Употребление Ь на конце наречий

Урок по теме "Употребление Ь на конце наречий" проводится в 7 классе по программе Разумовской.  Урок начинается со словарно- орфографической работы, которая позволяет учащимся сформулироать цели урока. В ходе урока даётся система упражнений( объяснительный диктант, "путаница", письмо по памяти) , которые в полной мере способствуют глубокому освоению учебного материала Урок построен в соответствии с системно-деятельностным подходом, предполагающим активность учащихся на уроке. Попутно вспоминаютс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс. Употребление мягкого знака на конце наречий.

1. Цель: узнать, когда на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, когда нет; закрекпить умения правильно писать слова с этой орфограммой.

Словарная работа.

НАвзничь - искон. взничь - ничь-вниз

Навзничь - опрокинуться на спину, вверх лицом.

Упасть навзничь. Он упал навзничь.

2. Синтаксическая пятиминутка.

От сильного удара Вася упал навзничь и уже никак не смог подняться, чтобы оказать сопротивление.

[ - = и = ], чтобы ( = )

Учитель: найдите отрицательное наречие, графически объясните написание.

Дети: никАк, ни - приставка.

Учитель: расскажите о написании не-ни в наречиях. Найдите еще одно наречие в предложении.

3. Новая тема. Исследование материала.

Грач, пустошь, настежь, замуж, увлечься, горюч, луч, молодежь.

У: объясните употребление Ь.

Дети: есть, написание которых мы не знаем: настежь, замуж.

У: слова какой части речи вы назвали? Сформулируйте цели урока.

Каким образом мы сможем ответить на вопрос о правописании Ь после шипящих в наречиях?

Д: посмотреть в учебнике, обратиться к интернет-ресурсам.

Учащиеся работают согласно выбранного пути.

4.Закрепление.

1) Комментированное письмо.

Уйти прочь, ударить наотмашь, выйти замуж (искл.), открыть настежь, пуститься вскачь, опрокинуться навзничь, ждать невтерпеж (искл.), уж (искл.) поздно, сплошь засеять, забыть напрочь.

Учитель: расскажите о правописании мягкого знака.

2) Составление словосочетаний.

Задание: к глаголам из левого столбика подберите наречия из правого. Запишите словосочетания. Какая орфограмма объединяет данные наречия?

Уходит навзнич…

Ударил наотмаш…

Мчатся проч…

Упал вскач…

Уйти напроч…

Отказаться настеж…

Открыть невмоч…

Дети: уходит прочь, ударил наотмашь, мчатся вскачь, упал навзничь, уйти невмочь, отказаться напрочь, открыть настежь.

3) Творческий диктант.

Задание: замените отдельные слова или словосочетания наречием на шипящую, запишите наречия.

  1. Уйти домой.

  2. Не терпится дослушать до конца.

  3. Дерево всё усыпано плодами.

  4. Упасть на спину.

  5. Мчаться во весь опор.

  6. Дверь совсем открыта.

  7. Невмоготу больше терпеть.

  8. Сильно ударить.

  9. Срисовать тютелька в тютельку.

Дети: прочь, невтерпеж, сплошь, навзничь, вскачь, настежь, невмочь, наотмашь, точь-в-точь.

4) Письмо по памяти.

Р…дная пр…рода -

И врач(?) и художник:

Когда человеку быва…т (не) вмоч(?),

Р…стет для него

Вдоль д…рог под…рожник,

Чтоб быть под рукой

И от бол… помоч(?).

(А. Гребёнкин)

Р.р. Определите тему и идею стихотворения.

Дети: отвечают.

Учитель: как нужно относиться к природе?

5) Собери пословицу.

Задание: «соберите» пословицу, запишите. Объясните, как вы понимаете её смысл?

Хоть, вскач(?), грамоты, с, без, а, грамотой, плач(?).

Дети: С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

Учитель: объясните написание в словах Ь.

6) Предупредительный диктант.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, красноватое отражение. Тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и упадет навзничь; мрак боролся со светом. Когда пламя горело слабее, лошадиная голова смотрела на нас и снова скрывалась прочь. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и поэтому вблизи всё казалось сплошь задернутым черной завесой.

(И. Тургенев)

Учитель: объясните написание наречий.

Итоги.

Домашнее задание:, письменно объясните смысл записанной пословицы.


© 2010-2022