ЛИТЕРАТУРА Методический комплект по внеаудиторной самостоятельной работе

Методический комплект предназначен для обучающихся, изучающих литературу за курс средней (полной) общей школы. В комплекте представлены задания для внеаудиторной самостоятельной работы, требования к их выполнению, критерии выполненной работы. Методический комплект подготовлен на основании законодательных и иных нормативно-правовых актов в сфере  среднего профессионального образования, а также Положения о структуре учебно-методического комплекса преподавателей ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж», принятого на заседании методического колледжа и утвержденного директором учебного заведения  в январе 2014 года.Составитель: Алексеевская Т.А., преподаватель русского языка и литературы. Одобрен и рекомендован к использованию...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Копейский политехнический колледж»

(ГБОУ СПО (ССУЗ) «КПК»)










ЛИТЕРАТУРА

Методический комплект по внеаудиторной самостоятельной работе














Копейск, 2014

Методический комплект предназначен для обучающихся, изучающих литературу за курс средней (полной) общей школы. В комплекте представлены задания для внеаудиторной самостоятельной работы, требования к их выполнению, критерии выполненной работы.

Методический комплект подготовлен на основании законодательных и иных нормативно-правовых актов в сфере среднего профессионального образования, а также Положения о структуре учебно-методического комплекса преподавателей ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж», принятого на заседании методического колледжа и утвержденного директором учебного заведения в январе 2014 года.

Составитель: Алексеевская Т.А., преподаватель русского языка и литературы.


Одобрен и рекомендован к использованию в образовательном процессе предметной (цикловой) комиссией гуманитарных и экономических дисциплин.
















Содержание



Пояснительная записка……………………………………………4

Методическое руководство по выполнению самостоятельной работы обучающимися ………………………………………………………..…5

Задания для самостоятельного выполнения обучающимися……………21

Ссылки на источники информации………………9

Требования к нормам оценки результатов выполнения заданий…10

































Пояснительная записка


Целью методического комплекта является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря внеаудиторной самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает: способность занимать в обучении активную позицию, готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей, умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность, привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации, осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Одним из ведущих направлений современного среднего профессионального образования является компетентностный подход к обучению, в том числе развитие компетенции автономной деятельности. Для воспитания автономии необходимо формирование умений самостоятельной работы вне учебного заведения. Это дает возможность специалисту эффективно заниматься самообразованием. А значит, будет соблюдаться одна из важнейших черт образования - его непрерывность.

Основные задачи внеаудиторной самостоятельной работы по литературе: вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.

Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию обучающегося: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.

В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.

Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.

Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ художественных произведений.

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно анализировать поэтическое произведение;

  • самостоятельно анализировать эпизод;

  • самостоятельно анализировать прозаическое произведение;

  • подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;

  • составить конспекты критической или литературоведческой работы;

  • самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк, реферат и т.д.

Методическое руководство

по выполнению самостоятельной работы обучающимися

Все типы заданий, выполняемых студентами, в том числе в процессе самостоятельной работы, так или иначе содержат установку на приобретение и закрепление определенного Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. Некоторые задания требуют пояснения:

1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.

2. Сравнить - выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.

3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа - привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.

4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ - значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.

5. Провести анализ - разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.

6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию - используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.

7. Дать характеристику, охарактеризовать явления - значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.

8. Изобразить схематически - значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.

9. Написать сочинение в соответствии с требованиями.

10. Написать эссе - это вариант творческой работы, в которой должна быть выражена позиция автора по избранной теме.

11. Выполнить реферат - эта форма работы представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.


Схема анализа прозаического произведения

  1. «Выходные данные»

    1. Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т.д.

    2. Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла произведение литературная общественность и критика и т.д.

  1. Идейно - тематическая основа произведения

  1. Структура содержания.

  2. Тема, главная проблема и мысль.

  3. Идея как авторское отношение к изображаемому.

  1. Основные герои, их портреты и характеры.

  2. Специфика сюжета (количество сюжетных линий, степень напряженности, завязка, кульминация, развязка).

  3. Особенности моделирования реального мира

  1. Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер).

  1. Характер изображения истории и современности.

  1. Авторская позиция в произведении.

  2. Жанрово - родовая принадлежность, художественный метод и стиль.

  3. Языковая структура произведения (лексика, синтаксис, внутренний ритм).

  4. Мое восприятие произведения.

Схема анализа лирического произведения

  1. «Выходные данные»:

    1. Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т.д.

    2. Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, к кому был близок автор (литературные течения и направления), жанр произведения.

  1. Структура образов и развитие конфликтов:

  1. Тема и идея произведения.

  2. Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть). Композиция (возможное деление на части, их связь).

  3. Система художественных образов стихотворения. Прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека и его чувствами.

