Упрощение (слияние):

-исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми (слияние нескольких предложений в одно).

- Итак, Мы должны исключить, убрать из текста подробности и объединить отдельные факты, действия.

2.Давайте прочтём рассказ Бориса Житкова « На льдине».

Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

- Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.

Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

- Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

- Почему нас качает? - закричал Володя.

А отец крикнул:

- Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

- Оторвало, оторвало!

А кто-то крикнул:

- Пропали!

Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:

- Самолёт! Самолёт!

Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!" Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.

3. Ребята, вы знаете, что в тексте-повествовании нельзя увидеть происходящие действия одновременно.

-(На доске опорные слова:

действия

последовательные события

что происходит сначала?

что потом?

что в конце?)

-Давайте определим с вами составные части нашего текста- повествования.

-А теперь давайте выделим в тексте микротемы( микротема-это наименьшая составная часть общей темы текста. )

1. В море за рыбой.( Рыбаки собрались на лед ловить рыбу).

2. Рыбаки остались ночевать на льдине.

3.Случилась беда.Рыбаков оторвало от большой льдины и несет( унесло) в море.

4.Мальчик Володя увидел среди туч самолет и очень ему обрадовался.

5. Все стали кричать и махать шапками.

6. Самолет и пароход пришли на помощь рыбакам.

4. Сжатие текста с учащимися.

Зимой рыбаки колхоза собрались на замерзшее море ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей со своим сынишкой Володей. Выехали далеко, кругом лёд . Наделали во льду дырок и стали запускать сети. День был солнечный, Володя помогал отцу. Большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа предложил разъезжаться по домам.

. Все стали просить остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером легли спать в санях.

Вдруг ночью отец Володи вскочил и закричал:

- Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Все запаниковали.

Володя заплакал. Днем между тучами Володя увидел самолёт и очень ему обрадовался.

Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок с запиской: "Держитесь! Помощь идёт!" Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей и их вещи.

5. Написание текста изложения.


© 2010-2022