Практические работы по ОДБ. 01

Данный сборник практических работ  помогает формировать у обучающихся языковые компетенции в области усвоения учебной дисциплины Русский язык, используя дистанционные формы обучения. Сборник сотоит из перечня следующих разделов учебной дисциплины Русский язык: Практическая работа № 1 "Диагностика степени усвоения изученного материала по учебной дисциплине Русский язык за курс девятилетней школы". Практическая работа № 3 "Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал к практической работе № 36

№1

I вариант


  1. Укажите в слове все морфемы: пришкольный.

  2. Подберите одно однокоренное слово к указанному: море.

  3. Вставьте пропущенную букву, выделите корень: пос..деть от горя.

  4. Укажите слово, от которого образовано данное: радос..ный.

II вариант


  1. Укажите в слове все морфемы: безоблачный.

  2. Подберите одно однокоренное слово к указанному: школа.

  3. Вставьте пропущенную букву, выделите корень: сп..сать с доски.

  4. Укажите слово, от которого образовано данное: чес..ный.

№2


I вариант


  1. Раскройте скобки: (Над)землёй (на)висли тучи.

  2. Укажите у данного глагола время, число, спряжение: наступает.

  3. Вставьте пропущенные буквы: пиш..шь, рису..шь.

4. -тся или -ться: Брат купае..ся в реке. Брат стал задумыва..ся.

II вариант


  1. Раскройте скобки: (С)летели (с)деревьев листья.

  2. Укажите у данного глагола время, число, спряжение: светило.

  3. Вставьте пропущенные буквы: дума..шь, слыш..шь.

4. -тся или -ться: Стал задумыва..ся, Таня задумывае..ся.

№3

I вариант


  1. Вставьте букву в окончание существительного: в тетрадк.. .

  2. Вставьте, где нужно, Ь: печ.. , кирпич.. .

  3. Раскройте скобки, согласуя прилагательное с существительным: на (письменный) столе.

4. Укажите в предложении все служебные части речи: Мальчик на улице играл в мяч.

II вариант


  1. Вставьте букву в окончание существительного: на площад.. .

  2. Вставьте, где нужно, Ь: плащ.. , мыш.. .

  3. Раскройте скобки, согласуя прилагательное с существительным: в (школьный) портфеле.

4. Укажите в предложении все служебные части речи: Девочка за столом писала в тетради.


№4

I вариант


  1. Из данных слов составьте словосочетание: дом, кирпич.

  2. Обозначьте главное и зависимое слова в словосочетании: пасмурный день.

  3. Замените словосочетание гл.+сущ. на словосочетание сущ.+сущ.: заботиться о брате.

4. Разберите словосочетание: письменный стол.

II вариант


  1. Из данных слов составьте словосочетание: письмо, друг.

  2. Обозначьте главное и зависимое слова в словосочетании: безоблачное небо.

  3. Замените словосочетание гл.+сущ. на словосочетание сущ.+сущ.: радоваться счастью.

4. Разберите словосочетание: внимательный ученик.

№5

I вариант


  1. Определите вид предложения по цели высказывания: Мальчик внимательно читает книгу.

  2. Выпишите распространённое предложение: Наступила осень. Наступила дождливая осень.

  3. СПрактические работы по ОДБ.01оставьте предложение, соответствующее схеме: ?

  4. Дайте характеристику предложению: Расскажи мне об этом писателе.

II вариант


  1. Определите вид предложения по цели высказывания: В город пришла долгожданная зима.

  2. Выпишите распространённое предложение: Идёт дождь. Идёт проливной дождь.

  3. СПрактические работы по ОДБ.01оставьте предложение, соответствующее схеме: !

  4. Дайте характеристику предложению: Как ты учишься?

№6

I вариант


  1. Укажите грамматическую основу предложения: С деревьев падают осенние листья.

  2. Разберите предложение по членам предложения: Снег летел и кружился над лесом.

  3. Поставьте недостающий знак препинания: Мой папа шофёр.

  4. Дополните предложение подходящим по смыслу обстоятельством: С высокой горы мы спустились… .

