- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Практические работы по ОДБ. 01
Практические работы по ОДБ. 01
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковалева Е.В. |
Дата | 10.06.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Материал к практической работе № 36
№1
I вариант
-
Укажите в слове все морфемы: пришкольный.
-
Подберите одно однокоренное слово к указанному: море.
-
Вставьте пропущенную букву, выделите корень: пос..деть от горя.
-
Укажите слово, от которого образовано данное: радос..ный.
II вариант
-
Укажите в слове все морфемы: безоблачный.
-
Подберите одно однокоренное слово к указанному: школа.
-
Вставьте пропущенную букву, выделите корень: сп..сать с доски.
-
Укажите слово, от которого образовано данное: чес..ный.
№2
I вариант
-
Раскройте скобки: (Над)землёй (на)висли тучи.
-
Укажите у данного глагола время, число, спряжение: наступает.
-
Вставьте пропущенные буквы: пиш..шь, рису..шь.
4. -тся или -ться: Брат купае..ся в реке. Брат стал задумыва..ся.
II вариант
-
Раскройте скобки: (С)летели (с)деревьев листья.
-
Укажите у данного глагола время, число, спряжение: светило.
-
Вставьте пропущенные буквы: дума..шь, слыш..шь.
4. -тся или -ться: Стал задумыва..ся, Таня задумывае..ся.
№3
I вариант
-
Вставьте букву в окончание существительного: в тетрадк.. .
-
Вставьте, где нужно, Ь: печ.. , кирпич.. .
-
Раскройте скобки, согласуя прилагательное с существительным: на (письменный) столе.
4. Укажите в предложении все служебные части речи: Мальчик на улице играл в мяч.
II вариант
-
Вставьте букву в окончание существительного: на площад.. .
-
Вставьте, где нужно, Ь: плащ.. , мыш.. .
-
Раскройте скобки, согласуя прилагательное с существительным: в (школьный) портфеле.
4. Укажите в предложении все служебные части речи: Девочка за столом писала в тетради.
№4
I вариант
-
Из данных слов составьте словосочетание: дом, кирпич.
-
Обозначьте главное и зависимое слова в словосочетании: пасмурный день.
-
Замените словосочетание гл.+сущ. на словосочетание сущ.+сущ.: заботиться о брате.
4. Разберите словосочетание: письменный стол.
II вариант
-
Из данных слов составьте словосочетание: письмо, друг.
-
Обозначьте главное и зависимое слова в словосочетании: безоблачное небо.
-
Замените словосочетание гл.+сущ. на словосочетание сущ.+сущ.: радоваться счастью.
4. Разберите словосочетание: внимательный ученик.
№5
I вариант
-
Определите вид предложения по цели высказывания: Мальчик внимательно читает книгу.
-
Выпишите распространённое предложение: Наступила осень. Наступила дождливая осень.
-
Составьте предложение, соответствующее схеме: ?
-
Дайте характеристику предложению: Расскажи мне об этом писателе.
II вариант
-
Определите вид предложения по цели высказывания: В город пришла долгожданная зима.
-
Выпишите распространённое предложение: Идёт дождь. Идёт проливной дождь.
-
Составьте предложение, соответствующее схеме: !
-
Дайте характеристику предложению: Как ты учишься?
№6
I вариант
-
Укажите грамматическую основу предложения: С деревьев падают осенние листья.
-
Разберите предложение по членам предложения: Снег летел и кружился над лесом.
-
Поставьте недостающий знак препинания: Мой папа шофёр.
-
Дополните предложение подходящим по смыслу обстоятельством: С высокой горы мы спустились… .
II вариант
-
Укажите грамматическую основу предложения: Стояла поздняя осень.
-
Разберите предложение по членам предложения: На поляне стояла одинокая рябина.
-
Поставьте недостающий знак препинания: Моя сестра студентка.
-
Дополните предложение подходящим по смыслу обстоятельством: Зимний лес просматривается… .