  1. Основные особенности поэтического языка:

  1. Тропы и фигуры:

сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор, инверсия, анафора, эпифора и т.д.

  1. Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика - ассонанс,

аллитерация, звукопись.

б) поэтическая лексика - синонимы, антонимы

архаизмы, неологизмы

фразеологизмы

высокие слова

старославянские, церковнославянские диалектизмы.

в) использование явлений морфологии и синтаксиса:

период, повтор,

преобладание одних час гей речи

обращение, восклицание, вопрос.

  1. Ритм. Стихотворный размер: ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль. Рифма: мужская, женская, дактилическая и парная, перекрестная, кольцевая.

  2. Жанровое своеобразие (ода, гимн, сонет, романс, элегия, послание).

  3. Черты лирического героя (настроение, состояние души).

  4. Мое восприятие произведения.

План - схема рецензии

  1. Представление книги, библиографические данные:

    1. Когда и где вышла книга, ее адресат, автор.

    2. История создания произведения.

    3. Немного об авторе, его судьбе в период создания произведения.

  1. Название произведения, его смысл.

  2. Краткий пересказ содержания (сюжет) от 3 л., события, поступки героев.

  3. Тема произведения, главная мысль - идея, как раскрывается это автором (обратить внимание на начало содержания и эпилог, какие изменения происходят).

  4. Анализ понравившегося эпизода книги. Почему на них обратил внимание?

  5. Кто действующие лица (герои), отношение к ним автора, ваше отношение к героям.

  6. Какова композиция произведения, как она помогает в раскрытии идеи, темы.

  7. В чем художественное своеобразие книги, языка произведения, какими художественными средствами автор достигает выразительности?

  8. Традиции и новаторство писателя в создании образов, стиль писателя (особенности).

  9. Ваша субъективная оценка произведения:

  1. Что написано хорошо.

  2. Что недостаточно убедительно, не совсем удачно, недостаточно понятно и раскрыто.

Рецензия

ЛИТЕРАТУРА Методический комплект по внеаудиторной самостоятельной работе

библиография, презентация книги

пересказ, содержание, сюжет, композиция, поступки и характер героев

анализ текста; проблемы, идея,

эпизоды

анализ формы, средства художественной выразительности

традиции, новаторство

ЛИТЕРАТУРА Методический комплект по внеаудиторной самостоятельной работе

Высказывание собственного мнения, рассуждение, собственный анализ


Цитирование


  1. Цитата - дословная передача чужой речи.

  1. При цитировании необходимо дословно передавать текст, замена слов не допускается.

  2. Цитатами лучше не злоупотреблять. Цитата необходима не просто для того, чтобы подготовить вашу мысль, а она призвана ее дополнить.

  3. Прозаический текст лучше передавать своими словами, т.е. косвенная речь = СПП.

  1. Знаки препинания при цитировании:

а) цитата = прямая речь

* А : «С»

б) если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием на месте пропуска

* А.М.Горький писал, что «Поэты до Пушкина совершенно не знали народ, <...>, редко писали о нем».

в) если цитата оформляется как ССП с союзом что, то первая буква цитаты строчная

* А.М.Горький писал, что «следуя правде жизни, не мог наделить своего героя всем, что нашел в своей душе, а если бы он сделал это - Печорин был бы не правдив».

г) если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит ... или !, то после них ставятся кавычки и точка

* А.М.Горький в одной из своих статей писал, что «Руд и и - это и Бакунин, и Герцен, и отчасти и сам Тургенев ...».

д) цитирование стихов может быть и в столбик, и в строчку:

1. если в строчку, то перед цитатой ставится: «» и каждая стихотворная строка начинается с большой буквы, сохраняются авторские знаки препинания

* Пушкин в своем стихотворении обращается к любимой женщине: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, То ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.».

2. если столбиком, то ставится : и пишется с большой буквы

* Лермонтов говорит о душевном состоянии своего героя:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой…

Схема работы над сочинением

1. Выбор темы сочинения

Для начала необходимо ответить на несколько вопросов:

  • знаю ли я материал;

  • интересна ли мне эта тема;

  • понимаю ли я смысл этой темы (о чем писать);

  • есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобный материал;

  • успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы).

Состав сочинения:

введение (В)

основная часть (ОЧ)

заключение (З)

1 - 1,5 стр.

4 - 5 стр.

1 - 1,5 стр.

В + З = 1/3 Vсочинения

6 - 8 стр.

(3 - 4 листа)

2. Варианты введения к сочинению:

1) Историческое введение, («жизнь в те еще годы»): это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально - экономических, нравственных, политических, культурных сторон.

Например: тема «Социально-философская проблематика спора «отцов и детей» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

2) Аналитическое введение. Анализ центрального понятия темы сочинения.

