Исследование ( к уроку по рассказу Ф. Абрамова О чём плачут лошади

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 830
_______________________________________________________________________
125362 г. Москва, ул. Большая Набережная, д. 23, тел./факс 491-15-93, E-mail: [email protected]

Окружной конкурс проектных и исследовательских работ
«Будущее Северо-Запада»

Номинация «Искатели».

Направление образовательные проекты и исследования

Секция филология (русский язык и литература)

Тема: «Конь златогривый»

в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»

Автор: Курбанова Зари Имдат кызы, 8 «А» класс

Руководитель работы:

Дмитриева Галина Евдокимовна, учитель русского языка и литературы



Москва 2012 год

АННОТАЦИЯ

Городская жизнь наполнена шумом и суетой. Мы, живущие в условиях мегаполиса, окружённые со всех сторон асфальтом и бетоном, часто не представляем себе другой жизни и зачастую узнаём о ней из художественной литературы. Рассказ Фёдора Абрамова «О чём плачут лошади» переносит нас в другой мир-«мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей…». Рассказ заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о сохранении в себе чувства человечности и любви ко всему живому на земле.

В рассказе рассматривается много проблем: нравственных, этических, экологических.

Темой исследования я выбрала следующий фрагмент: «Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь. Конь смотрел на ребёнка с крыши родного, отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конём украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился… И конской подковой - знаком долгожданного мужицкого счастья - встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё - конь, всё - от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти…».

Цель моего исследования: появление лошади в жизни человека не только как верного помощника по хозяйству, но и как символа, оберега от жизненных неурядиц.

Задачи исследования: изучение литературы по этому вопросу; приобретение субъективно новых знаний; активизация личностной позиции.

Методы исследования: объяснительно-иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский.



ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ.

  1. Краткая биография Ф. Абрамова

  2. История появления лошади.

  3. Лошадь в славянской мифологии.

  4. «Сказочные» лошади.

  5. Лошадь в архитектуре.

  6. Лошадь в пословицах, поговорках, приметах.

  7. Игрушки в виде лошади.

  8. Подкова на счастье.

  9. Лошадь в жизни современного человека.

  10. Заключение и выводы

1. Краткая биография Ф.А. Абрамова

(1920-1983гг.)

Ф.А. Абрамов родился в 1920 году в многодетной крестьянской семье. Его детство было нелегким. Отец Федора умер, когда мальчику было всего два года. Тем не менее, будущий писатель смог получить начальное образование и поступить в Ленинградский университет. Но с третьего курса он уходит добровольцем на фронт, где получает серьезное ранение, поэтому самые тяжелые месяцы блокады он проводит в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Позже он продолжает обучение в университете и в 1948 году заканчивает филологический факультет, затем аспирантуру, а в 1951 году защищает кандидатскую диссертацию по роману Шолохова М.А. "Поднятая целина. 9 лет, с 1951 по 1960, Абрамов Федор Александрович работает старшим преподавателем, а затем становится доцентом и заведующим кафедрой советской литературы Ленинградского университета. Федор Александрович считается одним из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы - одной из главнейших ветвей советской литературы 1960-1980х годов. Долго прожив в Верколе, и не понаслышке зная русский Север, он понимал, что старая деревня с ее многовековой историей и традициями уходит сегодня в небытие, исчезают вековые устои, рушится та почва, на которой выросла вся наша национальная культура. Именно поэтому он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека, с его противоречивой натурой, но с огромными нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь немногословной и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

2. Лошадь в истории.