№7
I вариант
1. Подчеркните однородные члены предложения: У лебедя гибкая и длинная шея.
-
Расставьте недостающие знаки препинания: Движения лебедя плавны величавы.
-
Составьте схему предложения: На крышах, на деревьях, на дорожках - всюду лежал снег.
-
С
,оставьте предложение, соответствующее схеме: !
II вариант
1. Подчеркните однородные члены предложения: Легко дышится чистым, свежим воздухом.
-
Расставьте недостающие знаки препинания: Стройные сосны кудрявые липы стояли на опушке.
-
Составьте схему предложения: Мы положили в портфели школьные принадлежности: ручки, карандаши, тетради.
-
С
,оставьте предложение, соответствующее схеме: ?
№8
I вариант
-
Выпишите сложное предложение: В город пришла долгожданная зима. Наступила осень, и начались затяжные дожди.
-
Расставьте недостающие знаки препинания: Глухо прокатился отдалённый гром и хлынул проливной дождь.
-
Составьте схему предложения: Надвинулась тёмная туча, и над лесом блеснула яркая молния.
-
Из 2-х предложений составьте сложное.
II вариант
1. Выпишите сложное предложение: Пробудились весенние цветочки. На лесной проталинке появилась мать-и-мачеха, расцвела нежная медуница.
-
Расставьте недостающие знаки препинания: Тянутся к солнцу стебельки с розовыми фиолетовыми синими цветами.
-
Составьте схему предложения: Бесстрашно прыгает белка с дерева на дерево, помогает себе хвостом.
-
Из 2-х предложений составьте сложное.
№9
I вариант
-
-
Составьте схему предложения: «Слезами горю не поможешь», - сказала мама.
-
Расставьте недостающие знаки препинания: Мы выйдем из города ранним утром сказал учитель.
-
-
Составьте предложение, соответствующее схеме: « , » - .
-
Составьте и запишите предложение с прямой речью: Как красиво в осеннем парке. Восхитилась девочка.
II вариант
-
Составьте схему предложения: Народная пословица гласит: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»
-
Расставьте недостающие знаки препинания: Экскурсия в музей состоится в пятницу сказал организатор.
-
Составьте предложение, соответствующее схеме: : « ?»
-
Составьте и запишите предложение с прямой речью: Изучайте русский язык! Призывает писатель.
№10
I вариант
-
Спишите, обозначьте квадратными скобками гласные звуки: написал.
-
Обозначьте мягкие согласные буквой М: пригляделся.
-
Какая буква в слове при произношении не соответствуют звуку? Подчеркните её: леса.
-
Подчеркните непарную твёрдую согласную: цыган.
II вариант
-
Спишите, обозначьте квадратными скобками согласные звуки: лесной.
-
Обозначьте твёрдые согласные звуки буквой Т: пригляделся.
-
Какая буква в слове при произношении не соответствуют звуку? Подчеркните её: гриб.
-
Подчеркните непарную мягкую согласную: ученик.
№11
I вариант
-
Спишите. Над глухими согласными надпишите - г: мороз.
-
Вставьте пропущенную букву, подбирая проверочное слово: про..ьба.
-
Укажите количество звуков в слове: мяч.
-
Запишите слово, где буквы не соответствуют звукам.
II вариант
-
Спишите. Над звонкими согласными надпишите - з: мороз.
-
Вставьте пропущенную букву, подбирая проверочное слово: ко..ьба.
-
Укажите количество звуков в слове: пью.
-
Запишите слово, где буквы не соответствуют звукам.
№12
I вариант
-
Выпишите существительное 3-его склонения: печь, кирпич.
-
Выпишите слово, в котором я обозначает 2 звука: яма, тянешь.
-
Произведите фонетический разбор слова: вьюга.
-
Какой буквой обозначен в слове звук Ш? подчеркните эту букву: что.
