План работы кружка Юный корреспондент

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Новосибирской области

«Новосибирский техникум пищевой промышленности и переработки»


«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

_____________С.В.Яковлева





Программа и тематический план

кружка

«ЮНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ»

на 2013-2014 учебный год








Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

«_02__»___сентября____2013 г.

Протокол №__1_

Председатель ПЦК _____________М.Э.Волкова




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Личностно - развивающее, личностно- ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социальный) проект. Данная программа по обучению теории и практике газетного дела (созданию и выпуску газеты в образовательном учреждении) предназначена для решения одной из приоритетных задач - развитие логического мышления, речи и самостоятельности учащихся через практическую деятельность.

Содержание учебного материала программы соответствует целям гуманизации обучения, обладает новизной для обучающихся, создает условия для активного включения учащихся в окружающую их социальную среду.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности.

Цель программы кружка:

создание в образовательном пространстве условий для реализации творческих качеств личности, развитие речи учащихся во всех областях применения.

Задачи

Обучающие:

  • изучение основ журналистского творчества;

  • получение знаний и умений по созданию печатного издания;

  • освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

  • развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями;

  • развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;

  • развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • развитие навыков установления межпредметных связей;

  • развитие навыка работы со справочной литературой.

Познавательные:

  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

  • развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, компьютерных технологий.

Воспитательные:

  • создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;

  • формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

  • организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;

  • формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

Практикоориентированные:

  • развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества;

  • формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Курс рассчитан на занятия вне расписания уроков. Объем учебного времени - 34 часа. Практическим выходом реализации программы является издание газеты, оформление уголков учебных групп, участие в творческих конкурсах разных уровней..

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА, ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ

Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и языку и ценностям отечественной культуры.

Основные стандарты по русскому языку и литературе предполагают создание «устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно - научной, социально - культурной и деловой сферах общения», «совершенствование коммуникативных способностей».

Чтобы помочь учащимся развить интерес к речевой деятельности, к литературному творчеству необходим курс «Юный корреспондент», который позволит включить ученика в активный процесс речетворчества, познать окружающий мир.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

Содержание программы должно стимулировать литературное творчество, развивающее воображение и внимание к слову, а именно:

1) проблемное изложение теоретического материала, в частности, таких, например, вопросов, как «Жанры публицистики», «Заметка», «Репортаж», «Интервью», «Статья», «Очерк», «Рецензия» и др.;

2) самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в т. ч. и проблемного характера;

3) совершенствование рукописи с определённой точки зрения. ( Например, с т. з. раскрытия основной мысли текста или его построения. При этом используется коллективное или самостоятельное редактирование);

4) рецензирование, в т.ч. взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных учащимися работ;

5) сообщения учащихся как результат проведённых наблюдений над произведением писателя, публициста;

6) устные высказывания (рассказы, отзывы, рецензии, доклады);

7) завершение каждой темы творческой работой (планы сочинений, конспекты высказываний, альманахи на определённую тему, бюллетени, стенгазеты, заметки в районной газете и т. п.).

Структура занятий:

1)Этап введения нового материала (лекция, беседа, сообщение, доклад, наблюдения и т.п.)

2) Упражнения - задачи для закрепления полученных знаний:

а) задания аналитического характера, требующие ответа на вопросы к текстам, планам, материалам;

б) задания аналитико - синтетического характера, ставящие задачу обнаружить недочёты в материалах;

в) задания синтетического характера, в которых предлагается подготовить связное высказывание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Кружок «Юный корреспондент» даёт возможность уделять внимание развитию связной устной речи учащихся: обсуждению высказываний, рецензированию ответов. Работа над рецензией поможет в подготовке к единому государственному экзамену.

Практическая направленность курса в том, что в жизни учащимся потребуется писать доклады, рефераты, письма, заявления, общаться с людьми. Чтобы выполнить эти задачи, необходимо дать ученикам возможность «попробовать своё перо».

Тематический план занятий кружка «Юный журналист»

(34 ч)

№ п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Формы работы

Методы и приемы

1.

2.


3.


4.

5.



6.

7.


8.


9.

10.



11.

12.


13.

14.

15.

16.


.

Цели и задачи курса.

Из истории журналистики.

Общее понятие о журналистике. Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).