Например: «Народность поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (размышление о том, что такое народность), «Милосердие и жестокость на страницах произведения советских писателей» (размышление о том, что есть милосердие и жестокость).

3) Биографическое введение. Факты биографии жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.

Например: «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина» (вспомнить о «лицейском братстве», о женщинах - идеалах). «Мое восприятие лирического произведения» (см. план - анализ).

4) Сравнительное введение. Необходимо вспомнить предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.

Например: «Тема Родины в лирике ...»

«Тема назначения поэта в поэзии...»

«Нравственные искания героев романа...»

«Тема «маленького человека»…»

«Тема «лишнего человека»...»

5) Характеристика произведения. Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать лучше с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.

Например:

«Образы Чацкого и Молчалина в комедии Л.С.Грибоедова «Горе от ума»,

«Образы Онегина и Ленского в романе Л.С. Пушкина «Евгений Онегин»,

«Образы Обломова и Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».

6) «Лиричность» введения». Увязать тему сочинения с личным жизненным или духовным опытом.

«Ах, как я люблю (ф. и. поэта или писателя)»

Далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество.

7) Перекличка с современностью. «В наше время, когда ... особенно большую роль играет»

Например:

темы

о нравственности

об экологии

о патриотизме

о гуманизме




ЛИТЕРАТУРА Методический комплект по внеаудиторной самостоятельной работе

современная литература

3. Основные правила написания заключения

1) Обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения.

2)Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора.

3)Выводы связываются с развитием современной литературы.

4)Если тема общая, то целесообразно закончить повторением теоретического понятия, подтверждая своими выводами.












Типы сочинений по темам


№ пп

Тип

сочинения

Пример темы

Что требуется

О чем писать

1.

Анализ целого литературного произведения.

1. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

2.«Мертвые души» - гениальная сатира на крепостную Русь.

Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость в русской литературе.

Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство. Избегать: простого пересказа произведения.

2

Анализ литературного героя.

1. В чем трагедия Г. Мелехова?

2. Трагизм образа Базарова.

Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения (черты характера, анализ поступков, внутренние моно

логи и споры с другими героями и т.д.)

Использовать понятия: литературный тип, типичный характер, портрет, речевая характеристика.

3.

Анализ художественной формы.

1. Мастерство Н.В.Гоголя - сатирика в «Ревизоре».

2. Мастерство А.С.Грибоедова в обрисовке характеров и развитие действия в комедии «Горе от ума».

Провести литературный анализ художественных средств.

Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык.

4.

Анализ образа автора.

1 .Образ автора в романе «Евгений Онегин.

2. Автор и его герой в романе «Отцы и дети».

Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку.

Использовать понятие: образ автора.

5.

Анализ лирического героя (в поэзии).

1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

2. Бунтующая личность в поэзии М.Ю.Лермонтова.

3. «Я лиру посвятил народу своему».

На основании образа лирического героя дать целостное представление о творчестве поэта.

Разобрать существо понятия «лирический герой» (чувства, мысли, настроения, переживания героя как отражение мировоззрения самого поэта).

По количеству предметов и способу рассуждения

6.

Простой.

1. Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

2. Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов».

Свободное всестороннее описание образа: внешность, характер, увлечения, оценка героями, самооценка, типичность или особенность, место в произведении (для чего нужен).

Посмотреть на предмет с разных точек зрения.

7.

Проблемный.

1. «Татьяна, русская душой…» (А.С.Пушкин).

Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме («русская душой).

Необходимо понять существо проблемы, поставленной в заголовке.

8.

Сопоставитель-ный.

1. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

2. Обломов и Штольц.

3. Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина.

Сопоставительный анализ образов (произведений, авторов, проблем и пр.), определение их сходства и различия.

Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (сходство и различия), сделать выводы.

9.

Обобщающий.

1. «Лишние люди в изображении классиков первой половины XIX в.

2. Образы «новых людей» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?».

3. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души».

Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах (упор на общие качества, что объединяет в целое).

Вести сопоставление, сделать вывод.

10.

Проблемно - обобщающий.

1. Проблема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя.

2. Природа и человек в современной литературе.

3. Нравственные проблемы рассказов В.Шукшина.

4.Идейно-философская проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной темы - проблемы (начало - выступление: общее рассуждение о проблеме и её значимости и приемственности в литературе).

Раскрыть существо проблемы и вести сопоставление не менее чем на 2-х произведениях, если нет оговорки в теме «на примере одного произведения».

Схема работы над эссе

Написание эссе - это вариант творческой работы, в которой должна быть выражена позиция автора по избранной теме.

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с ней связанные.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выбрать тему эссе, если она не задана изначально.