II вариант
-
Выпишите существительное 3-его склонения: шалаш, рожь.
-
Выпишите слово, в котором е обозначает 2 звука: печь, ельник.
-
Произведите фонетический разбор слова: подъезд.
-
Какой буквой обозначен в слове звук Ш? подчеркните эту букву: конечно.
№13
I вариант
-
Выпишите словосочетание с прямым значением: тяжёлый чемодан, тяжёлый характер.
-
Укажите словосочетание ,употреблённое в переносном значении: свежая газета, свежий воздух.
-
Определите прямое значение указанного словосочетания: Улыбнулись сонные берёзки.
-
Подберите к существительным кольцо и пшеница прилагательное так, чтобы 1-ое словосочетание имело прямое значение, 2-ое - переносное.
II вариант
-
Выпишите словосочетание с прямым значением: золотое кольцо, золотые руки.
-
Укажите словосочетание ,употреблённое в переносном значении: железная воля, железные ворота.
-
Определите прямое значение указанного словосочетания: Реки несут воды в моря.
-
Подберите к существительным кольцо и пшеница прилагательное так, чтобы 1-ое словосочетание имело прямое значение, 2-ое - переносное.
№14
I вариант
-
Из данного предложения выпишите антонимы: Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их.
-
Из данных слов выбери синонимы и подчеркни их: отважный, громадный, неустрашимый.
-
В данном предложении подчеркните антонимы: Легко сказать, да трудно доказать.
-
Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов: Вдоль реки идут туристы. По главной улице идут колонны демонстрантов.
II вариант
-
Из данного предложения выпишите антонимы: Легко встречаться, трудно расставаться.
-
Из данных слов выбери синонимы и подчеркни их: высокий, громадный, бесстрашный.
-
В данном предложении подчеркните антонимы: Легко сказать, да трудно доказать.
-
Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов: Праздничный город расцвёл разноцветными огнями. В городе стало многолюдно.
№15
I вариант
-
Обозначьте графически морфемы и основу в данном слове: подъездный.
-
Укажите слово, соответствующее схеме: вбежать, барабанщик.
-
Укажите однокоренные слова: гора, горевать, горный.
-
При помощи одного из суффиксов образуйте новое слово: шахматы (-ист-, -тель-)
II вариант
-
Обозначьте графически морфемы и основу в данном слове: приморский.
-
Укажите слово, соответствующее схеме: присесть, каенщик.
-
Укажите однокоренные слова: вода, проводить, водяной.
-
При помощи одного из суффиксов образуйте новое слово: барабан (-щик-)
№ 16
I вариант
1. Вставьте в приставки нужные буквы: п..смотрел, з..думался.
2. з или с? ра..думал.
3. Исправьте ошибку: здоровье, збежать.
4. Образуйте новые слова при помощи приставок на з и с: ..колоть.
II вариант
1. Вставьте в приставки нужные буквы: на..писал, пр..славил.
2. з или с? ра..писание.
3. Исправьте ошибку: здание, зделать.
4. Образуйте новые слова при помощи приставок на з и с: ..думный.
№ 17
I вариант
-
Вставьте в корень слова нужную букву: сл..гаемое.
-
Укажите слово, в котором есть корень с чередованием: росток, расписание.
-
Какие из данных корней относятся в корням с чередованием: горный, гореть, загар.
-
Найдите и исправьте ошибку: отросль, отрастать.
II вариант
-
Вставьте в корень слова нужную букву: ул..жить.
-
Укажите слово, в котором есть корень с чередованием: списать, росток.
-
Какие из данных корней относятся в корням с чередованием: примерять, избираю.
-
Найдите и исправьте ошибку: загареть, зоренька.
№ 18
I вариант
1. о или ё: деш..вый.
-
и или ы: ц..ркуль.
-
Подберите к данным словам однокоренные слова, в которых гласная после шипящей находится под ударением: решето.
