Календарно-тематическое планирование по предмету Русский язык (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Пояснительная записка.

В школе для умственно-отсталых детей в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе упражнений формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививают навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и до.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др).

Продолжается формирование графических навыков у учащихся, главным образом уделяется внимание четкому и аккуратному письму.

Учащиеся должны:

- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитании личности.

Правовая база:

1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им.А.И.Герцена от 03 апреля 2015 года.

4. СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

5. СанПин 4076-86 "Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии".

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014г.

5 класс

составлено на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

учебник: «Русский язык 5класс» В.В.Воронкова, М: «Просвещение» 2005г.

(4 ч. в неделю, 136 ч. в год)

Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ. Части речи: Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2,3-м склонениях существительных.

Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки • учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

  • обозначать мягкость согласных буквой Ь;

  • разбирать слово по составу;

  • выделять имя существительное как часть речи;

  • строить простое распространенное предложение;

  • связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит;

  • способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Словарь

Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).





Разделы,

темы уроков



Кол-во часов



ЗУНы

Планируемая дата

Фактическая дата



Примечачание. Практическая работа

I

Повторение

14

Знать:

- связь слов в П*;

- главные и второстепенные члены П;

- виды П по интонации;

- гласные и согласные звуки;

- твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; их правописание;

- гласные ударные и безударные; их правописание;

- алфавит

Уметь:

- составлять и распространять П;

- видеть связь слов в П;

- различать П по интонации;

- применять правило написания звонких и глухих согласных на конце слова;

- изменять форму слова для проверки написания безударной гласной в корне

1

Предложение. Главные члены П*

3

С 3-8

2

Р/р.* Составление рассказа

1

С 8 упр. 21

3

Контрольные вопросы и задания

1

С 8-10

4

Звуки и буквы

2

С 11-13

5

Ь на конце и в середине слова

2

С 13-15

6

Звонкие и глухие согласные

1

С 15-17

7

Безударные гласные в корне слова

3

С 17-18

8

Алфавит

1

С 18-19

II

Состав слова

39

Знать:

- состав слова;

- правописание приставок и предлогов;

- правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова;

- разделительный твердый знак

Уметь:

- образовывать новые слова

при помощи приставок и суффиксов;

-различать приставку и предлог;

- подбирать проверочные слова к безударным гласным и глухим и звонким согласным в корне слова;

- определять случаи написания разделительного твердого знака







1

Корень и однокоренные слова

3

С 20-25

2

Р/р. Составление рассказа

1

С 25 упр. 67

3

Окончание

2

С 26-27

4

Р/р. Составление рассказа по плану

1

С 28 упр. 72

5

Приставка

3

С 29-33

6

Суффикс

3

С 34-39

7

Р/р. Составление плана рассказа

1

С 38 упр. 97

8

Контрольные вопросы и задания

1

С 40

9

Диктант, анализ

2


10

Правописание безударных гласных в корне слова

3

С 40-48

11

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

3

С 48-52

12

Р/р. Составление рассказа по вопросам

1

С 51 упр. 127

13

Правописание согласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные

2

С 53-57

14

Непроизносимые согласные

2


С 57-62

15

Р/р. Рассказ

1

С 62 упр. 161

16

Контрольные вопросы и задания

1

С 63-64

17

Диктант, анализ

2


18

Правописание приставок. Приставки и предлоги

3

С 64-70

19

Ъ после приставок

2

С 70-73

20

Контрольные вопросы и задания

1

С 73

III

Части речи

58

Знать:

- общее понятие о частях речи;

- понятие об имени существительном;

- собственные и нарицательные сущ-е*;

- одушевленные и неодушевленные сущ-е;

- число, род сущ-х;

- изменение сущ-х по падежам;

- понятие о 1, 2, 3 склонениях сущ-х;

- единообразное написание ударных и безударных окончаний сущ-х 1-го, 2-го склонения;

- правописание падежных окончаний сущ-х 3-го склонения

Уметь:

- различать части речи по вопросам и значению;

- изменять сущ-е по числам;

- различать род сущ-х;

- различать падежи по вопросам;

- определять склонения сущ-х;

- применять правила написания падежных окончаний сущ-х 1, 2, 3 склонения;

- одновременно склонять сущ-е, относящиеся к разным склонениям






1

Части речи

2

С 74-82

2

Р/р. Составление рассказа

1

С 80 упр. 207

3

Контрольные вопросы и задания

1

С 83

4

Имя существительное

3

С 84-88

5

Р/р. Краткое изложение по вопросам

1

С 88 упр. 226

6

Собственные и нарицательные сущ-е

3

С 89-94

7

Р/р. Письмо

1

С 92 упр. 233

8

Одушевленные и неодушевленные существительные

2

С 95-97

9

Р/р. Составление рассказа по плану

1

С 97 упр. 243

10

Число имен существительных

2

С 98-101

11

Контрольные вопросы и задания

1

С 101

12

Род имен существительных

2

С 102-106

13

Правописание существительных ж, м рода с шипящей на конце

3

С 106-110

14

Р/р Рассказ

1

С 110

15

Изменение существительных по падежам

1

С 111-115

16

Им. падеж

1

С 115-116

17

Р. падеж

1

С 116-117

18

Д. падеж

1

С 117-118

19

В. падеж

1

С 118-119

20

Т. падеж

1

С 119-120

21

П. падеж

2

С 120-122

22

Склонение существительных

3


С 122-130

23

1скл сущ-х в ед. числе

4

С 131-144

24

Р/р. Составление рассказа по картине

1

С 145-146 упр. 380, 381

25

Контрольные вопросы и задания

1

С 146

26

2скл сущ-х в ед. числе

4

С 147-160

27

Р/р. Изложение по вопросам

1

С 161

28

Контрольные вопросы и задания

1

С 162

29

3скл сущ-х в ед. числе

4

С 162-171

30

Р/р. Рассказ по плану

1

С 168 упр.453

31

Падежные окончания сущ-х

3

С 171-178

32

Контрольные вопросы и задания

1

С 179

33

Диктант, анализ

2


IV

Предложение

10

Знать:

- главные и второстепенные члены предложения;

Распространенные и нераспространенные предложения;

- однородные члены предложения;

- знаки препинания при однородных членах

Уметь:

- находить и выделять главные и второстепенные члены предложения;

- определять однородные члены предложения;

- находить однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены;

- ставить знаки препинания при однородных членах с союзом и без союза И

1

Предложение. Главные члены предложения

1

С 180-183

2

Второстепенные члены предложения

1

С 183-185

3

Нераспространен-ные и распростра-ненные П

1

С 186-190

4

Р/р. Рассказ по рисункам

1

С 191 упр. 507

5

Однородные члены предложения

3

С 192-200

6

Контрольные вопросы и задания

1

С 200-201

7

Диктант, анализ

2


V

Повторение пройденного

14

Знать:

- пройденные темы за год

Уметь:

- использовать орфографические знания и навыки для правильного написания слов;

- разбирать слово по составу;

- образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;

1

Повторение пройденного

10

С 202-217

2

Р/р. Изложение по плану

1

С 211 упр. 553

3

Р/р. Краткий пересказ

1

С 214-215 упр. 559

4

Р/р Рассказ-описание

1

- видеть и выделять имя существительное;

- расставлять знаки препинания при однородных членах предложения

С 215 упр. 561

5

Р/р Изложение

1

С 216-217 упр. 563

VI

Контрольный диктант

1


Сокращения: П* - предложение; сущ-е* - существительное; Р/р* - развитие речи



© 2010-2022