2. Сформулировать предмет анализа в эссе или исходные тезисы.

3. Правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники (желательно, чтобы в их число входили первоисточники).

4. Критически проанализировать различные факты и оценить их интерпретацию.

5. Сформулировать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении источника.

Эссе должно включать следующие части, отвечающие определенным требованиям:

  1. Краткое содержание, в котором необходимо:

- четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы;

- кратко описать структуру и логику развития материала;

- сформулировать основные выводы.

2. Основная часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение.

В нем следует:

- четко выделить результаты исследования и полученные выводы;

- обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.

4. Библиография.

Схема работы над рефератом

Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.

Современные требования к реферату - точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.

Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.

Основные этапы работы

В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.

Написание реферата. Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.

Структура реферата

Введение

Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) задачи, требующие решения.

Объем введения при объеме реферата (10-15 страниц), - 1,2 страницы.

Основная часть.

В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.

В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.

Заключение

Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.

Список использованных источников

В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.

Список использованных источников оформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ.



Работа с литературой

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: практическим, при подготовке к зачетам, тестированию, участию в научных конференциях.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению художественной и научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение художественной, научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План (от лат. planum - плоскость) - первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет - при последующем возвращении к нему - быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. По сути, выписки - не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях - когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом - вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.

Тезисы (от греч. tezos - утверждение) - сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.

Исходя из сказанного, нетрудно выявить основное преимущество тезисов: они незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки выступлений на защите, докладов и пр.

Аннотация - краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление.

К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Характерной особенностью аннотации наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания является и то, что пишется аннотация всегда после того, как (хотя бы в предварительном порядке) завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Кроме того, пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.

Резюме - краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов.

Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.

Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами - выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект (от лат. cons-pectum - обзор, описание) - сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Для работы над конспектом следует:

  • определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

  • в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста - в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

♦ выполнить анализ записей и на его основе - дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);

♦ завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку.

Кстати, этой процедуре должны подвергаться и материалы из Интернета во избежание механического скачивания готовых текстов. В записях и конспектах обучающемуся очень важно указывать названия источников, авторов, год издания. Это организует его, а главное, пригодится в последующем обучении. Безусловно, студент должен взять за правило активно работать с литературой в библиотеке.

Участие студентов в научно-исследовательской работе

Участие в научной работе позволяет студентам реализовать творческий потенциал в процессе учебы в ССУЗе.

В общем виде НИР студентов состоит из следующих элементов:

- работа в научных кружках;

- участие в конкурсах научных работ;

- участие в выставках научных работ;

- участие в студенческих конференциях;

- подготовка студенческих публикаций.

Процесс обучения способствует развитию у студентов задатков к научным исследованиям - памяти, наблюдательности, воображения, самостоятельности суждений и выводов. Каждый из перечисленных компонентов необходим для самостоятельной исследовательской работы.

Наряду с выполнением научных исследований студенты принимают участие в сборе и обработке статистических данных, составлении и подготовке различной компьютерной продукции. Результаты научных исследований студенты представляют на конференциях, научных семинарах кафедр и т.д.

Наиболее распространенной формой НИРС является участие в научных конференциях.

При подготовке к докладу или выступлению на конференции студент получает опыт систематизации и обобщения материала, приобретает навыки научного творчества и, наконец, овладевает очень важным искусством публичного выступления, аргументированной полемики.

В этой связи необходимо запомнить несколько правил, характеризующих культуру полемики, дискуссии.

Дискуссия - это соревнование интеллектов, здесь оружие - аргументы. Необходимо найти надежные аргументы в пользу своей точки зрения и проверять имеющиеся на надежность. Не недооценивайте оппонента. Самыми ценными являются документальные аргументы, ссылки на документы и надежно установленные факты, противоречащие утверждению оппонента.

Следует тщательно проанализировать свои аргументы; пофантазируйте над тем, что можно им противопоставить и как можно их повернуть.

Дискуссия похожа на игру в шахматы: и там и тут очень важно предвидеть возможное развитие событий, только события - ходы заменены более сложными событиями - аргументами, а правила движения фигур - правилами логического мышления.

Необходимо строго следовать логике. Вкупе с надежными аргументами она обеспечит вам победу. Любой логический промах может быть использован оппонентом, чтобы поставить под сомнение всю вашу конструкцию!

Побеждая в дискуссии, следует быть великодушным. Ваши оппоненты не единственные, кто придерживается этой точки зрения, так им легче будет пережить горечь поражения.

Выступление с докладом и публикации материалов позволят студентам приобрести к тому же общественное признание в среде профессионалов - преподавателей , других учебных заведений, представителей общественности.

