Разработка внеклассного мероприятия Сказка о слове

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие 5 класс


СКАЗКА О СЛОВЕ

Цель: повторить теоретические знания и практические умения учащихся по русскому языку, развивать сообразительность, творческие способности учащихся, прививать интерес к языковым явлениям.

Вступительное слово учителя:

Знаете ли вы, что такое слово? Конечно, вы все сразу ответите утвердительно. Но мне кажется, что это не так, я не сомневаюсь, что вы знаете много слов, но сегодня нужно ответить на вопрос, что мы называем словом, как оно устроено, каким образом «сотрудничает» с другими словами, какую роль играет в общении людей.

Вопрос «Что такое слово?» издавна интересовал ученых - языковедов, они предлагают несколько сот определений. Мы же ставим задачу сообща прийти к единому мнению.

Кукольный спектакль

Действующие лица:

Слово колобок Словообразование

Фонетика Морфология

Лексикология Синтаксис

Было это или не было, но говорят, что было: выпало из сказки (а из какой - догадайтесь сами) слово колобок и покатилось по дороге. Катится колобок, катится, а навстречу ему Фонетика.

  • Ты кто?- спрашивает.

  • Я слово,- отвечает колобок.

  • Какое слово?


  • Ко-ло-бок.

  • Вот теперь я слышу, что ты слово: все твои звуки звучат, как им положено, и ударение на своем месте стоит. Звучи так и впредь!

Колобок покатился дальше. Долго ли, нет ли он катился, но остановила его лексикология.

  • Ты кто?- спрашивает.

  • Я слово,- гордо отвечает колобок.- У меня есть свой звуковой облик. Вот послушайте, как я красиво звучу: ко-ло-бок!


  • Ну,- улыбнулась Лексикология,- для слова этого мало. Ло-ко-бок тоже звучит неплохо, но словом это сочетание звуков не назовешь, потому что оно не имеет смысла. Слово обязательно должно иметь значение. Ты действительно слово, потому что обозначаешь небольшой круглый хлебец-ведь так?

  • Так,- согласился колобок,- Как же вы догадались?

  • Я много знаю и о тебе, и о других словах, приходи ко мне в гости -расскажу.

  • Спасибо,- ответил колобок и покатился дальше, но вскоре дорогу ему преградило Словообразование:

- Ты кто?- спрашивает.

- Я слово колобок.

  • А как ты устроен, кто твои родственники?

  • Не знаю,- растерялся колобок.

  • Не огорчайся, это мы сейчас выясним,- проговорило Словообразование и надело очки.

- Так вот, приятель, ты образовано от старого слова колоб (круглый хлеб) с помощью суффикса-ок, который внес в твою основу признак «маленький», как в словах дубок, лесок. Вот почему ты обозначаешь «маленький круглый хлебец» (колесо). Теперь тебе понятно, кто твои предки?

Обрадовался колобок:

-Вот какие у меня родственники! И весело продолжил свой путь. Вдруг видит: стоит на дороге Морфология. Остановился колобок, а Морфология спрашивает:

  • Ты кто?

  • Я слово колобок.

  • А какая ты часть речи?

  • Никакая. Я просто слово.

  • Так не бывает,- строго заметила Морфология.- Каждое слово -непременно какая-то часть речи: есть слова самостоятельные, есть служебные, а есть и междометия. И у каждой есть свои грамматические признаки. Без этого ни в одно предложение не примут - так и будешь в одиночестве по дороге кататься.

- Что же делать?- огорчился колобок.

- А ты помни, что ты имя существительное. Есть у тебя и род, и число,
и падеж.

Не успела Морфология договорить, как на дороге возник Синтаксис:

- Вы уж простите, но я слышал ваш разговор. Правильно Морфология сказала: грамматические признаки помогают словам включаться в предложение, в нем у каждой части речи свои роли.

  • А у меня какие роли? - робко спросил колобок.

  • Ну, если ты имя существительное, то можешь быть и подлежащим, и дополнением, да и другая работа для тебя найдется. Так что возвращайся в свою сказку, да и займись-ка делом.

Колобок покатился не дальше, а поспешил назад, потому что каждое слово должно стоять на своем месте. Тут и сказке конец.

Учитель: Какие значения имеет слово для разных наук? Вывод: Слово- это звуковой комплекс, наполненный смыслом и грамматически оформленный.

А сейчас выполним задания. Приглашаю вас в игротеку. Класс делится на группы.

1. Слово и звук

1.Метаграммы (чтобы отгадать их, нужно заменить в слове один звук-другим.) - На мне качаясь, птичка весела,

И чувствует она себя прекрасно.

Да, с в для птички я мила,

Но с с я для нее порой опасна, (ветка- сетка)

- Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к на ц перемени -

Я по болоту зашагаю, (капля - цапля)

2.Кто следующий ? Замените в слове первый звук, образуя новое слово. Гайка (зайка, байка, чайка, лайка, пайка, шайка).

3.Только один шаг. С какой стороны букве в встать к слову вход, чтобы получить новое слово (вход- вдох).

2. Слово и морфема.

1.Шарады (сложить слово из составных частей).

- Меня ты увидишь в лесу под сосною,
Положишь в корзину, захватишь с собою.
Мой корень по цвету с лисицею схож,

А суффикс ты в маленьком доме найдешь. (Рыжик, домик).

- Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс - как в слове дневник,

Целым же в космос проник. (дорога=путь, спутник).

2.Вместе с дачей. Слева от этой дачи поставьте «забор» из 5 предлогов, чтобы она образовала новое слово: С ПО ОТ ЗА У

3. Слово и его значение.
Кроссворд.

4. Слово в морфологии - Написать части речи.

- Какими частями речи могут быть слова стих, печь, жаркое, стекло.

5. Слово в словосочетании

Составьте словосочетания со словом трава. Прилаг.+ сущ. Глаг.+ сущ. Сущ.+ сущ.

6.Слово в предложении

Составьте из данных слов предложения повествовательное, вопросительное, побудительное.

Мама, купила, я, платье, красивый.

В повествовательном предложении подчеркнуть члены предложения.

7. Развернутый лингвистический ответ «Что такое слово?»
В команде по цепочке пишут рассказ о слове.

Слово - единица языка. Это звуковой комплекс. Состоит из морфем. Выполняет назывную функцию (называет предметы, признаки, явления, действия), имеет самостоятельное значение. Входит в состав словосочетаний, называя действия, предметы, явления более точно. Входит в состав предложения, осуществляет в нем функцию общения.

5


© 2010-2022