-
Выпишите слова, в которых после ц пишется буква е, проверяемая ударением: ц..лина, ц..ркуль, оц..нивать.
II вариант
-
о или ё: капюш..н.
-
и или ы: акац..я.
-
Подберите к даннвм словам однокоренные слова, в которых гласная после шипящей находится под ударением: шелковистый.
-
Выпишите слова, в которых после ц пишется буква е, проверяемая ударением: ц..нковый, ц..новка.
№19
I вариант
-
Найдите прилагательные: голубизна, голубеть, голубой.
-
Подберите прилагательное к существительному: погода.
-
Поставьте прилагательное в нужную форму: в (осенний) лесу..
-
Придумайте словосочетание прилаг.+сущ.
II вариант
-
Найдите прилагательные: чёрный, чернеть, чернота.
-
Подберите прилагательное к существительному: листья.
-
Поставьте прилагательное в нужную форму: возле (быстрая) река.
-
Придумайте словосочетание прилаг.+сущ.
№20
I вариант
1. Определите падеж прилагательного: по крут.. ступенькам.
-
Просклоняйте прилагательные: геройский.
-
Составьте словосочетания: долгожданный.
-
Составьте предложение по схеме:… не …и …ат … на… ах
II вариант
-
Определите падеж прилагательного: к высок.. горе.
-
Просклоняйте прилагательные: отважный.
-
Составьте словосочетания: разноцветный.
-
Составьте предложение по схеме:… не …и …ат … на… ах
№ 21
I вариант
1. Образуйте краткое прилагательное: широкий.
-
Составьте словосочетание прилаг.+сущ.: добр (к кому?).
-
Придумайте словосочетания с краткими прилагательными.
-
Придумайте предложения: незаменим.
II вариант
-
Образуйте краткое прилагательное: далёкий.
-
Составьте словосочетание прилаг.+сущ.: знаменит (где?).
-
Придумайте словосочетания с краткими прилагательными.
-
Придумайте предложения: широк.
№ 22
I вариант
-
Устно сделать морфологический разбор прилагательного: голодный.
2. Выписать постоянные морфологические признаки прилагательного: солнечным.
3. Сделать морфологический разбор прилагательного: непослушный ребёнок.
4. Найти в тексте прилагательные по их морфологическим признакам ж.р, ед.ч., В.п.: чудесный запах, широкую речку.
II вариант
-
Устно сделать морфологический разбор прилагательного: пушистый.
2. Выписать постоянные морфологические признаки прилагательного: крутая.
3. Сделать морфологический разбор прилагательного: мёрзлая ёлка.
4. Найти в тексте прилагательные по их морфологическим признакам ж.р, ед.ч., В.п.: душистую черёмуху, от рыхлого снега.
№ 23
I вариант
1. Выписать одушевлённое существительное: В сказках Андерсена творятся чудеса.
-
Выписать собственное имя существительное: море, Тольятти, касса.
-
Произвести морфологический разбор существительного: (в) школе.
-
Составить простое предложение со словом: ученик.
II вариант
1. Выписать одушевлённое существительное: Кошка разбила вазу и спряталась..
-
Выписать собственное имя существительное: Волга, река, луч.
-
Произвести морфологический разбор существительного: (около) речки.
-
Составить простое предложение со словом: вечер.
№24
I вариант
1. Подчеркнуть существительное м.р., определить склонение: поляна, окно, подоконник.
2. Выписать имя существительное, которое имеет только форму мн.ч.: молодёжь, перила, школьники.
3. Составить сложное предложение с именем существительным, которое имеет только форму ед.ч.
4. Напишите по одному существительному м.р., ср.р. и ж.р. Определите склонение.
II вариант
1. Подчеркнуть существительное м.р., определить склонение: площадь, крокодил, речка.
2. Выписать имя существительное, которое имеет только форму мн.ч.: ребёнок, молоко, дрожжи.