Задания для самостоятельного выполнения обучающимися

1

Заучивание наизусть одного из стихотворений А.С.Пушкина: «Пророк», «Поэту», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «Сожжённое письмо»

2 часа

2

Составление конспекта статьи В.Г.Белинского «Сочинения А.С.Пушкина»

1 час

3

Чтение драмы «Маскарад». Выписка тезисов статьи В.Г.Белинского «Стихотворения М.Лермонтова»

3 часа

4

Заучивание наизусть одного из стихотворений М.Ю.Лермонтова: «Поэт», «Молитва» (В минуту жизни трудную…), «Родина», «Выхожу один я на дорогу…», «Я не унижусь пред тобою…»

1час

5

Приготовить сообщение на одну из тем: «В.Г.Белинский о Н.В.Гоголе» (по статьям «О русской повести и повестях г. Гоголя», «Русская литература в 1841 году», «Похождения Чичикова или Мертвые души», письму Белинского к Гоголю после опубликования «Выбранных мест из переписки с друзьями»), «А. Григорьев о Н.В.Гоголе» (по статье «Гоголь и его последняя книга»)

1час

6

Заучивание монолога Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…». Подготовка инсценирования эпизода

2 часа

7

Чтение романа И.А. Гончарова «Обломов». Создание презентации на тему «Роман «Обломов» в оценке критиков» (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.)

2 часа

8

Чтение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Анализ эпизода

2 часа

9

Заучивание наизусть стихов Ф.И.Тютчева по выбору студентов: «К Б» (Я встретил вас и все былое…», «Она сидела на полу…», «Эти бедные селенья…» Истолкование, оценка, восприятие одного стихотворения на выбор

1 час

10

Заучивание наизусть одного из стихотворений А.А.Фета: «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Еще майская ночь…». Истолкование, оценка, восприятие одного стихотворения на выбор

1 час

11

Чтение стихотворений Н.Некрасова: «Песня Еремушки», «Рыцарь на час», «Пророк», «Я не люблю иронии твоей», «Элегия»(1874), «Зине» (Ты еще на жизнь имеешь право…), «Питая ненавистью грудь…», «Еду ли ночью по улице темной…» «Поэт и гражданин», «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

1 час

12

Чтение повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

2 часа

13

Чтение глав романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»

1 час

14

Чтение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Составление реферата по роману. Анализ эпизода

4 часа

15

Сообщение о Л.Н.Толстом и его творчестве. Чтение глав романа «Война и мир». Подготовка разных видов пересказа. Сочинение по роману

6 часов

16

Чтение рассказов А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «О любви», «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Вишневый сад»

2 часа

17

Чтение рассказов И.А.Бунина

2 часа

18

Чтение произведений А. Куприна "Гранатовый браслет" "Молох", "Олеся", «Гамбринус» (по выбору студентов). Составление индивидуальной характеристики понравившегося героя

2 часа

19

Подготовка сообщений и презентаций о поэтах серебряного века. Составление опорного конспекта по теме

1 час

20

Заучивание и выразительное чтение стихотворения поэта Серебряного века (по выбору студента). Подготовка доклада об одном из поэтов-символистов

1 час

21

Заучивание наизусть стихотворений А.Блока по выбору студента: «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе», «Россия». Чтение: поэма «Соловьиный сад», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Коршун», «Кармен»

1 час

22

Чтение по выбору студента стихотворений В.Маяковского: «Нате!», «Скрипка и немного нервно», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Люблю», «Про это», поэмы «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», пьесы «Клоп», «Баня»

1 час

23

Заучивание наизусть стихотворений С.Есенина на выбор студента: «Не жалею, не зову, не плачу», «Гой ты, Русь моя родная…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Восприятие, истолкование, оценка стихотворения

1 час

24

Составление кроссворда «Серебряный век русской поэзии», либо оформление творческой работы «Любимые страницы поэзии серебряного века» (по выбору студентов)

1 час

25

Чтение пьесы М.Горького «На дне». Выписывание тезисов статьи М.Горького «Несвоевременные мысли»

2 часа

26

Заучивание одного из стихотворений М.Цветаевой по выбору студента

1 час

27

Чтение повести «Сокровенный человек», рассказов Платонова

1 час

28

Чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман»

2 часа

29

Чтение глав романа М. Шолохова «Тихий Дон»

2 часа

30

Чтение рекомендованных произведений русского зарубежья (по выбору студента). Оформление реферата по теме

2 часа

31

Создание презентации «Поэты военной поры»

1 час

32

Заучивание наизусть одного стихотворения из поэзии времени Великой Отечественной войны по выбору

1 час

33

Заучивание одного стихотворения Б.Пастернака наизусть по выбору. Чтение романа «Доктор Живаго»

1 час

34

Чтение произведений А. Твардовского, Е.Евтушенко по выбору. Заучивание наизусть стихотворения по выбору: «Меня зарыли в шар земной…», «Я знаю, никакой моей вины…» и др.

