Конспект урока по русскому языку на тему: Неологизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 8


Тема: Неологизмы* (с презентацией)


Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

М/п: извлекать информацию из словарей (толкового словаря, словаря иностранных слов), перерабатывать и преобразовывать

информацию (вопросы, схема, ключевые слова), воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Предметные:

2ЛР: расширять активный и потенциальный словарный запас на основе усвоения значений неологизмов.

6ЛР: опознавать неологизмы, объяснять их значение, правильно и уместно употреблять в речи.

8ЛР: развивать чувство языка на основе работы с авторскими неологизмами, выявлять художественную роль авторских неологизмов.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Синтаксическая пятиминутка.

Письмо по памяти (можно использовать материал предметного диска - письмо по памяти. Предложение для записи, к § 2).

На слайде представлено предложение.

Ученики воспринимают предложение зрительно, затем пишут его

по памяти.

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

- Откуда эти строки?


- С какой целью, по-вашему, А.С. Пушкин использует в своём стихотворении устаревшие слова?

- Объясните значение слова брань. Подберите к нему однокоренные слова из современного русского языка (оборона, оборонять, оборонительный и др.).

Объяснение постановки знаков препинания (кроме обособления

деепричастного оборота, о котором предупреждает учитель) и изучен-

ных орфограмм.


ТОУУ


Познавательные УУД

1. Владеть навыками аудирования и чтения (ознакомительного, выборочного).



III. Актуализация изученного на основе проверки домашнего задания.


1. Блицопрос (можно использовать материал предметного диска - блицопрос по темам «Слова, заимствованные из других языков» и «Устаревшие слова» к § 2).

- Закончите предложения:

1) Слова из других языков называются …

2) Неполногласное сочетание ра/ла, ре/ле, которым соответствует полногласное оро/оло, ере, - это признак … (старославянизмов).

3) Устаревшие слова - это слова, которые … (вышли из употребления).

4) Если устарело слово и к нему можно подобрать современный синоним, это… (архаизм).

5) Если не существует явление (предмет), то называющее его слово является … (историзмом).

2. Примечание для учителя к проверке домашнего задания.

В балладе В.А. Жуковского «Светлана» встречается много устарев-

ших слов и выражений, среди них наиболее часты устаревшие

формы слов, фольклорные обороты речи, например: злат и нов венец, им лишь красен свет, свечка чуть лиет сиянье, венчальну песнь, судьбина, ворота тесовы, повода шелковы, кони пышут дым ноздрями, буди взят могилой, тёмну даль, вкруг метель, скрыпит, серьги изумрудны, затворены очи, утоли мою печаль, руки охладелы, крилы, мчат на крылах, приятны взоры, звонки чаши, многи леты, на лоне луга и т.д.


Если ученик при выполнении домашнего задания выпишет какие-то из них, необходимо прокомментировать особенности этих слов и

выражений и, конечно же, не снижать оценку за домашнюю работу.

Из баллады учащиеся могут выписать, например, следующие устаревшие слова:

Историзмы - (песенки) подблюдны, (песни) круговые, светлица.

Архаизмы - ярый (воск), плат, при святом налое, обитель, пуще,

вран, (кони) борзые, из очей, (белою) запоной, спасов лик, перси, очи,

(луч) денницы, лик, кручина, (снежный) прах, провиденье, зиждителя закон.

Старославянизмами являются: плат, вран, прах.

ТОУУ


IV. Введение в тему с формулировкой задач урока.



Работу можно проводить по учебнику или воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_6kl_ur8).

Работа по учебнику в рубрике «Определяем проблему урока».

Ученики определяют значение слов, обращаются к толковому словарю и словарю иностранных слов (в классе должно быть несколько словарей для выяснения значений новых слов), выявляют группы слов (устаревшие и новые), знакомятся с понятием «неологизмы» и формулируют задачи урока.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать задачи урока.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных словарей.

2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).


V. Открытие новых знаний.


1. Работа с материалом рубрики «Открываем новые знания».

