Конспект урока

Про  ваш сайт узнала от своей коллеги.Организаторам сайта большое спасибо. Теперь  есть уникальная возможность делиться опытом с другими коллегами. Я работаю по учебнику М.М.Разумовской.Мною был разработан урок русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание».  Были поставлены такие цели: 1 – обучающая :организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию учащимися материала о словосочетании и его типах; 2 – развивающая: создать условия  для развития у учащихся саморегуляции в совместной постановке целей урока, оценке своей деятельности; способствовать развитию у учащихся интеллектуальной культуры в анализе, сравнении, обобщении, в умении классифицировать, в выполнении нестандартных заданий; 3 – воспитательная: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, толерантности, взаимопомощи в групповой работе.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе по теме « Словосочетание»

Цели урока:

1 - обучающая

организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию учащимися материала о словосочетании и его типах.

2 - развивающая

создать условия для развития у учащихся саморегуляции в совместной постановке целей урока, оценке своей деятельности;

способствовать развитию у учащихся интеллектуальной культуры в анализе, сравнении, обобщении, в умении классифицировать, в выполнении нестандартных заданий

3 - воспитательная

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, толерантности, взаимопомощи в групповой работе.

1.Мотивация.

-Здравствуйте ,ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте друг друга. Мысленно пожелайте удачи. Я верю , что у нас сегодня всё получится.

-Добрый день!- тебе сказали.

-Добрый день! - ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Актуализация .

-На прошлых уроках вы знакомились с самостоятельными и служебными частями речи. И сейчас проверим , насколько хорошо вы усвоили эту тему. Я предлагаю вам загадки. Слушайте внимательно, чтобы верно ответить.

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное.)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про ...(Глагол.)

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное.)

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное.)

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие. 1-2 примера)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это ? (Предлог).

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- Это ?(Союз).

- Молодцы! Вы справились с заданием.

3. Выявление места и причины затруднения.

( показ слайда №1)

-Прочитайте слова . Соедините их между собой попарно, ориентируясь на их одинаковую орфограмму. Напишите составленные сочетания слов.

-Назовите первую пару и скажите, почему именно их вы объединили.

( честное сердце ) - непроизносимая согласная в корне слова. Проверим: сердечко, честь.

-Какие слова ещё объединили?

( посадить в теплице ( безударные гласные в корне слова) Проверим : посадка, тёплый.

( мечтать всегда) - непроверяемые гласные.

-Назовите составленные сочетания слов.

-Вспомните как называется это языковое явление .( словосочетание)

- Ребята, скажите, чем отличается слово от словосочетания .( слово называет предметы, признаки , действия ; словосочетание более точно называет предметы , признаки, действия)

-Например, слово мяч обозначает предмет. Но если к нему добавить зависимое прилагательное , то получится словосочетание, которое конкретизирует это значение : футбольный мяч, кожаный мяч, волейбольный мяч.

4.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока ? ( словосочетание) Запишем тему урока ( слайд №2)

-Ребята, а что всегда мы определяем после того, как записали тему урока? (цель урока).

- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока . ( повторить, всё что знаем о словосочетании, установить как связываются слова в словосочетании) ( показ слайда №3)

- Для плодотворной работы на уроке, для достижения цели нам необходимо спланировать работу по алгоритму (план действия). Как и зачем мы будем работать, что нового узнаем, чему должны научиться (конечный результат нашей работы).

-Что предполагает урок изучения нового материала? (Познание чего-то нового, изучение нового материала, применение этого материала, оценка и сравнение с эталоном).

- Итак, начнем!!!

5.Изучение нового материала.

- Мы доказали , что слова могут объединяться в словосочетания. В состав словосочетания входит не менее двух слов самостоятельных слов. (запись на доске)

разбор словосочетания)

Смелый человек ( подчинительное)

-Скажите из каких частей состоит словосочетание ( главная и зависимая)

- Найдите главное и зависимое слово.

- Как определить главную и зависимую части словосочетания ? ( по вопросу, вопрос задаём от главного)

-Ребята. Давайте попробуем в этом словосочетании заменить главное слово.

Смелая девочка (подчинительное)

Вывод: согласуются в роде, числе , падеже.

Ноябрь и декабрь ( сочинительное)

-Можно ли в таких словосочетаниях задать вопрос от одного слова к другому? (нет главных и зависимых слов)

-слова равноправны, поэтому словосочетание называется сочинительным.

Вывод : по строению и значению словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные.

Работа с таблицей. (слайд №4)

-Посмотрите на таблицу. Скажите, как связывается зависимое слово с главным ( по смыслу и грамматически)

-С помощью чего устанавливается смысловая связь ? ( по вопросам)

- С помощью чего грамматическая ? ( Предлог, окончание)

- Обратите внимание на третий пример .( только по смыслу)

-Ребята, что вы узнали о словосочетании? ( слайд № 5)

6. Первичное закрепление.

Разбор словосочетаний

Ласковое море, варить кашу, мой друг,

дом бабушки , писать внимательно. ( работа у доски)

Физминутка.

- Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, пошевелили. Приподнялись на носочки , спинки прямые, как можно выше потянулись вверх. Достали пальчиками до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца - и встали на всю ступню, опустили руки. Тихо присели.

7. Самостоятельная работа ( проверка по эталону)

Поздний вечер, смотреть мультфильм, обаятельный человек, любовь к чтению, смеяться весело.

8. Повторение.

Работа с упражнением 271;

Творческий диктант ( по степени сложности), ( выполняется по карточкам)

Работа с таблицей в парах.

Задание

Ответ

Пример

В состав словосочетания входит не менее…

Подчинительное словосочетание состоит из…

По строению и значению словосочетания делятся на…

Связь между словами в словосочетаниях выражается…


Мы конструкторы ( образовать сочинительные словосочетания, записать их.)

Снег ( белый, пушистый) , ландыш ( ароматный, белоснежный) , сочинение (написать , проверить)

Работа по рядам ( согласовать в роде, числе, падеже)

9.Рефлексия.

Кроссворд «Проверь себя»

- Что вы узнали на уроке?

-Подпишите свои работы , оцените свою работу за урок.

- Молодцы! Спасибо !



Творческий диктант

1.Заменить словосочетания существительное+существительное словосочетанием существительное+ прилагательное. Показать главное и зависимое слово.

Берег моря, цепь из железа, опушка леса, ваза из хрусталя, день без радости.


2. Заменить словосочетания существительное+существительное словосочетанием глагол + существительное ( глаголы поставить в форму настоящего времени 2 лица единственного числа) Показать главное и зависимое слово.

Прогулка по лесу, решение задачи, лечение ангины, бег по дороге, разговор о книге.

© 2010-2022