1 час

35

Чтение рекомендованных произведений о Великой отечественной войне

1 час

36

Подготовка реферата на тему «Тема исторической памяти в произведениях Ч.Айтматова, В.Распутина, В.Быкова». Чтение рекомендованных произведений

1 час

37

Чтение рекомендованных произведений на тему «Деревенская» проза(по выбору студента). Оформление реферата по теме

1 час

38

Подготовка к обсуждению нравственных проблем современности за круглым столом. Чтение рекомендованных произведений

1 час

39

Чтение одной из пьес на выбор: Л.Петрушевская «Три девушки в голубом», «Любовь», «Уроки музыки», А.Арбузов «Жестокие игры», Л.Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна», А.Вампилов «Старший сын», «Утиная охота», пьесы А.Горина. Просмотр спектакля по современному произведению и создание отзыва о нём

1 час

Ссылки на источники информации


Из литературы конца ХVIII-первой половины ХI Х века


  1. Державин Г.Р. Стихотворения, оды: «Властителям и судьям», «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Снегирь», «Соловей», «Памятник», «Бог».

  2. Жуковский В.А. Стихотворения, оды: «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море», «Людмила», «Светлана».

  3. Пушкин А.С. Стихотворения: «Пророк», «Поэту», «Осень», «брожу ли я вдоль улиц шумных», «Я вас любил», «Погасло дневное светило», «Безумных дней угасшее веселье», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин»

  4. Лермонтов М. Стихотворения: «Дума», «Родина», «Поэт», « Я не унижусь пред тобою», «Как часто пестрою толпою окружен», «Молитва», «Пророк», роман «Герой нашего времени».

  5. Гоголь Г.В. «Мертвые души»

Из литературы второй половины ХIХ века.

1.Островский А.Н. «Гроза»

2.Гончаров И.А. «Обломов»

3.Тургенев И.С. «Отцы и дети»

4.Тютчев Ф.И. Стихотворения «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать».

5.Фет А.А. Стихотворения «Еще майская ночь…», «Шепот, робкое дыханье…», «Облаком волнистым…», «Еще весны душистой нега…» « Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Поэтам», «На железной дороге», «Сияла ночь,. Луной был полон сад…»

  1. Некрасов Н.А.Стихотворения «Поэт и гражданин», «Элегия, «Пророк», «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право», «Рыцарь на час», «Я не люблю иронии твоей», «Умру я скоро», стихи из цикла о погоде, поэма «Кому на Руси жить хорошо»

  2. Лесков Н.С. «Очарованный странник»

  3. Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города»

  4. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»

  5. Толстой Л.Н. «Война и мир»

Из литературы конца ХIХ - начала ХХ века.

1.Чехов А.П. «Вишневый сад», «Ионыч»

2.Бунин И.А. «Антоновские яблоки», «Легкое дыханье», стихотворения «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель», «Ночь».

3. Куприн А.И. «Гранатовый браслет»

4.Стихотворения поэтов серебряного века: И.Ф.Анненского, К.Д.Бальмонта,Н.С. Гумилева, Ф Сологуба, В.Я.Брюсова, В.Хлебникова, О.Э.Мандельштама, М.И. Цветаевой.

Из литературы ХХ века.


  1. Горький М. «На дне», «Фома Гордеев».

  2. Блок А.А. Стихотворения: «Вхожу ли я в темные храмы», «Незнакомка», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе», «На железной дороге», «На поле куликовом», «Россия», из цикла «Кармен», поэма «Двенадцать».

  3. Маяковский В.В. Стихотворения «Нате!», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа», «Сергею Есенину», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой», Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос».

  4. Есенин С. Стихотворения «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Письмо матери», «Пушкину», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «О красном вечере задумалась дорога», «Мы теперь уходим понемногу», из цикла «Персидские мотивы».

  5. Ахматова А.А. Стихотворения « Песня последней встречи», «Перед весной бывают дни такие», «Заплаканная осень как вдова», «Мне ни к чему одические рати», «Не с теми я, кто бросил землю..», «Приморский сонет», «Родная земля», «Муза», поэма «Реквием», «Сжала руки под темной вуалью».

  6. Шолохов М.А. «Тихий Дон», « Поднятая целина».

  7. Платонов А.П. «Котлован», «Ювенильное море».

  8. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце».

  9. Пастернак Б.Л. Стихотворения «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест», «Никого не будет в доме», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет», «На ранних поездах», «Зимняя ночь»,. Роман «Доктор Живаго».

10.Твардовский А.Т. «Василий Теркин».

11.Заболоцкий Н.А.Стихотворения «Завещание», «Читая стихи», « Гроза идет».