Немного найдется животных, которые сыграли в истории столь же важную роль, как лошади. Так получилось потому, что лошадь оказалась очень полезной для ведения военных действий. Невозможно даже представить, что делали бы кочующие племена, армии завоевателей, рыцари и солдаты по всему миру за последние несколько тысяч лет, если бы у них не было лошадей! История предков лошади насчитывает миллионы лет. Но кто первым приручил лошадь-животное, которое мы знаем? Это невозможно сказать. Мы знаем, что доисторический человек использовал лошадь в качестве основного источника пищи. Это было, возможно, задолго до того, как он начал думать об использовании лошадей для верховой езды. Первые рисунки лошадей были сделаны пещерными людьми в Европе около 15 000 лет тому назад. Лошадь на этих рисунках напоминает современного монгольского пони. На рисунках можно увидеть и нечто, напоминающее узду, так что в то время, вероятно, лошадь уже была приручена! Однако не исключена и вероятность того, что первыми лошадь приручили кочевники центральной Азии, а оттуда лошадь попала в Европу и в Малую Азию. Нам известно, что в Вавилоне около 3000 лет до н.э. уже были лошади. Поскольку лошадь была приручена еще до того, как начали вести летописи, то теперь очень нелегко проследить происхождение любой современной породы. Самая древняя и чистокровная порода верховой лошади - арабская. Их выращивают по меньшей мере в течение последних пятнадцати столетий! Арабские лошади невелики по размерам, у них тонкие ноги и небольшие копыта. Спины у них короткие и сильные. Когда Юлий Цезарь вторгся в Британию, он нашел там лошадей. В то время они были, наверное, небольшими выносливыми животными. Впоследствии, во времена рыцарей, лошадей выращивали больших и сильных, и они служили для войны. А когда был изобретен порох, скорость стала важнее, чем сила и размер, и поэтому стали выращивать быстрых лошадей. Когда приобрели популярность скачки, в Англию были завезены лошади из арабских стран, из Турции, Персии. Современные породистые лошади появились в результате скрещивания этих скакунов.

3. Лошадь в славянской мифологии.

Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы - ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии. Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина. Всадник на коне - символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников, и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь - это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину - то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного ведического святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа - все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

4. Сказочные кони.

Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком - изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом. Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая - серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60-ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны. Разнится также описание того, как Иван-дурак стал хозяином Сивки-бурки. В одном сказании он получает коня в дар от покойного отца за то, что исполняет его волю и ночует на могиле старика. В другом Сивко верно служит Ивану взамен за то, что тот, поймав коня когда тот топтал поле с пшеницей, отпускает его. Но в обоих вариантах сказки главный герой становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем Иван-дурак на коне едет ко дворцу. Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурко стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова. Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сваривается в горячей воде. Еще один богатырский конь с силой волшебника - это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку. Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича - Бурушку. Бурый цвет коня неслучаен. По народным верованиям коричневый наряду с красным - это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так что Бурушка - это олицетворение сил крови и жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы - Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия тоже помогал ему, затаптывая врага. Аналогичный сюжет наблюдается в сказке «Иван Быкович». В ней конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи, конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами. Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет. Глубокий, до конца неразгаданный смысл, народная мудрость вложила в трех коней из сказки «Василиса Премудрая». Эти кони окрашены в красный, черный и белый цвета и везут на себе всадников таких же цветов. Всадники служат бабе-яге. Она объясняет Василисе, что красный всадник на красном коне - это солнце красное, черный - ночь темная, а белый - день ясный. Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения.

5. Лошадь в архитектуре.

Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. «Конь на крыше - в избе тише», - говорил наш мужик, запрокидывая голову конька в небо. Деревянный дом севера строился конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому вращалось солнце, в своем ежедневном движении от востока к западу, через священную точку полдня на полотенце под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли. Славяне, как и другие народы, "разворачивали" строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. По мнению древних, без такого "образца" бревна ни за что не могли сложиться в упорядоченную конструкцию. "Строительная жертва" как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное... "В идеале" строительной жертвой должен быть человек. Но к человеческой жертве прибегали лишь в редких, поистине исключительных случаях - например, при закладке крепости для защиты от врагов, когда речь шла о жизни или гибели всего племени. При обычном строительстве довольствовались животными, чаще всего конем или быком. Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа именно этих животных. Особенно часто находят конские черепа. Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Ученые пишут, что вместо деревянного "конька" некогда укрепляли настоящий лошадиный череп. Закопанные же черепа находят и под избами X века, и под выстроенными через пять столетий после крещения - в XIV-XV веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом - как раз под иконами! - либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом.

6. Лошадь в пословицах, поговорках, приметах.

Человек не обделен как фантазией, так и наблюдательностью. Весь окружающий мир он сравнивал с самим собой, с обществом и метко выражал наблюдения в образах животных. Лошадь как самый близкий партнер человека удостоилась обращения к ней в большей мере, чем остальные братья наши меньшие. Свидетельство тому - множество пословиц и поговорок, загадки о лошадях, присловья, заговоры, приметы.