II вариант


  1. Укажите грамматическую основу предложения: Стояла поздняя осень.

  2. Разберите предложение по членам предложения: На поляне стояла одинокая рябина.

  3. Поставьте недостающий знак препинания: Моя сестра студентка.

  4. Дополните предложение подходящим по смыслу обстоятельством: Зимний лес просматривается… .

№7

I вариант

1. Подчеркните однородные члены предложения: У лебедя гибкая и длинная шея.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания: Движения лебедя плавны величавы.

  2. Составьте схему предложения: На крышах, на деревьях, на дорожках - всюду лежал снег.

  3. С

    ,оставьте предложение, соответствующее схеме: !

II вариант

1. Подчеркните однородные члены предложения: Легко дышится чистым, свежим воздухом.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания: Стройные сосны кудрявые липы стояли на опушке.

  2. Составьте схему предложения: Мы положили в портфели школьные принадлежности: ручки, карандаши, тетради.

  3. С

    ,оставьте предложение, соответствующее схеме: ?

№8

I вариант


  1. Выпишите сложное предложение: В город пришла долгожданная зима. Наступила осень, и начались затяжные дожди.

  2. Расставьте недостающие знаки препинания: Глухо прокатился отдалённый гром и хлынул проливной дождь.

  1. Составьте схему предложения: Надвинулась тёмная туча, и над лесом блеснула яркая молния.

  2. Из 2-х предложений составьте сложное.

II вариант

1. Выпишите сложное предложение: Пробудились весенние цветочки. На лесной проталинке появилась мать-и-мачеха, расцвела нежная медуница.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания: Тянутся к солнцу стебельки с розовыми фиолетовыми синими цветами.

  2. Составьте схему предложения: Бесстрашно прыгает белка с дерева на дерево, помогает себе хвостом.

  3. Из 2-х предложений составьте сложное.

№9

I вариант


    1. Составьте схему предложения: «Слезами горю не поможешь», - сказала мама.

    2. Расставьте недостающие знаки препинания: Мы выйдем из города ранним утром сказал учитель.

  1. СПрактические работы по ОДБ.01Практические работы по ОДБ.01оставьте предложение, соответствующее схеме: « , » - .

  2. Составьте и запишите предложение с прямой речью: Как красиво в осеннем парке. Восхитилась девочка.

II вариант


  1. Составьте схему предложения: Народная пословица гласит: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»

  2. Расставьте недостающие знаки препинания: Экскурсия в музей состоится в пятницу сказал организатор.

  3. СПрактические работы по ОДБ.01Практические работы по ОДБ.01оставьте предложение, соответствующее схеме: : « ?»

  4. Составьте и запишите предложение с прямой речью: Изучайте русский язык! Призывает писатель.


№10

I вариант


  1. Спишите, обозначьте квадратными скобками гласные звуки: написал.

  2. Обозначьте мягкие согласные буквой М: пригляделся.

  3. Какая буква в слове при произношении не соответствуют звуку? Подчеркните её: леса.

  4. Подчеркните непарную твёрдую согласную: цыган.

II вариант


  1. Спишите, обозначьте квадратными скобками согласные звуки: лесной.

  2. Обозначьте твёрдые согласные звуки буквой Т: пригляделся.

  3. Какая буква в слове при произношении не соответствуют звуку? Подчеркните её: гриб.

  4. Подчеркните непарную мягкую согласную: ученик.

№11

I вариант


  1. Спишите. Над глухими согласными надпишите - г: мороз.

  2. Вставьте пропущенную букву, подбирая проверочное слово: про..ьба.

  3. Укажите количество звуков в слове: мяч.

  4. Запишите слово, где буквы не соответствуют звукам.

II вариант


  1. Спишите. Над звонкими согласными надпишите - з: мороз.

  2. Вставьте пропущенную букву, подбирая проверочное слово: ко..ьба.

  3. Укажите количество звуков в слове: пью.

  4. Запишите слово, где буквы не соответствуют звукам.


№12

I вариант


  1. Выпишите существительное 3-его склонения: печь, кирпич.