12.Астафьев В.П. «Пастух и пастушка», Кондратьев В.Л. «Сашка», Гроссман В.С. «Жизнь и судьба», Алексиевич С. «Цинковые мальчики» ( на выбор)

13.Распутин В.Г. «Прощание с матерой», Абрамов Ф.А. «Поездка в прошлое», Можаев В. «Мужики и бабы», Шукшин В. (на выбор)

14.Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ», Шаламов В.Т. «Колымские рассказы», Домбровский Ю.О. «Факультет ненужных вещей», Дудинцев В. «Белые одежды» ( на выбор)

15.Трифонов Ю. «Нетерпение», Балашов Д. «Государи московские», Пикуль В. «Фаворит» (на выбор)

16.Довлатов С. «Зона», «Иностранка», Войнович В. «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина» ( на выбор)

17.Айтматов Ч. «Плаха», «Буранный полустанок» ( на выбор)

18.Стихотворения Ахмадулиной Б., Вознесенского А., Бродского И., Рубцова Н. ( на выбор)

19.Шекспир «Гамлет»

20.Гете И.В.»Фауст»

21.Гофман Э.Т.А. «Крошка Цахес»

22.Бальзак О. «Отец Горио»

23.Шоу Б. «Пигмалион»

24.Уэллс «Война миров»

25.Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 томах / В. Г. Белинский - М.: Худож. лит. - 2012.

26. Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу / В. Г. Белинский - М. :

Современник, 20111. - 590 с.

27.Бахтин М. М. Эпос и роман / М. М Бахтин. - СПб. : Азбука, 2010. - 304с.

28. Бройтман С.Н. Тайная поэтика Пушкина - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. - 110 с. (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение, Серия «Лекции в Твери). - Режим доступа к пособию: poetics.nm.ru

29. Гиршман, М. М. Литературное произведение. Теория и практика анализа/ М. М. Гиршман - М. : Высш. школа, 2011. - 99 с.

30. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста : Статьи

и исследования : Заметки : Рецензии : Выступления / Ю. М. Лотман - СПб. : Искусство-СПБ, 2013. - 848 с.

31. Яблоков, Е. А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки

юного врача»). - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. - 103 с. (Литературный текст:

проблемы и методы исследования; Приложение, Серия «Лекции в Твери). -

Режим доступа к пособию : poetics.nm.ru

Требования к нормам оценке результатов выполнения заданий

Основные требования к написанию сочинения

Сочинение имеет конкретные цели:

  1. Проверить знание литературы.

  2. Умение анализировать художественное произведение.

  3. Грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа.

Сочинение должно соответствовать:

  1. Раскрытие темы.

  2. Анализ художественной формы, эстетическая значимость произведения (почему классика, зачем изучаем).

  3. Использование минимальной терминологии литературоведения.

  4. Правильное логическое построение (V частей, их связь).

  5. Стилевое оформление (сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему: выдвигается идея, мысль - следует доказательство: примеры из текста, анализ фрагментов текста, анализ образов; - собственные выводы).

  6. Умелое использование знаний художественных текстов, литературно - критических работ, фактов литературной жизни (эпохи, направления, течения, кружки и т.д.), общей эрудиции.

  7. Не забудьте высказать и отстоять свою точку зрения, свое отношение к рассматриваемому материалу.

  8. Стилистическая и языковая грамотность.

Классификация ошибок

I. Ошибки в содержании:

1. Ф - фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).

[ ] - лишняя часть: слово, выражение.

V - пропуск мысли, слова, выражения.

Z - не выделен абзац (новая часть, мысль).

Л И - нарушена логическая последовательность.

2. Речевые ошибки

Р - нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:

а) употребление слова в несвойственном ему значении

* П.Корчагин - зачинщик соревнования. /инициатор/

б) нарушение лексической сочетаемости

* Образ Печорина противоречив. /характер/

в) употребление лишнего слова (плеоназм)

* Бесчисленное множество.

г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология)

* В рассказе «Бежин луг» рассказывается /повествуется/

д) повторы

*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ...

е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов)

* Попечитель богоугодных заведений подлизывается

/ведет себя заискивающе/

ж) смешение лексики разных исторических эпох

* На богатырях кольчуги, брюки, варежки.

II. Ошибки на письме:

  1. Орфографические - │ - в написании слов

  2. Пунктуационные - V - знаки препинания.

  3. Грамматические - Г - нарушение норм слово - и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.;

б) несогласование в числе сущ. + глагол;

в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения.