* На лошадь не плеть покупай, а овес.
* Без коня казак кругом сирота
* В доме без лошади нужда хозяйничает
* Достоинство лошади не в седле, красота женщины не в одежде
* Каков всадник, такова и лошадь
* Конный пешему не товарищ
* Конь в хозяйстве - что печь в доме
* Рай на земле - у лошади на спине
* У кого нет коня, у того нет ног
* Хорошие лошади никогда не бывают плохой масти
* Хороший конь - мечта храбреца
* Лучше сам не доешь, а коня накорми
* Тот, кто бьет лошадь, может ударить и друга


Приметы

Наблюдения за поведением животных давало пищу для размышлений и обобщений. Лошади, например, «подсказывали» погоду.

* Зимой лошадь ложится - к теплу
* Копыта у лошади потеют - к теплу
* Лошадь трясет головой и закидывает её к верху - к дождю
* Лошадь фыркает - к дождю
* Лошадь храпит - к вьюге

По поведению лошади судили о разном; примешивались и суеверия, отголоски языческих поверий.

* Если баба перешагнет через хомут или оглоблю, то тяжело будет лошади
* Если больной бредит дорогой (о конях), то умрет
* Если жеребенок много по зорям играет, волки съедят
* Кони ржут к добру
* Конь воина обнюхивает - убитым быть
* Лошадь талой воды напьется - всё обойдется
* Проданную скотину веди задом со двора
* Ржет конь к печали, топает - к погонке

Можно считать эти приметы наивными, спорными, принимать их или нет. Например, то, что лошади спят стоя - к холоду. Да они в основном спят стоя! Так уж устроен их механизм расслабления во сне, что им совсем не обязательно ложиться. Но ведь было же в поверьях что-то рациональное, если они дошли до наших дней.

7. Игрушки в виде коня

Большое количество игрушек было изготовлено в виде коня - это связано, прежде всего, с языческим наследием. Таких коней воспринимали не только как игрушку, но ещё и как оберег - символ солнца, защищающий от бед и напастей (в древности считалось, что солнце ездит на коне, а конь перенимает все его качества). Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов. Крупнейшее событие гомеровской Греции - Троянская война - нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка "Троянский конь", которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою. Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

Царско-крестьянская игрушка

Однако, первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается лишь в ХVII веке. Из этой записи мы узнаем, что к "цареву двору" деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время "Троицких " походов царским детям помимо сладостей покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Столетие спустя, в 1721 году, в подробных записях дворцовых расходов мы узнаем, что детям Петра I "куплено в Москве на торгу разных игрушек… живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами." Интересно, что до определенного времени игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же мастерских.

Конь-огонь из дерева

Позднее среди поволжской игрушки появились коньки-скакунки с обозначенным телом и ногами, ветряные меленки, качели. Сравнительно редко мастера изображают человека, люди лишь составляют ритм, элемент общей композиции, поэтому "рубятся" схематично, условно - в виде четырехгранного столбика или пирамидки, изображающей всадника на коне или ребенка на качели. Любимым детищем поволжских мастеров был конь. Мчащийся силуэт с крутым выгибом шеи, со своей откровенной оторванностью от реальных форм, как бы символизировал ту стремительность, которая была свойственна древнему божеству солнца. Это наследие языческих времен, когда наши предки верили, что солнце ездит на коне и принимает его облик. Деревянная фигурка коня была и игрушкой и оберегом символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах.

8. Почему мы дарим подковы?

