- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Работа с одаренными детьми в системе филологического образования
Работа с одаренными детьми в системе филологического образования
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сальникова М.В. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
М.В. Сальникова
МОУ «СОШ пос. Уральский» Свердловской области
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
Развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.
Одной из основных задач учителей является развитие личности учащихся, их способностей. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» подчеркивается необходимость ориентировать образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей - одно из преоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Особенно большая ответственность в реализации государственной политики по развитию современного российского общества лежит на образовании, в частности, на учителях. Школа создает такое пространство, в котором отдельно взятый ребенок может найти свою нишу, успешно реализовать свои умения и способности.
В начале статьи стоит остановиться на таких понятиях, как: «одаренность» и «одаренный ребенок». Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в 1998 г. в рамках федеральной целевой программы «одаренные дети» Минобразования РФ: «Одаренность - это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми», «одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Повышения эффективности работы с одаренными детьми можно достичь при условии решения комплекса задач, направленных на формирование компетенций и внедрение современных образовательных технологий.
Часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Но выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
-
учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
-
учащиеся с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки;
-
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
В работе с талантливыми учащимися следует руководствоваться следующими принципами:
-
принцип индивидуального подхода в обучении;
-
принцип свободы выбора учащимся помощи учителя , наставничества;
-
принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
-
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-
принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в обучении;
-
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Работа преподавателя с одаренными учащимися должна настраивать их на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Важен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
-
осознание важности этой работы педагогом и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
-
создание и постоянное совершенствование методической системы в работе с одаренными учащимися;
-
признание педагогом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из важных направлений в работе;
-
понимание роли педагога в работе с одаренными учащимися: взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки.
Формы и методы развития одаренности школьников по русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности.
Одним из главных направлений в моей работе с одаренными, талантливыми учащимися является организация их научно-исследовательской и проектной деятельности.
«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - писал Л. Н. Толстой.
Использование мною в учебной и внеклассной работе проектно-исследовательской деятельности обусловлено тем, что в силу своей дидактической сущности она позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, добывать и анализировать необходимую информацию.
Примерами организации исследовательской деятельности учащихся на моих уроках русского языка и литературы являются
урок - исследование («Что важнее гласные или согласные звуки?», «Что мы можем узнать о слове по словарям?», «Влияние эпохи на творчество поэтов и писателей»);
мини-исследование на уроке ( «Как отличить многозначные слова от омонимов?», «Есть ли в стихотворении В.Маяковского «Скрипка и немножко нервно», то, что позволяет считать его сатирой?»);
проблемная ситуация, проблемные вопросы ( «Почему в словах «коса» и «косить» пишется буква О ?»);
домашние задания исследовательского характера ( «Как взаимосвязаны биография А.А. Ахматовой и темы ее творчества?»).
Внеурочная научно-исследовательская и проектная деятельность моих учащихся в данном учебном году развивалась по следующим направлениям:
исследовательские работы учащихся («Почему Урал назван Уралом?», «Русская литература - источник духовности и нравственности русского народа», «Особенности «трехмерной» системы образов романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др.);
учебные проекты («Памятники книге», «Пушкин и Гоголь», «Литературные места России»);
выступления учащихся в школьной научно-практической конференции
о результатах научно-исследовательской и проектной деятельности;
участие учащихся во Всероссийских конкурсах исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку» и «Созидание и творчество» (г. Обнинск);
в школьных и муниципальных олимпиадах;
всероссийской олимпиаде по русскому языку «Олимпус» (г. Калининград);
междисциплинарной олимпиаде школьников по комплексу предметов «Гуманитарные и социальные науки» в рамках конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность» (г. Санкт-Петербург).
Большую роль в развитии одаренности учащихся играют также нетрадиционные формы урока: уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал и развивают свои способности.
Особенно удачно прошли уроки по литературе: «Суд над Родионом Раскольниковым», урок - конференция «Поэзия мысли и поэзия души в творчестве поэтов серебряного века», урок - конкурс чтецов «Это все мне родное и близкое»; интегрированный урок (история - литература) «Мир в свете подвига: проза о войне 1941-1945 годов»; по русскому языку: «Бал в королевстве Фонетика», «Путешествие в 19 век» (тема «Историзмы и архаизмы»).
Одной из основных задач в работе с одаренными детьми является развитие творческих способностей учащихся, чему способствует их участие в различных творческих конкурсах.
В данном учебном году мои учащиеся участвовали в творческих конкурсах:
региональный литературный конкурс «Вдохновение», организованный ярославской юношеской библиотекой им. Н.А. Некрасова и правлением ярославского отделения «Союза российских писателей»;
всероссийский интернет-конкурс «Волшебное перышко» («Дети-66.ру»);
всероссийский дистанционный конкурс «Призвание» (ДТЦ «Академия успеха»);
всероссийский дистанционный конкурс «Веселая пора, очей очарованье» (образовательный портал «Продленка»);
всероссийский дистанционный конкурс «Новогодняя сказка» (образовательный портал «Продленка»);
всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»
( по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, под патронажем Саввино-Сторожевского монастыря, при поддержке Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Московской области);
конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность» (Российская Академия образования, Конгресс петербургской интеллигенции, «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт - Петербург);
международный конкурс «Купель» по работам А.В. Костюнина.
Результатами участия учащихся в данных конкурсах стали Дипломы победителей, призеров и участников конкурсов. Хочется отметить, каких бы результатов не достигали учащихся в творческих конкурсах, главное то, что у них формируется гражданская активность; повышается читательская культура; углубляются приобретенные на уроках знания, умения, навыки; активизируется познавательная деятельность; пробуждаются творческие интересы и способности.
Учащимся важно видеть результаты своей исследовательской, проектной, творческой деятельности не только в виде Дипломов и Грамот, но и представленными в СМИ. Работы моих учащихся были опубликованы в классной и школьной литературных газетах, областной газете для детей и подростков «Новая эра», всероссийском альманахе «Волшебное перышко», в электронном СМИ социальной сети работников образования nsportal.ru (проект «Алые паруса»).
« Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем», - писал О.Уайльд. Цель настоящего учителя - создать условия для самовыражения всего самого лучшего своим ученикам.