Открытый урок литературы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»

"Описание материала: "Это урок мужества и патриотизма. Всё подтверждает это: и оформление класса, и выразительное чтение стихотворений о войне, и искренние ответы учеников на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы не было войны?» Великая Отечественная война явилась составной частью второй мировой войны. 22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны внезапно напала на Советский Союз. Наряду с историческими справками на уроке звучали поэтические и прозаические художественные тексты. Урок ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок литературы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления

Открытый урок литературы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»


Открытый урок литературы в 7 классе


ПРАВДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЗЕРКАЛЕ ПОЭЗИИ

Открытый урок литературы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»Открытый урок литературы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»Открытый урок литературы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»

Разработчик - учитель русского языка и литературы Жогова Рашида Исмаиловна


Открытый урок литературы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»




КАРАГАНДА

2013 год

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии», посмотреть на войну через призму литературы, развивать навыки слушания, способствовать осознанию учащимися войны как преступления, содействовать воспитанию патриотических чувств, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Тип урока - урок объяснения нового материала.

Наглядность и дидактический инструментарий: страницы устного журнала, цитаты, слайд-шоу, диск «Песни военных лет»

Форма урока - устный журнал

Межпредметная связь - искусство, история

Ход урока: I. Организационный момент.

II. Психологический настрой.

Дорогие ребята! Уважаемые коллеги!

Связь настоящего с прошлым неразрывна. Хотя все отдаленнее эхо грозных лет, но никогда не изгладится Великая Отечественная война из памяти людей, так как неизмеримо высокой ценой досталась Победа. Не забывайте об этом, люди.

Мир создан для радости и счастья,

А не ради притеснений и войны!

III. Целеполагание.

Ребята! Мы с вами уже не раз касались темы войны: во время чтения отрывков из романа-эпопеи «Война и мир», в том числе и отрывка «Подвиг капитана Тушина», во время чтения поэмы «Полтава». Сегодняшний урок «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии» целиком посвящен этой теме.

IV. Объяснение нового материала

Наш урок в форме устного журнала состоит из 3 страниц:

  1. «Час мужества пробил на наших часах…»

  2. «Ах, война, что ты, подлая, сделала?»

  3. « Героев рождает казахская степь…»

Эпиграф

Война и физически и нравственно отвратительна; она не только насилует здравый смысл, опошляет всякие

идеи, толкает на всяческие преступления, но и развивает все дурные инстинкты: себялюбие доходит до жестокости,

жестокость - до садизма.

Анри Барбюс

1 страница.

«Час мужества пробил на наших часах…»

Великая Отечественная война явилась составной частью второй мировой войны. 22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны внезапно напала на Советский Союз. В тот же день была объявлена мобилизация военнообязанных, введено военное положение в республиках и областях европейской части Советского Союза.

Начало войны потрясло души, сломало привычный быт, стало своеобразным рубежом зрелости. Это был воистину «час мужества», рубеж зрелости всего народа.

Чтение стихотворений наизусть учащимися:

  1. Молдабеков Дидар «Мужество» А. Ахматовой

  2. Башенова Дина «Баллада о герое»

  3. Муканова Камилла «Над полями, над лесами» Ю. Хазанова

  4. Зорлыкбаева Динара «За утратою - утрата…» Юлии Друниной

  5. Абенов Ауез «7 ноября 1941 г.»

  6. Шешембекова Мадина «Бери шинель, пошли домой…» Булата Окуджавы

  7. Нурумбетова Рауана «О войне стихов я не писала…»

Прошу всех минутой молчания почтить память героев, павших во время Великой Отечественной войны.

2 страница

«Ах, война, что ты сделала, подлая…»

Эта война - одна из самых жестоких, так как погибло много людей - свыше 20 миллионов. Враг разорил и сжег около двух тысяч городов и более 70 тысяч деревень и сел. Было уничтожено около 32 тысяч промышленных предприятий.

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли -

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли,

За солдатом - солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы,

Будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Чтение стихотворений наизусть учащимися:

  1. Шалабаева Адина «Ветер войны» С. Кадашникова.

  2. Михайлов Геннадий «На фотографии в газете» Риммы Казаковой.

  3. Цой Камилла «Варварство» М. Джалиля.

  4. Иргебаева Жанна «Фронтовая встреча».

  5. Ныгызбаева Шынар «Во имя свободы» С. Сеитова

  6. Борискин Денис «Перед атакой» С. Гудзенко

Ах, война, что ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб -

Разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги -

Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

А чем измерить слезы матерей, детское горе?