Основные критерии оценки за сочинение

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы по литературе первого курса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


Оценка

Содержание

Грамотность

«5»

  1. допускается 1 недочет (Л) и 1-2 (Р)

  2. тема раскрыта полность

  3. богатый язык, единство стиля

Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 (V) или 1 (Г)

«4»

  1. допускается 2 недочета (Л) не более 3-4 (Р)

  2. есть недочеты в раскрытии речи

    1. 2 (│) и 2 (V)

    2. 1 (│) и 5 (V)

    3. 4 (V)

    4. 2 (Г) + 2 (│)

    5. 2 (Г) + 4 (V)

всего │ + V + Г - 4

«3»

  1. допускается не более 4 (Л) и 5 (Р)

  2. в работе допущены существенные отклонения от темы

  3. отсутствуют собственные выводы, личная точка зрения и высказывания

  4. беден словарь и обнообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

    1. 4 (│) и 4 (V)

    2. 3 (│) и 5 (V)

    3. 7 (V)

    4. 4 (Г) + 2 (│)

    5. 4 (Г) + 2 (V)

всего │ + V + Г - 6

«2»

  1. работа не сответствует теме

  2. допущено много (Ф)

  3. более 4 (Л) и более 5 (Р)

5 (│) и 5 (V)

всего │ + V + Г - 7

1. При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки:

1). При переносе слов

2). Авторская пунктуация.

3). Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).

2. Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.

З. Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

  1. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл.

  1. Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

Требования к оформлению реферата

Оформление титульного листа. Работа должна быть выполнена с помощью ПК через 1,5 интервала. Тексты работ печатают с соблюдением размеров полей: справа не менее 2 см, слева 3 см, снизу, сверху - 2 см, размер шрифта Times New Roman - 14.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Рядом с номером подраздела проставляется и номер раздела, они при этом разделяются между собой точкой, например, 2.1 (первый параграф, второй раздел). Слово «раздел» можно не писать, введение и заключение не нумеруются. Номер соответствующего раздела или подраздела ставится в начале заголовка. Каждый раздел работы должен начинаться с нового листа, а новые подразделы продолжаются на той же странице, на которой закончен предыдущий подраздел. Заголовки глав печатаются прописными буквами по центру, заголовки подразделов - строчными. Если заголовок включает несколько предложений, то их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. В конце заголовка точки не ставятся. Полужирный шрифт не используется. Расстояние между заголовками и текстом должно быть в одну пустую строку. Абзацы начинаются отступами в 1,5 см.

Страницы нумеруются арабскими цифрами, нумерация страниц должна быть сквозной. Титульный лист включается в общую нумерацию, однако номер на нем не ставится. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, а также все приложения включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы проставляется вверху посередине.

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и в тексте на них делаются ссылки. Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами или двумя цифрами (напр. 2.1), где 1-я цифра указывает номер главы, 2-я - номер рисунка, но сквозной нумерацией в пределах всей работы. Если ссылки приводятся в конце страницы, используются знаки сносок, как правило, цифры, в том месте, где заканчивается мысль автора. Например, в тексте: Речевой период, который некоторые называют синтаксической конструкцией, создается по принципу кругообразно замыкающихся и ритмически организованных частей1.

В сноске:

1ЛИТЕРАТУРА Методический комплект по внеаудиторной самостоятельной работе Ефимов А.И. О мастерстве речи пропагандиста. - М., 1997. Изд-во Юрайт, с. 42.

Цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц, каждую из которых размещают после упоминания о ней. Таблица должна иметь номер (арабскими цифрами) и заголовок, написанный с заглавной буквы. Слово «Таблица» помещается с красной строки с номером, затем ставится пробел, тире, пробел и заголовок таблицы с прописной буквы без кавычек.

Тексты желательно иллюстрировать графиками, диаграммами, рисунками. При ссылке на таблицы и рисунки указывают их полный номер. Список использованных источников оформляется в определенной последовательности. Вначале приводятся: 1. Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные материалы, изданные органами власти и управления различных уровней. 2. Монографии, научные сборники, журнальные статьи в алфавитном порядке, с указанием ф.и.о. авторов; названия; года издания; издательства; номеров журналов, номеров страниц начала и окончания статьи. Для научной и учебной литературы - общее число страниц.

Критерии оценки реферата

- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;

- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

- простота и доходчивость изложения;

-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.

Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, докладу, необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним.


ЛИТЕРАТУРА

1. Бакушев В.В., Полуденный Н.Н. Рекомендации по подготовке письменных работ. М., 2012.

2. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2013.

3. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. М., 2010.

4.Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. М., 2010.

5.Мартыненко Т.В. Методические указания по написанию учебно-исследовательских работ: докладов, рефератов, эссе, курсовых работ. Ростов н/Д., 2013.

6. Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов. Армавир, 2012.

7. Сушков И.М., Голубых А.А. Интеллектуальная культура личности. Ростов н/Д., 2011.


© 2010-2022