Урок литературы для 9 класса (интегрированный) «Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте». Исследовательская работа

В копилку педагогических идей предлагаю конспект интегрированного урока литературы для 9 класса, где исследуется роль изобразительно-выразительных средств языка в  тексте,  форма урока - исследовательская работа. Тема данного конкретного урока: «Роль эпитетов в сказках А.С.Пушкина». Это универсальный конспект урока, его можно применить для проведения нетрадиционных уроков в технологии проектного обучения, обучить теории разработки проекта, провести анализ текста художественного произведения и по... На таком уроке с успехом можно поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии, к числу которых и принадлежит технология проектного обучения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы для 9 класса (интегрированный) «Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте». Исследовательская работа.

И.А.Сенникова,

учитель русского языка и литературы

МКОУСОШ с УИОП пгт Мурыгино

Юрьянского района Кировской области.

Предметы для интеграции: литература, русский язык, основы проектной деятельности.

Основания для интеграции: проанализировать после нахождения роль изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте и активизировать процесс обучения, связанный с анализом текста.

ТЕМА УРОКА: «Роль эпитетов в сказках А.С.Пушкина».

Цели урока:

образовательная - научить распознавать эпитеты среди других изобразительно-выразительных средств языка;

развивающая - создать условия для развития у учащихся творческих наклонностей, исследовательских навыков, образного мышления, выразительной и правильной речи;

воспитательная - создать условия для воспитания любви к русской литературе, уважения к слову и к поэту.

Ход урока.

1 этап. Теоретическая часть. Работа с алгоритмом к исследовательской деятельности (карточки на столе у каждой группы). 5 минут.

Алгоритм исследовательской работы.

Этапы работы:

1.Постановка цели. Цель- это мысленно представленный результат.

2.Задачи (их может быть несколько). Они связаны с изучением теории вопроса, с работой над выполнением цели, с выделением этапов работы, с формулировкой гипотезы, с разработкой рекомендательных материалов по результатам исследования.

3.Выбор предмета исследования. Предмет- это часть научного исследования, который подлежит тщательному изучению.

4.Выбор научного пространства (объекта), в рамках которого ведётся исследование.

5.Выделение проблемы, т.е. теоретического вопроса, требующего решения.

6.Выдвижение гипотезы- данного изначально тезиса, предположения, выдвигаемого для объяснения какого-либо явления и требующего проверки либо на опыте, либо теоретического обоснования. (Если…, то…).

7.Определение методов исследования: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, наблюдение, изучение и т.д.

8.Оформление результатов исследования. Формулировка выводов, которые должны соответствовать теме и цели исследования.

9.Доклад по результатам исследования.

10.Подведение итогов работы над исследованием (ваш творческий потенциал).

2 этап. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: (на столе у каждой группы)


  1. Соответствие доклада теме, цели, задачам исследования.

  2. Качество литературного обзора.

  3. Исследовательское мастерство и оригинальность собранного материала.

  4. Язык и стиль изложения.

  5. Общее впечатление от работы.

3 этап. Задания для групп. На столе у каждой группы находятся словари, справочники и другая литература по данной теме.

Задание для группы №1.

Задание: найти и устранить ошибки в описании данной исследовательской работы.

Роль эпитетов в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Проблема: какова роль эпитетов в сказке Пушкина?

Цель: чтение и анализ сказок А.С.Пушкина.

Объект: литература первой половины 19 века.

Предмет: сказки А.С.Пушкина.

Гипотеза: если убрать из сказки Пушкина эпитеты, то изменится язык сказки (сказка потеряет выразительность, эмоциональность, красоту, яркость языка), невозможно будет понять замысел автора.

Задачи:

изучить информацию по данной теме (словари, справочники);

прочитать сказку и выделить эпитеты из сказки;

исследовать роль эпитетов в сказке (провести эксперимент, попробовав убрать эпитеты, сосчитать, выявить их характеристику по цвету, по эмоциональной окраске и т.д.)

Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.

Вывод:

Продукт: статья по результатам исследования в школьную газету.


Задание для группы №2.