  2. Выпишите слово, в котором я обозначает 2 звука: яма, тянешь.

  3. Произведите фонетический разбор слова: вьюга.

  4. Какой буквой обозначен в слове звук Ш? подчеркните эту букву: что.

II вариант


  1. Выпишите существительное 3-его склонения: шалаш, рожь.

  2. Выпишите слово, в котором е обозначает 2 звука: печь, ельник.

  3. Произведите фонетический разбор слова: подъезд.

  4. Какой буквой обозначен в слове звук Ш? подчеркните эту букву: конечно.


№13

I вариант


  1. Выпишите словосочетание с прямым значением: тяжёлый чемодан, тяжёлый характер.

  2. Укажите словосочетание ,употреблённое в переносном значении: свежая газета, свежий воздух.

  3. Определите прямое значение указанного словосочетания: Улыбнулись сонные берёзки.

  4. Подберите к существительным кольцо и пшеница прилагательное так, чтобы 1-ое словосочетание имело прямое значение, 2-ое - переносное.

II вариант


  1. Выпишите словосочетание с прямым значением: золотое кольцо, золотые руки.

  2. Укажите словосочетание ,употреблённое в переносном значении: железная воля, железные ворота.

  3. Определите прямое значение указанного словосочетания: Реки несут воды в моря.

  4. Подберите к существительным кольцо и пшеница прилагательное так, чтобы 1-ое словосочетание имело прямое значение, 2-ое - переносное.

№14

I вариант


  1. Из данного предложения выпишите антонимы: Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их.

  2. Из данных слов выбери синонимы и подчеркни их: отважный, громадный, неустрашимый.

  3. В данном предложении подчеркните антонимы: Легко сказать, да трудно доказать.

  4. Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов: Вдоль реки идут туристы. По главной улице идут колонны демонстрантов.

II вариант


  1. Из данного предложения выпишите антонимы: Легко встречаться, трудно расставаться.

  2. Из данных слов выбери синонимы и подчеркни их: высокий, громадный, бесстрашный.

  3. В данном предложении подчеркните антонимы: Легко сказать, да трудно доказать.

  4. Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов: Праздничный город расцвёл разноцветными огнями. В городе стало многолюдно.




№15

I вариант

  1. Обозначьте графически морфемы и основу в данном слове: подъездный.

  2. Укажите слово, соответствующее схеме: вбежать, барабанщик.

  3. Укажите однокоренные слова: гора, горевать, горный.

  4. При помощи одного из суффиксов образуйте новое слово: шахматы (-ист-, -тель-)

II вариант

  1. Обозначьте графически морфемы и основу в данном слове: приморский.

  2. Укажите слово, соответствующее схеме: присесть, каенщик.

  3. Укажите однокоренные слова: вода, проводить, водяной.

  4. При помощи одного из суффиксов образуйте новое слово: барабан (-щик-)

№ 16

I вариант

1. Вставьте в приставки нужные буквы: п..смотрел, з..думался.

2. з или с? ра..думал.

3. Исправьте ошибку: здоровье, збежать.

4. Образуйте новые слова при помощи приставок на з и с: ..колоть.

II вариант

1. Вставьте в приставки нужные буквы: на..писал, пр..славил.

2. з или с? ра..писание.

3. Исправьте ошибку: здание, зделать.

4. Образуйте новые слова при помощи приставок на з и с: ..думный.

№ 17

I вариант

  1. Вставьте в корень слова нужную букву: сл..гаемое.

  2. Укажите слово, в котором есть корень с чередованием: росток, расписание.

  3. Какие из данных корней относятся в корням с чередованием: горный, гореть, загар.

  4. Найдите и исправьте ошибку: отросль, отрастать.

II вариант

  1. Вставьте в корень слова нужную букву: ул..жить.

  2. Укажите слово, в котором есть корень с чередованием: списать, росток.

  3. Какие из данных корней относятся в корням с чередованием: примерять, избираю.

  4. Найдите и исправьте ошибку: загареть, зоренька.

№ 18

I вариант

1. о или ё: деш..вый.