Послушайте стихотворение, которое сочинила

  1. Батырбекова Айгерим «Война» (приложение 1)

Чтение стихотворений наизусть учащимися:

  1. Сайранов Амир «Назови меня именем светлым» А. Яшина

  2. Махамбаева Венера «Он» А. Вертинского

  3. Ермекова Марал «Победа»

3 страницу

«Героев рождает казахская степь…»

подготовили ученики:

рассказывает Махамбаева Венера:

НУРКЕН АБДИРОВ

Нуркен Абдиров за 17 боевых вылетов уничтожил 18 фашистских танков, 46 грузовых машин и повозок. 19 декабря 1942 года бесстрашный летчик вместе со стрелком-радистом Сашей Комиссаровым совершил свой последний вылет, обессмертивший их имена. Участвуя в налете, Нуркен вывел из строя 6 танков, несколько дзотов, 2 точки зенитной артиллерии. Но его самолет загорелся. Спастись было невозможно. И тогда Абдиров вместе с Александром Комиссаровым в одном порыве ринулись в свое последнее пике - в скопление фашистских танков, вспыхнув алым факелом в героической легенде народной славы.

Михайлов Геннадий:

Вдаль уходят годы боевые,

Время поименный счет ведет.

Где вы, где вы, неба часовые,

Первыми ушедшие в полет?

Край родной любил Нуркен Абдиров,

Небо по-гвардейски защищал.

Он в сердцах, он в звездном мире,

Только передал друзьям штурвал.

Байзулла Акижанов

Рассказывает Башенова Дина:

БАУЫРЖАН МОМЫШУЛЫ

В 1932 году Бауыржан Момышулы был призван на военную службу. Он проходит службу в различных уголках Советского Союза, занимая должности от командира взвода до полковника. За отвагу, проявленную на фронтах Отечественной войны, Бауыржан Момышулы награжден орденами и медалями.

В литературу Бауыржан вошел необычно. Впервые познакомились с ним как с героем повести Александра Бека «Волоколамское шоссе». Главным действующим лицом этой повести был офицер-панфиловец, герой обороны Москвы Бауыржан Момышулы.

Послушайте песню «Герой». 100-летию Бауыржана Момышулы посвящается.

Премьера песни «Герой» Автор слов и музыки - учитель русского языка и литературы Жогова Р.И.(приложение 2)

V. Информация о домашнем задании. Все стихотворения, которые вы читали, написаны поэтами, которые либо сами воевали на фронте (как С. Гудзенко, Ю. Друнина), либо являлись армейскими корреспондентами (как К. Симонов), либо не могли пройти мимо этой темы - так она задевает за живое сердце и душу. На с. 127 прочитайте стихотворение В. Высоцкого «Песня о Земле», а на с. 128 вопрос № 5 (ответить письменно).

VI. Рефлексия. Эссе.

Не надо никому доказывать, что война - это зло. Что надо делать, чтобы не было войны?

Ответы учащихся.

VII. Итог урока. Оценивание.

За выразительное чтение наизусть стихотворений о войне - 10 баллов.

Все знают, что война - это зло. Почему же войны не прекращаются? У меня нет ответа на этот вопрос. Но то, что надо прилагать все усилия, чтобы не было

войны, - в этом я твердо убеждена. Все в мире зависит от каждого от нас.
































Война.… Как много звуков

В этом слове!

Как много страхов и смертей,

Как много обездоленных детей!

Война…. А почему страдают дети?

Нет ничего страшней на свете

Слез детских и слез наших матерей.

Давно окончилась война,

Но слёзы льются до сих пор,

Ведь столько жизней унесла она -

Война - и ужас, и позор!

Мы будем вечно благодарны

Погибшим, счастье подарившим нам.

Пусть солнце светит лучезарно!

Да будет проклята война!


Батырбекова Айгерим, ученица 7 класса

Открытый урок литературы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»





ГЕРОЙ


Посвящается Бауыржану Момышулы*

Открытый урок литературы «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии»

Батыр** Бауыржан - защитник Москвы,

Батыр Бауыржан - писатель и воин.

Тобой восхищаемся мы.

Славы героя достоин!


Героев рождает казахская степь,

Всегда, когда поддержит Отан***,

Готовых и смерть одолеть.

Один из них - батыр Бауыржан.



В боях во время Народной войны

Сражался отважно и был награжден

Медалями, орденом Красной Звезды,

Свинцом и огнем закален.


Воином быть - высокое званье!

И в ратном искусстве вершина взята.

Полковником вышел в отставку. Призванье

Писателем быть - такая судьба!



Новый взлет и новый настрой:

Быть писателем - важное дело.

В жизни - герой, в книге - герой

Теперь сам книги пишет умело.


Батыр Бауыржан - защитник Москвы,

Батыр Бауыржан - писатель и воин.

Тобой восхищаемся мы.

Славы героя достоин!




*Бауыржан Момышулы (24 декабря 1910-1982) - участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, панфиловец, участник битвы за Москву, казахский писатель.

** Батыр - казахский богатырь

***Отан - Родина




© 2010-2022