Упр. 47 - ознакомительное чтение текста с целью выявления новой

информации (неустойчивость, кратковременность понятия «неологизм»).

2. Чтение определения в рамке.

- Запишите ключевое слово урока (тему).

- Каким по происхождению является слово «неологизм»?

- Составьте обобщающую схему «Лексика активного и пассивного состава» с учётом устаревших слов (можно использовать материал предметного диска - схему «Лексика русского языка по степени современности (активности)» к §2):



ПО СТЕПЕНИ СОВРЕМЕННОСТИ

Конспект урока по русскому языку на тему: НеологизмыКонспект урока по русскому языку на тему: Неологизмы



устаревшие слова новые слова

Конспект урока по русскому языку на тему: НеологизмыКонспект урока по русскому языку на тему: НеологизмыКонспект урока по русскому языку на тему: Неологизмы




архаизмы историзмы неологизмы

Конспект урока по русскому языку на тему: НеологизмыКонспект урока по русскому языку на тему: Неологизмы


общеупотребительные авторские



3. Ответы на вопросы после текста в рамке.

Ученики устанавливают связь между исконными и заимствованными словами с лексикой активного и пассивного состава (устаревшими словами и неологизмами).

Можно эту связь подтвердить схемой с примерами (можно использовать материал предметного диска - схему «Связь лексики по происхождению и степени современности» к § 2):


Конспект урока по русскому языку на тему: Неологизмы

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).


Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.


VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


1. Тренировочные упражнения.

Упр. 48 - развиваются умения определять значение неологизмов (расширяется словарный запас); устанавливать способ образования неологизмов и группировать их по способу словообразования.

Задание можно выполнять в группах. Результаты записывают на доске (от 1-й группы один способ, от 2-й - другой и т.д.).

Упр. 49 - развивается умение находить авторские неологизмы.

Выполняется устно. Ключевое слово «арбатство».

Письменно производится морфемный разбор слов арбатство, братство, дворянство.

Методическая рекомендация. При работе над упражнением учитель может дать учащимся понятие «авторский неологизм» и объяснить, что в художественной литературе встречаются именно такие неологизмы, которые используются как средство художественной выразительности. Они, как правило, не входят в речевой обиход, не становятся общеупотребительными.


2. Упр. 50 - развитие устной учебно-научной речи (составление рассказа на лингвистическую тему с опорой на план).

Можно провести как мини-зачёт с помощью консультантов.


3. Коллективный разбор компетентностной задачи (после упр. 50).

Ученики читают задачу, разбиваются на группы (по интересам),

выбирают руководителя группы (проекта), распределяют роли (сбор

материала (слов и иллюстраций), толкование слов, составление презентации, защита проекта - выступление перед классом).


4. Дополнительно.

Слуховой выборочный диктант.

Задание: выпишите из данных предложений авторские неологизмы, объясните их значение.


1) Я крикнул солнцу:

«Погоди!

послушай, златолобо,

чем так,

без дела заходить,

ко мне

на чай зашло бы!»


2) Пойдём, поэт,

взорим,

вспоём

У мира в сером хламе.


3) Устанет то,

и хочет ночь

прилечь,

тупая сонница.


4) Захочет покоя уставший слон -

царственный ляжет в опожаренном песке.


5) Зверю холодно зимой.

Зверик из Америки.

Видел всех.

Пора домой.

До свиданья, зверики!


6) По пляжу

впластались в песок

и в ленивости

Купальщицы млеют, млеют купальщики.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Извлекать информацию из словарей разных типов.


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.


VII. Итог урока.

- Допишите ключевые слова урока (неологизм, авторский неологизм).

- Попробуйте придумать свой (авторский) неологизм.


- Что нового узнали на уроке? Чему научились?

- Какие трудности встретились?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

- Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.


ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



Жизненная задача (задание на перспективу - примерно на 2 недели) с промежуточными отчётами руководителей групп о ходе работы.


Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ

Умение создавать и использовать в практической деятельности электронные ресурсы.


© ООО «Баласс», 2013 Страница 7


© 2010-2022