Задание: найти и устранить ошибки в описании данной исследовательской работы.

Роль эпитетов в сказке А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке».

Проблема: мы читаем прилагательные в сказке как обычные слова, не придавая значения красоте и выразительности слова в качестве образного определения.

Цель: чтение сказок А.С.Пушкина.

Объект: сказка А.С.Пушкина.

Предмет: эпитеты в сказке.

Гипотеза: можно ли понять замысел автора.

Задачи:

прочитать сказку;

дать определение эпитета;

выделить эпитеты из сказки;

подготовиться к работе по тексту сказки.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.

Вывод:

Продукт: статья по результатам исследования в школьную газету.


Задание для группы №3.

Задание: по данному описанию исследовательской работы сделайте вывод о роли эпитетов в сказке А.С.Пушкина.

Роль эпитетов в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Проблема: мы читаем прилагательные в сказке как обычные слова, не придавая значения красоте и выразительности слова в качестве образного определения.

Цель: выявление роли эпитетов в сказке А.С.Пушкина.

Объект: сказка А.С.Пушкина.

Предмет: эпитеты в сказке.

Гипотеза: если убрать из сказки Пушкина эпитеты, то изменится язык сказки (сказка потеряет выразительность, эмоциональность, красоту, яркость языка), невозможно будет понять замысел автора.

Задачи:

изучить информацию по данной теме (словари, справочники);

прочитать сказку и выделить эпитеты из сказки;

исследовать роль эпитетов в сказке (провести эксперимент, попробовав убрать эпитеты, сосчитать, выявить их характеристику по цвету, по эмоциональной окраске и т.д.)

Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.

Вывод:

Продукт: статья по результатам исследования в школьную газету.

4этап. Работа над выполнением заданий в группах в течение 15 минут.

5 этап. Слушание докладов и оценка экспертной группы. 20 мин

6 этап. Подведение итогов. 5 мин. Домашнее задание - материалы, собранные во время урока, оформить в виде сочинения или продолжить работу над исследовательским проектом.

Внимание! КЛЮЧ к успешному выполнению данной работы:

(В этом варианте нет ошибок в формулировках всех этапов данной исследовательской работы.)

Роль эпитетов в сказках А.С.Пушкина.

Проблема: мы читаем прилагательные в сказке как обычные слова, не придавая значения красоте и выразительности слова в качестве образного определения.

Цель: выявление роли эпитетов в сказке А.С.Пушкина.

Объект: сказка А.С.Пушкина.

Предмет: эпитеты в сказке.

Гипотеза: если убрать из сказки Пушкина эпитеты, то изменится язык сказки (сказка потеряет выразительность, эмоциональность, красоту, яркость языка), невозможно будет понять замысел автора.

Задачи:

изучить информацию по данной теме (словари, справочники);

прочитать сказку и выделить эпитеты из сказки;

исследовать роль эпитетов в сказке (провести эксперимент, попробовав убрать эпитеты, сосчитать, выявить их характеристику по цвету, по эмоциональной окраске и т.д.)

Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.

Вывод: роль эпитетов велика, текст сказки без них скуден, сказка теряет выразительность.

Продукт: статья по результатам исследования в школьную газету.


Дополнительно предлагаю следующие темы для исследовательских работ учащихся:

1.Роль постоянных эпитетов в поэме «Слово о полку Игореве».

2.Роль устаревшей и малоупотребительной лексики в произведениях М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.

3.Роль эпитетов в сказках А.С.Пушкина.

4.Роль высокой лексики в стихотворении Е.А.Баратынского «Элегия».

5.Роль аллитерации в стихотворении А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд …».

6.Роль изобразительно-выразительных средств языка в любовной лирике А.С.Пушкина.

7.От имён мифологических божеств любви к идеальным божественным первообразам в

лирике А.С.Пушкина.

8.Роль старославянизмов в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

9.Роль эпитетов в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин».

Литература для подготовки к уроку:

1.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /ТЕКСТ/ Н.Ю.Пахомова. - Изд. 2-ое, перераб.- М.:Аркти, 2005. - 243с.

© 2010-2022