3. Составить сложное предложение с именем существительным, которое имеет только форму ед.ч.
4. Напишите по одному существительному м.р., ср.р. и ж.р. Определите склонение.
№ 25
I вариант
-
Определить падеж существительных по вопросу: гуляли по аллее.
-
Вставить пропущенное окончание у существительного: записать в тетрад.. .
-
Вставить пропущенные окончания имён существительных: Послал письмо Марь…, Мари..
-
Раскройте скобки: пара носков (помидор..).
II вариант
1. Определить падеж существительных по вопросу: вышел из комнаты.
-
Вставить пропущенное окончание у существительного: записать в тетрадк.. .
-
Вставить пропущенные окончания имён существительных: Послал письмо Софь…, Софи..
-
Раскройте скобки: пара носков (апельсин..).
№ 26
I вариант
-
Запишите существительное в Т.п.: шалаш.
-
Поставьте имя существительное в нужной форме, обозначьте орфограмму №18: дом был обложен (кирпич).
-
Составьте предложение со словом рубеж в Т.п.
-
Вставьте пропущенную букву в окончание существительного, объясните его значение: невеж..й.
II вариант
-
Запишите существительное в Т.п.: полотенце.
-
Поставьте имя существительное в нужной форме, обозначьте орфограмму №18: кусты шиповника росли за (шалаш).
-
Составьте предложение со словом ключ в Т.п.
-
Вставьте пропущенную букву в окончание существительного, объясните его значение: невеж..й.
№ 27
I вариант
-
Выпишите глаголы, которые пишутся раздельно: (не)взлюбить, (не)читал.
-
Раскрой скобки и напиши правильно: (не)красил.
-
Составьте с глаголами словосочетания: разгулялась, поинтересовался.
-
Составьте предложение с глаголом: смеяться.
II вариант
-
Выпишите глаголы, которые пишутся раздельно: (не)сварил, (не)здоровиться.
-
Раскрой скобки и напиши правильно: (не)навидит.
-
Составьте с глаголами словосочетания: садилось, отправился.
-
Составьте предложение с глаголом: исходил.
№28
I вариант
-
Вставьте, где нужно ь: книга нрави..ся.
-
Образуйте от данных глаголов глагол н.ф.: решаю, перечитываю.
-
-тся- или -ться-: книги различаю..ся.
-
Составьте словосочетание с глаголом: прыгать.
II вариант
-
Вставьте, где нужно ь: пошли купа..ся.
-
Образуйте от данных глаголов глагол н.ф.: завишу, перечитаю.
-
-тся- или -ться-: стали различа..ся.
-
Составьте словосочетание с глаголом: бродить.
№ 29
I вариант
-
Определите вид глагола: говорю, сказать.
-
Приведите примеры глаголов совершенного и несовершенного видов.
-
Образуйте от данных глаголов видовую пару: люблю, рубить.
-
Образуйте видовую пару выделите морфему, с помощью которой она образована: выглядываешь.
II вариант
-
Определите вид глагола: хожу, пошёл.
-
Приведите примеры глаголов совершенного и несовершенного видов.
-
Образуйте от данных глаголов видовую пару: поможешь, ночевать.
-
Образуйте видовую пару выделите морфему, с помощью которой она образована: покупает.
№ 30
I вариант
-
Определите время глагола: будем летать.
-
Найдите и выпишите глаголы настоящего времени: прячут, гуляла, сбегает.
-
Образуйте от данного глагола глаголы прошедшего и будущего времени: считать.
-
Определите время глагола, составьте с ним предложение: догнать.
II вариант
-
Определите время глагола: отшумели.
-
Найдите и выпишите глаголы настоящего времени: пью, посчитаю, поглядел.
-
Образуйте от данного глагола глаголы прошедшего и будущего времени: погнаться.
-
Определите время глагола, составьте с ним предложение: мелькать.
№31
I вариант
-
Определить спряжение глаголов: колоть.
