- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему Идейно-художественное содержание рассказа О. Ермакова Весенняя прогулка
Конспект урока на тему Идейно-художественное содержание рассказа О. Ермакова Весенняя прогулка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рапенкова И.В. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы для 11класса
(аналитическое чтение с прогнозированием сюжета)
Идейно-художественное содержание рассказа О. Ермакова «Весенняя прогулка»
Ход урока
1. Сообщается тема урока.
- Олег Ермаков. Известно ли вам имя этого писателя?
(Учитель даёт краткие сведения о Ермакове, не упоминая об афганской теме в жизни и творчестве писателя. О ней - в конце урока.)
Писатель современной русской литературы, стал известен в конце 80-х годов, печатался в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Знамя». В 1993 году выходит в свет его роман «Знак зверя», который был воспринят критиками как крупное явление современной литературы. В его книгах много автобиографического материала. Он хорошо знает природу, особенно сибирскую, богатую и мощную, потому что работал лесником Баргузинского, Алтайского и Байкальского заповедников.
- Рассказ, предлагаемый для чтения и анализа, называется «Весенняя прогулка». Как вы думаете, о чем в нем пойдет речь? Запишите в течение трех минут свои предположения в первую колонку.
Учащиеся работают с таблицей по форме:
Я предполагаю, что этот рассказ о…
Дальше события будут развиваться так...
Появилась новая версия развития сюжета…
Рассказ закончится так…
2. После самостоятельной работы записываем все варианты прогнозирования сюжета на доске в таблицу той же формы.
3. Чтение, осмысление, анализ первого фрагмента (первое предложение).
- Вы поняли о ком речь? «Их…» Кого? Почему автор допускает такую речевую «неправильность»? В чем ее смысл? Что же главное в начале рассказа?
(Главное - природа, окружающий мир, сам образ мира. Мы видим, слышим, ощущаем природу вместе с автором и его героями.)
- А вот и герои. Что мы о них узнаем? (Чтение следующих двух абзацев.)
(Он и она - юноша и его спутница; у молодого человека свои отношения с природой - сокровенные, задушевные…)
- Читаем еще одно предложение.
«Скоро…» Что будет скоро? О чем это?
В связи с чем возникает этот вопрос?
(Анализ описания места - железнодорожный переезд. Автор резко изменил настроение, впечатление от увиденного. В этом тоже есть смысл. Мысли героя.)
- Чем же заняты мысли молодого человека?
(Читаем следующий фрагмент до слов «он опять засомневался…»)
- Дополним сведения о герое.
(Он призывник, его волнует уход в армию.)
- Будет ли у героя возвращение? (Этот проблемный вопрос записываем на доске и в тетради.)
(Читаем до слов «Он обернулся….»)
- Как, по-вашему, будет развиваться сюжет дальше? Запишите свои предположения, подтвердите их текстом (устно).
(На доске записываем новые версии развития сюжета. Проводим короткую дискуссию. Ученики отмечают образы-символы, нагнетающие драматизм: зыбкая дорога, холодная трясина, молодая змейка и др., обращает на себя внимание эпитет «последний» (день). Природа здесь, по мнению героя, «благословенная», т.е. благополучная, счастливая. Но на деле она оказывается враждебной. Может, не ко всем, только к чужим? Ведь девушка здесь впервые.)
- Читаем следующий фрагмент до с.87 (про себя). Понаблюдайте за настроением в рассказе. Исчезает ли тревога? Аргументируйте свой ответ текстом.
(После обсуждения записываем новые версии развития сюжета. Обсуждаем предположения.)
Учащиеся называют слова-сигналы, символы, передающие атмосферу рассказа, вскрывающие подсознание героя: 1) название родника - Бог Бедуинов (бедуин - это араб, кочевник) - напоминает о чужом мире; 2) дохлая лягушка; 3) птица с выбитым глазом; 4) беглая лошадь; 5) луг, брошенный людьми; 6) «солнце жгло кожу»; 7) эпитет «последний» становится лейтмотивом; 8) встреча с кабаном; 9) и наконец, ружье:
- Случаен ли этот предмет?
- Что стало с ружьем?
- Убедительно ли звучит ответ героя?
10) хищная птица; 11) и снова испуганная лошадь; 12) плакатная реминисценция «Готов к труду и обороне»:
- Ее смысл? Герой все время думает о предстоящем призыве. Драматизм усиливается, повторяется мотив утраты жизни, мира в ней.
- Жанр путешествия предполагает описание видов местности. Перечитаем описание Лисьего холма и вида с него, описание Деревни. Что чувствуют герои здесь?
(Герои покорены красотой увиденного, молчат, здесь нет слов, способных передать благоговение перед мощью природы. И Деревня, действительно, рай. Ермаковский пейзаж удивителен своим лиризмом, соединением цвета, движений, звуков, запахов. Но и здесь автор сигнализирует о беде.)
- В чем выражается тревожность?
(«жаворонки дергались», «пустые окна», «крыши прогнувшиеся, сползшие набекрень» и т.д.)
- А как называется Деревня?
(Заглавная буква в слове - это тоже авторский сигнал нам, читателям, о том, что жителей в деревне нет, их мирная жизнь утеряна.)
- Эпизод «Разговор в хижине» читаем по ролям.
Что главного в этом разговоре. Какова роль этого эпизода в рассказе?
(Снова речь о ружье. Это не случайно. Почему утопил? Потому что в мирной жизни оно лишнее; оказывается, мешает диалогу с природой. Говорят о войне. Этот эпизод - кульминация.)
- Что герой знает о войне?
- Как автор о ней сообщает?
(Здесь много авторских умолчаний. Юноша уходит на войну и ничего о ней не знает - вот что страшно. Страшно и то, что этого молодого человека заставят взять ружье, от которого он избавился в мирной жизни, и направите его не на зверей и птиц, а на людей.)
- Что ждет героя-романтика, мечтателя, глубоко знающего природную жизнь, там на чужбине, в условиях войны?
- А что вам об этой войне известно?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Запишите свою версию.
(От слов «Опять крикнула старая птица..» дочитываем рассказ до конца.)
- Ожидали такого финала? Обратимся к нашим первым версиям.
- Какая тема в финале становится ведущей: тема природы или другая тема?
(Тема разлуки, расставания здесь главная. Эта тема звучит в подтексте: «девушка радостно улыбнулась в ожидании грозы», упоминание об Индии с тропическими ливнями целыми неделями, и несобственно-прямая речь о родителях, и пейзаж, полный тревоги, в тот момент, когда она смотрит вслед уходящему Вите («он уходил все дальше…») Вообще это медленное удаление героя - сильная авторская находка.)
- Так будет ли у героя возвращение из армии? Как вы бы теперь смогли ответить на этот вопрос? (Самостоятельная работа 8-10 минут.)
- Объясните смысл названия рассказа.
/Выступления учащихся./
Заключительное слово
«Весенняя прогулка» - очень мирное произведение, которым открывается цикл «Афганских рассказов» О. Ермакова - очевидца, участника афганской войны. Главный мотив этого цикла - уход на войну и возвращение. Именно афганскими рассказами стал популярен О. Ермаков.
Домашнее задание: 1) прочитать рассказ «Благополучное возвращение»; 2) вспомнить другую афганскую прозу (С. Алексиевич «Цинковые мальчики»).