  1. и или ы: ц..ркуль.

  2. Подберите к данным словам однокоренные слова, в которых гласная после шипящей находится под ударением: решето.

  3. Выпишите слова, в которых после ц пишется буква е, проверяемая ударением: ц..лина, ц..ркуль, оц..нивать.

II вариант

  1. о или ё: капюш..н.

  2. и или ы: акац..я.

  3. Подберите к даннвм словам однокоренные слова, в которых гласная после шипящей находится под ударением: шелковистый.

  4. Выпишите слова, в которых после ц пишется буква е, проверяемая ударением: ц..нковый, ц..новка.


№19

I вариант

  1. Найдите прилагательные: голубизна, голубеть, голубой.

  2. Подберите прилагательное к существительному: погода.

  3. Поставьте прилагательное в нужную форму: в (осенний) лесу..

  4. Придумайте словосочетание прилаг.+сущ.

II вариант

  1. Найдите прилагательные: чёрный, чернеть, чернота.

  2. Подберите прилагательное к существительному: листья.

  3. Поставьте прилагательное в нужную форму: возле (быстрая) река.

  4. Придумайте словосочетание прилаг.+сущ.

№20

I вариант

1. Определите падеж прилагательного: по крут.. ступенькам.

  1. Просклоняйте прилагательные: геройский.

  2. Составьте словосочетания: долгожданный.

  3. Составьте предложение по схеме:… не …и …ат … на… ах

II вариант

  1. Определите падеж прилагательного: к высок.. горе.

  2. Просклоняйте прилагательные: отважный.

  3. Составьте словосочетания: разноцветный.

  4. Составьте предложение по схеме:… не …и …ат … на… ах

№ 21

I вариант

1. Образуйте краткое прилагательное: широкий.

  1. Составьте словосочетание прилаг.+сущ.: добр (к кому?).

  2. Придумайте словосочетания с краткими прилагательными.

  3. Придумайте предложения: незаменим.

II вариант

  1. Образуйте краткое прилагательное: далёкий.

  2. Составьте словосочетание прилаг.+сущ.: знаменит (где?).

  3. Придумайте словосочетания с краткими прилагательными.

  4. Придумайте предложения: широк.

№ 22

I вариант

  1. Устно сделать морфологический разбор прилагательного: голодный.

2. Выписать постоянные морфологические признаки прилагательного: солнечным.

3. Сделать морфологический разбор прилагательного: непослушный ребёнок.

4. Найти в тексте прилагательные по их морфологическим признакам ж.р, ед.ч., В.п.: чудесный запах, широкую речку.

II вариант

  1. Устно сделать морфологический разбор прилагательного: пушистый.

2. Выписать постоянные морфологические признаки прилагательного: крутая.

3. Сделать морфологический разбор прилагательного: мёрзлая ёлка.

4. Найти в тексте прилагательные по их морфологическим признакам ж.р, ед.ч., В.п.: душистую черёмуху, от рыхлого снега.


№ 23

I вариант

1. Выписать одушевлённое существительное: В сказках Андерсена творятся чудеса.

  1. Выписать собственное имя существительное: море, Тольятти, касса.

  2. Произвести морфологический разбор существительного: (в) школе.

  3. Составить простое предложение со словом: ученик.

II вариант

1. Выписать одушевлённое существительное: Кошка разбила вазу и спряталась..

  1. Выписать собственное имя существительное: Волга, река, луч.

  2. Произвести морфологический разбор существительного: (около) речки.

  3. Составить простое предложение со словом: вечер.

№24

I вариант

1. Подчеркнуть существительное м.р., определить склонение: поляна, окно, подоконник.

2. Выписать имя существительное, которое имеет только форму мн.ч.: молодёжь, перила, школьники.

3. Составить сложное предложение с именем существительным, которое имеет только форму ед.ч.

4. Напишите по одному существительному м.р., ср.р. и ж.р. Определите склонение.

II вариант

1. Подчеркнуть существительное м.р., определить склонение: площадь, крокодил, речка.

