Рождественское чудо ( урок русской литературы по рассказу А. И. Куприна Тапер)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рождественское чудо

( по рассказу А.И.Куприна «Тапёр»)

Цели урока:

  1. Организация деятельности учащихся по изучению творчества А.И.Куприна; создание условий для развития у школьников умения анализировать текст.

2. Развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства, о значении этих видов искусства для человека.

  1. Воспитание интереса к классической музыке, литературе, уважительного отношения к талантливым людям.

  2. Воспитание уважительного отношения к мнению других людей.

Тип урока - комбинированный

Оборудование: портретная «Галерея талантов», эпиграф на доске, раздаточный материал, кроссворд, магнитофон, диски с музыкой Ф.Листа и А.Рыбникова.

План урока:

1.Инициирование.

2. Проверка первичного восприятия текста. Актуализация знаний.

3. Проверка домашнего задания (парная работа)- разгадывание кроссворда, включающего ключевые понятия урока.

4.Работа в группах.

5. Физкультминутка.

6. Проверка результатов работы в группах.

7. Прослушивание музыкального фрагмента.

8. Обсуждение проблемных вопросов.

9.Подведение итогов урока и оценивание.

10.Рефлексия

11.Домашнее задание

Ход урока.

1.Инициирование. ( настраивание на работу, озвучивание темы, совместное целеполагание, обсуждение эпиграфа)

2.Знакомство с личностью писателя. Проверка первичного восприятия текста. Актуализация знаний.

2.1. Личность А.И.Куприна (интересные факты биографии)

2.2.Первичное восприятие текста и актуализация знаний.

---Понравился ли вам рассказ?

---О чём он?

---Что мы узнаём о семействе Рудневых?

---Кто вам больше всего запомнился из этой семьи?

---Какая традиция была в этой семье? Чем планировали разнообразить рождественский вечер?

---Как вы понимаете значение слова тапёр?

Словарная работа

Тапёр- музыкант, играющий в ресторанах, на музыкальных вечерах.

Чтобы выделить ключевые слова, с которыми нам придётся работать, вам предлагается разгадать кроссворд.

3. Разгадывание кроссворда (парная работа). Проверка.

Словарная работа

Рапсодия- это музыкальное произведение, основанное на народных танцах, состоящее из медленной и быстрой части.

Рубинштейн Антон Григорьевич- великий русский музыкант, композитор, основатель Петербургской консерватории.

---Знал ли Юра Азагаров Рубинштейна?

--- Чем же это неприметный мальчик так изумил великого композитора?

4.Групповая работа. «Образ тапёра»

1 группа. Найти в тексте, выписать и зачитать цитаты с описанием внешности тапёра.

2 группа. Найти в тексте, выписать и зачитать цитаты, описывающие характер тапёра.

3 группа. Найти в тексте цитаты с описанием фортепианной игры тапёра.

4-5 группа. Составить словесный портрет тапёра.

6-7 группа. Найти в тексте, выписать и зачитать отзывы других героев о тапёре.

Индивидуальная работа. Нарисовать «Каким я представляю себе тапёра».

5.Музыкальная физкультминутка.

6.Проверка результатов групповой работы.

Выводы:

---Какие самые главные качества мы увидели в его характере

---Важна ли для нас невзрачная внешность тапёра?

7. Прослушивание музыкального фрагмента.

8. Обсуждение проблемных вопросов.

---Легко ли ему было исполнять это сложное произведение?

---Почему он его выбрал?

---Что помогло ему так виртуозно исполнить рапсодию?

---Чем заканчивается рассказ? Что за подарок выпал Юре на ёлке у Рудневых?

---Согласны ли вы с утверждением Руднева, что встреча маленького тапёра и великого композитора Рубинштейна, который взял его к себе в ученики - случайный подарок судьбы?

9.Подведение итогов урока и оценивание. Заключительное слово учителя.

Все люди, большие и самые крошки,

Мечтают, чтоб к чуду прийти по дорожке.

Туда, где никто никогда не тоскует,

Года очень долго кукушка кукует.

Там дружат ребята почти всей страны,

Там взрослые видят хорошие сны.

Весёлые гномы хранят за горами

Огромный хрустальный сундук с чудесами.

И если кому-то захочется чуда,

То можно достать это чудо оттуда.

Но делают чудо своими руками,

О чуде об этом не ведая сами,

Писатель, певец, агроном и учитель,

Хирург, режиссёр, машинист и строитель,

Доярка, столяр, продавец и аптекарь,

Монтажник, электрик и библиотекарь,

Весёлый актёр, что сыграл на баяне

И даже сантехник Петров дядя Ваня,

Швея, парикмахер, лесник, комбайнёр

И даже знакомый малыш наш тапёр.

Все добрые люди, счастливые люди

Творят чудеса и мечтают о чуде!

10. Рефлексия

11. Домашнее задание( мини- сочинение на тему «Неусыпный труд все препятствия преодолевает» (М.В.Ломоносов); выписать в тетрадь портретные характеристики разных героев для угадывания.)


© 2010-2022