История развития журналистики в нашем городе (газета «Вечерний Новосибирск» и другие печатные издания)

Словарь терминов для начинающих журналистов

Знакомство с основными жанрами журналистики:

а) информационные жанры;

б) аналитические жанры;

в) художественно-публицистические жанры;

г) обобщающее занятие по теме.

Деловая игра «Интервью»

Содержание и форма газеты

а) Определение формата, объема, основных рубрик газеты;

б) практическая работа «Структура газетного материала»

в) встреча с главным редактором газеты «Коченёвские вести»

Литературное редактирование.


Развивающая журналистика. Тренинг.

Этапы подготовки материала:

а) определение темы;

б) оформление идеи материала;

в) сбор фактов;

г) анализ фактов и составление плана;

д) написание черновика и корректирование плана.

Деловая игра «Редакция».

Репортаж. Фоторепортаж.


Корреспонденция, статья. Практикум

Технология производства газеты

Практическая работа по выпуску газеты «Переменка» и приложения.

Подведение итогов. Конференция - встреча с читателями газеты.

1



1






2





1





1

1


1


1


2


2








1








1



2









1



1





1



1


1




2


лекция



лекция







Лекция




Индивидуальная и групповая работа

Проектирование работы


Защита проекта


Деловая игра

Анализ материалов периодической печати

Экскурсия. Встреча с журналистом.


«Творческая комната» Практикум. Саморедактиро-вание, взаиморедакти-роване


Тренинг


Практикум. Работа над выпуском газеты







Деловая игра. Групповая работа


Групповая работа. Обзор материалов периодической печати


«Круглый стол»









«Круглый стол»


Словесный, наглядный

Обзор и анализ материалов периодической печати

Словесный, наглядный


Словарная работа

Подбор материалов разных жанров из периодической печати

Словесный, эвристичес-кий


Наглядные, словесные


Наглядные, словесные

Карточки с заданиями




Компьютер, сканер




Цифровая камера, компьютер


Наглядный, словесный

Анализ материалов журнала





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Вводное занятие (1 ч). Знакомство с целями, задачами курса, формами работы. Возникновение и развитие журналистики.

Общее понятие о журналистике (1 ч). Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).

История развития районной журналистики (1 ч).

Из истории создания газеты «Вечерний Новосибирск»

Словарь терминов для начинающих журналистов (1 ч).

Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, бордюр, буклет, верстка. Виньетка, воздух, выпускающий, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика, дедукция, жанр, загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив, концепция, лид, логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет, разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция.

Знакомство с основными жанрами журналистики (4 ч)

Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз.

Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация.

Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра.

Деловая игра «Интервью» (2 ч)

Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми. Определение собственной позиции по отношению к окружающей реальности. Индивидуальная и групповая работа.

Содержание и форма газеты (2 ч)

Определение формата, объёма, основных рубрик газеты.

Встреча с главным редактором газеты «Коченёвские вести»

Практическая работа: «структура газетного материала».

Литературное редактирование (1 ч)

Особенности литературного редактирования. Виды редактирования.

Тренинг «Развивающая журналистика» ( 1 ч)

Учащиеся делятся на группы. Тренинг проводится в игровой форме.

Тематика игровых занятий: «Вариации на тему», «Давай с тобой поговорим», «Как это было», «Я вам пишу», «Образная память», «Эмоциональная память», «Зрительная память» и другие.

Этапы подготовки материала (2 ч)

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

Деловая игра «Редакция» (1 ч)

Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты.

Репортаж, фоторепортаж (1 ч)

Важнейшие особенности репортажа - динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора. Репортаж - одушевлённая информация. Новость в движении.

Корреспонденция (1 ч)

Структура корреспонденции: постановка проблемы - система доказательств - аргументация. Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.

Технология производства газеты (1 ч).

Практическая работа по выпуску школьной газеты (11 ч)

Подведение итогов. Конференция - встреча с читателями газеты (2ч)

Литература для учителя


  1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. - Л.: Лениздат, 1971.

  2. Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. - СПб., 2000.

  3. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно - публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.

  4. О печати: закон РФ.

  5. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. - М., 1986.

  6. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1981.

  7. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002.

  8. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. - М., 1997

Литература для учащихся


  1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980

  2. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. - М., 1997

  3. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969

  4. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.

  5. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая школа, 1989.


План и программу разработала руководитель кружка

______________М.Э.Волкова




© 2010-2022