2. Выписать имя существительное, которое имеет только форму мн.ч.: ребёнок, молоко, дрожжи.

3. Составить сложное предложение с именем существительным, которое имеет только форму ед.ч.

4. Напишите по одному существительному м.р., ср.р. и ж.р. Определите склонение.

№ 25

I вариант

  1. Определить падеж существительных по вопросу: гуляли по аллее.

  2. Вставить пропущенное окончание у существительного: записать в тетрад.. .

  1. Вставить пропущенные окончания имён существительных: Послал письмо Марь…, Мари..

  2. Раскройте скобки: пара носков (помидор..).

II вариант

1. Определить падеж существительных по вопросу: вышел из комнаты.

  1. Вставить пропущенное окончание у существительного: записать в тетрадк.. .

  2. Вставить пропущенные окончания имён существительных: Послал письмо Софь…, Софи..

  3. Раскройте скобки: пара носков (апельсин..).

№ 26

I вариант

  1. Запишите существительное в Т.п.: шалаш.

  2. Поставьте имя существительное в нужной форме, обозначьте орфограмму №18: дом был обложен (кирпич).

  3. Составьте предложение со словом рубеж в Т.п.

  4. Вставьте пропущенную букву в окончание существительного, объясните его значение: невеж..й.

II вариант

  1. Запишите существительное в Т.п.: полотенце.

  2. Поставьте имя существительное в нужной форме, обозначьте орфограмму №18: кусты шиповника росли за (шалаш).

  3. Составьте предложение со словом ключ в Т.п.

  4. Вставьте пропущенную букву в окончание существительного, объясните его значение: невеж..й.

№ 27

I вариант

  1. Выпишите глаголы, которые пишутся раздельно: (не)взлюбить, (не)читал.

  2. Раскрой скобки и напиши правильно: (не)красил.

  3. Составьте с глаголами словосочетания: разгулялась, поинтересовался.

  4. Составьте предложение с глаголом: смеяться.

II вариант

  1. Выпишите глаголы, которые пишутся раздельно: (не)сварил, (не)здоровиться.

  2. Раскрой скобки и напиши правильно: (не)навидит.

  3. Составьте с глаголами словосочетания: садилось, отправился.

  4. Составьте предложение с глаголом: исходил.


№28

I вариант

  1. Вставьте, где нужно ь: книга нрави..ся.

  2. Образуйте от данных глаголов глагол н.ф.: решаю, перечитываю.

  3. -тся- или -ться-: книги различаю..ся.

  4. Составьте словосочетание с глаголом: прыгать.

II вариант

  1. Вставьте, где нужно ь: пошли купа..ся.

  2. Образуйте от данных глаголов глагол н.ф.: завишу, перечитаю.

  3. -тся- или -ться-: стали различа..ся.

  4. Составьте словосочетание с глаголом: бродить.

№ 29

I вариант

  1. Определите вид глагола: говорю, сказать.

  2. Приведите примеры глаголов совершенного и несовершенного видов.

  3. Образуйте от данных глаголов видовую пару: люблю, рубить.

  4. Образуйте видовую пару выделите морфему, с помощью которой она образована: выглядываешь.

II вариант

  1. Определите вид глагола: хожу, пошёл.

  2. Приведите примеры глаголов совершенного и несовершенного видов.

  3. Образуйте от данных глаголов видовую пару: поможешь, ночевать.

  4. Образуйте видовую пару выделите морфему, с помощью которой она образована: покупает.

№ 30

I вариант

  1. Определите время глагола: будем летать.

  2. Найдите и выпишите глаголы настоящего времени: прячут, гуляла, сбегает.

  3. Образуйте от данного глагола глаголы прошедшего и будущего времени: считать.

  4. Определите время глагола, составьте с ним предложение: догнать.

II вариант

  1. Определите время глагола: отшумели.

  2. Найдите и выпишите глаголы настоящего времени: пью, посчитаю, поглядел.

  3. Образуйте от данного глагола глаголы прошедшего и будущего времени: погнаться.

  4. Определите время глагола, составьте с ним предложение: мелькать.