Вера в то, что находка подковы может приносить удачу появилась еще в Древнем Египте. Прямым подтверждением этого слуха служил тот факт, что подковы лошадей, запряженных в повозки царственных особ изготавливались из чистого золота. Любой простолюдин, однажды обнаруживавший сокровище, утерянное при шествии величественного кортежа фараона, мог смело благодарить судьбу за этот прекрасный подарок. Такая находка сулила заметные финансовые выгоды, и поэтому стала «счастливой» - даже изношенную железную подкову можно было продать кузнецу, или… оставить дома «на счастье».
А может быть, дело в другом - люди всегда уважали и любили лошадь, и на подкову «перешла» эта исходная симпатия к послушному и сильному помощнику по хозяйству, в пути или в приключении.
Подкову красиво вешать «рожками» вниз. Но по языческой славянской традиции, имеет силу оберега и позволяет наполнить дом богатством подкова, повешенная «чашей» - рожками вверх! Так, безусловно, менее привлекательно и привычно для глаза, но предки знали, что делали.
Еще до появления подковы у славян в ходу были и другие «лошадиные» символы. Оберегом плодородия, охраняющего урожай и благосостояние был гребень с изображением солнечного конька, а конь вообще являлся символом добра и счастья и связывался с культом солнца. Встречались, и нередко, и изображения утко-коня - это «гибридный» оберег, несущий силу двух весьма почитаемых славянами животных, утки и лошади. Уткоконь символизировал вечный ход Солнца - Дажь-бога - по небесному своду, где его несут кони и по подземному Океану, где божество катали уже утки.

9. Лошадь в жизни современного человека

В настоящее время лошадь помогает человеку в охране правопорядка на улицах крупных городов. Конный патруль можно увидеть на самых разных массовых мероприятиях, парадах, карнавалах, концертах и т.п. Часто конная полиция патрулирует парки, скверы и людные улицы. Прежде чем лошадь вступила в ряды конной полиции она проходит специальный курс обучения, интенсивный тренинг, который развивает чувство уверенности и спокойствия в окружении большого количества людей, учит не обращать внимания на шум, будь то звуки музыки, хлопки фейерверка или взрыва и т.д. Кроме того, лошадь стоит на охране не только правопорядка, но и здоровья людей. Лошади являются лучшим средством для восстановления здоровья человека. Во многих странах мира созданы специальные конюшни при лечебных заведениях, где больных обучают верховой езде, которая способствует восстановлению нормального функционирования позвоночника, конечностей. Очень полезен конный спорт людям с расстройством вестибулярного аппарата. Лошади не только восстанавливают физическую форму, но и спасают людей в буквальном смысле. К примеру, в России при Институте вакцин и сывороток в специальных конюшнях стоят лошади-доноры. В их кровь вводят препараты с возбудителями страшных болезней. А после того, как в крови животного вырабатывается иммунитет против этих болезней, из их крови делают спасительную сыворотку. Таким образом, каждая лошадь дает более 20 000 доз лечебной сыворотки, спасая тем самым жизни многих, как казалось, обреченных людей.

10. Заключение и выводы

Некогда кто-то сказал: «В лошади есть нечто такое, от чего наши сердца теплеют». Лошади скачут и несутся, захватывая наше воображение и наши сердца. Из своих предков величиной с современную лисицу, лошади превратились в мощных резвых благородных красавцев, уже тысячи лет живущих рядом с человеком. Какую огромную помощь оказала лошадь человеку! Недаром испокон веков считали ее крестьяне кормилицей, а воины - боевым товарищем.
Сегодня мы нередко забываем, какую важную роль сыграла лошадь. Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости она оказывала неоценимую помощь людям. Без преувеличения можно утверждать, что человек завоевал мир верхом на коне! И даже ныне, когда, может быть, дни славы лошадей в прошлом, когда автомобили и поезда вытеснили лошадь из многих сфер былой деятельности, лошади выполняют огромное количество обязанностей. И все они, будь то скачки, или занятия с людьми в инвалидных креслах, очень значимы и весомы.
Во многих областях служила и служит лошадь человеку. Но есть одна область, о которой ещё мало говорят: лошадь служит воспитанию доброты, которая, как писал замечательный педагог В.А.Сухомлинский, "должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление".

Выводы:

1. в жизни человека лошадь сыграла более важную роль, чем другое одомашненное животное

2. лошадь являлась не только незаменимым помощником человека, но и вполняла роль символа и оберега.

3. образы лошадей нашли своё отражение в мифологии, в устном народном творчестве, в архитектуре, народных промыслах.







Литература.

  1. Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Москва, Детская литература, 1989г.

  2. Л. Абрамова «Дом в Верколе». С-Петербург, Проспект науки, 2002г.

  3. И. Акимушкин «Домашние животные». Москва, Терра, 2004г.

  4. М. Попов «Лошадь в истории и культуре», Москва, Популярная литература, 2007г.

  5. Материалы сайтов: loshadi.ru, ru.wikipedia.org., cotbayn.com/



12


© 2010-2022