-
Найдите глаголы II спряжения: бор..тся, засол..шь.
-
Вставьте пропущенную букву: глупый осуд..т.
-
Подбери глаголы со следующей характеристикой: несов.в., II спряж., наст.вр., 3 лицо.
II вариант
-
Определить спряжение глаголов: ненавидеть.
-
Найдите глаголы II спряжения: обид..шь, хохоч..т.
-
Вставьте пропущенные буквы: умный рассуд..т.
-
Подбери глаголы со следующей характеристикой: несов.в., I спряж., наст.вр., 2 лицо.
№32
I вариант
-
Сделайте морфологический разбор глагола: брить.
-
Выписать постоянные морфологические признаки глаголов: задремлет в пути, любуешься картиной.
-
Сделать полный морфологический разбор глагола из предложения: На полях зазеленеет озимь.
-
Найти в тексте глаголы по их морфологическим признакам: I спр., наст. вр., 3 лицо, мн. ч.
II вариант
-
Сделайте морфологический разбор глагола: слушать.
-
Выписать постоянные морфологические признаки глаголов: починит утюг, читаешь книгу.
-
Сделать полный морфологический разбор глагола из предложения: Пастух выйдет на лужок.
-
Найти в тексте глаголы по их морфологическим признакам: II спр., наст. вр., 3 лицо, ед. ч.
№33
I вариант
-
Поставьте глагол во 2-м лице, ед.ч.: умываюсь.
-
Вставьте пропущенную букву: свистиш.. .
-
Замените глагол 2 лица, мн.ч. глаголом 2 лица, ед.ч.: хлопа..те.
-
Придумайте предложение с глаголом: тащить.
II вариант
-
Поставьте глагол во 2-м лице, ед.ч.: наряжаюсь.
-
Вставьте пропущенную букву: трещиш.. .
-
Замените глагол 2 лица, мн.ч. глаголом 2 лица, ед.ч.: встан..те.
-
Придумайте предложение с глаголом: бродить.
№34
I вариант
-
От данного глагола образуйте формы настоящего времени, будущего времени: влекут.
-
От данного глагола образуйте формы прошедшего времени, будущего времени: говорить.
-
Распредели глаголы в 3 колонки: молчит, позовёшь, воплю.
-
Придумай предложения с глаголами настоящего, прошедшего и будущего времени.
II вариант
-
От данного глагола образуйте формы настоящего времени, будущего времени: плясать.
-
От данного глагола образуйте формы прошедшего времени, будущего времени: разглядеть.
-
Распредели глаголы в 3 колонки: сидим, спешите, отстанут.
-
Придумай предложения с глаголами настоящего, прошедшего и будущего времени.
№35
I вариант
-
Допишите окончание существительного, определите падеж: стоял на площад.. .
-
Вставьте пропущенную орфограмму и укажите проверочное слово: о ненас..ном дне.
-
Разобрать слово по составу: переборка.
-
Произведите фонетический разбор слова: яма.
II вариант
-
Допишите окончание существительного, определите падеж: стоял на площадк.. .
-
Вставьте пропущенную орфограмму и укажите проверочное слово: прелес..ная погода.
-
Разобрать слово по составу: забежала.
-
Произведите фонетический разбор слова: бью.
№ 36
I вариант
-
Составьте словосочетание из указанных слов: (осенние) листьями.
-
Расставьте недостающие знаки препинания: Перестал идти дождь и выглянуло солнышко.
-
Составьте схему предложения: Я зашёл в лес и услышал птичье пение.
-
Разберите предложение синтаксически: Утреннее солнце осветило дома.
II вариант
-
Составьте словосочетание из указанных слов: (рябина) кисти.
-
Расставьте недостающие знаки препинания: В зелени кустов прятались ежи зайцы.
-
Составьте схему предложения: Яблоко упало и покатилось.
-
Разберите предложение синтаксически: Наступил вечер.