№31

I вариант

  1. Определить спряжение глаголов: колоть.

  2. Найдите глаголы II спряжения: бор..тся, засол..шь.

  3. Вставьте пропущенную букву: глупый осуд..т.

  4. Подбери глаголы со следующей характеристикой: несов.в., II спряж., наст.вр., 3 лицо.

II вариант

  1. Определить спряжение глаголов: ненавидеть.

  2. Найдите глаголы II спряжения: обид..шь, хохоч..т.

  3. Вставьте пропущенные буквы: умный рассуд..т.

  4. Подбери глаголы со следующей характеристикой: несов.в., I спряж., наст.вр., 2 лицо.

№32

I вариант

  1. Сделайте морфологический разбор глагола: брить.

  2. Выписать постоянные морфологические признаки глаголов: задремлет в пути, любуешься картиной.

  3. Сделать полный морфологический разбор глагола из предложения: На полях зазеленеет озимь.

  4. Найти в тексте глаголы по их морфологическим признакам: I спр., наст. вр., 3 лицо, мн. ч.

II вариант

  1. Сделайте морфологический разбор глагола: слушать.

  2. Выписать постоянные морфологические признаки глаголов: починит утюг, читаешь книгу.

  3. Сделать полный морфологический разбор глагола из предложения: Пастух выйдет на лужок.

  4. Найти в тексте глаголы по их морфологическим признакам: II спр., наст. вр., 3 лицо, ед. ч.

№33

I вариант

  1. Поставьте глагол во 2-м лице, ед.ч.: умываюсь.

  2. Вставьте пропущенную букву: свистиш.. .

  3. Замените глагол 2 лица, мн.ч. глаголом 2 лица, ед.ч.: хлопа..те.

  4. Придумайте предложение с глаголом: тащить.

II вариант

  1. Поставьте глагол во 2-м лице, ед.ч.: наряжаюсь.

  2. Вставьте пропущенную букву: трещиш.. .

  3. Замените глагол 2 лица, мн.ч. глаголом 2 лица, ед.ч.: встан..те.

  4. Придумайте предложение с глаголом: бродить.


№34

I вариант

  1. От данного глагола образуйте формы настоящего времени, будущего времени: влекут.

  2. От данного глагола образуйте формы прошедшего времени, будущего времени: говорить.

  3. Распредели глаголы в 3 колонки: молчит, позовёшь, воплю.

  4. Придумай предложения с глаголами настоящего, прошедшего и будущего времени.

II вариант

  1. От данного глагола образуйте формы настоящего времени, будущего времени: плясать.

  2. От данного глагола образуйте формы прошедшего времени, будущего времени: разглядеть.

  3. Распредели глаголы в 3 колонки: сидим, спешите, отстанут.

  4. Придумай предложения с глаголами настоящего, прошедшего и будущего времени.


№35

I вариант


  1. Допишите окончание существительного, определите падеж: стоял на площад.. .

  2. Вставьте пропущенную орфограмму и укажите проверочное слово: о ненас..ном дне.

  3. Разобрать слово по составу: переборка.

  4. Произведите фонетический разбор слова: яма.

II вариант


  1. Допишите окончание существительного, определите падеж: стоял на площадк.. .

  2. Вставьте пропущенную орфограмму и укажите проверочное слово: прелес..ная погода.

  3. Разобрать слово по составу: забежала.

  4. Произведите фонетический разбор слова: бью.

№ 36

I вариант


  1. Составьте словосочетание из указанных слов: (осенние) листьями.

  2. Расставьте недостающие знаки препинания: Перестал идти дождь и выглянуло солнышко.

  3. Составьте схему предложения: Я зашёл в лес и услышал птичье пение.

  4. Разберите предложение синтаксически: Утреннее солнце осветило дома.

II вариант

  1. Составьте словосочетание из указанных слов: (рябина) кисти.

  2. Расставьте недостающие знаки препинания: В зелени кустов прятались ежи зайцы.

  3. Составьте схему предложения: Яблоко упало и покатилось.

  4. Разберите предложение синтаксически: Наступил вечер.


© 2010-2022