План работы кукольного кружка Сказка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1

Анкета для детей (да, нет)

  1. Был ли ты в театре?

  2. Нравится ли тебе посещать театральные представления?

  3. Хочешь ли ты, чтобы в нашем селе был свой театр?

  4. Заинтересован ли ты, чтобы в нашей школе был свой театр?

  5. Готов ли ты к тому, чтобы стать актёром кукольного театра?

  6. Интересно ли тебе узнать историю возникновения кукольного театра?

  7. Хочешь ли ты научиться шить куклы?



Анкета для родителей (да, нет)


  1. Нужны ли детям кружки дополнительного образования?

  2. Есть ли необходимость в создании кукольного театра?

  3. Готовы ли вы оказать помощь своему ребёнку при создании кукол?

Ата-аналарға арналған анкета (иә, жоқ)

  1. Білімдерін жоғары деңгейге көтеру үшін балаларға қосымша үйірмелер қажет пе?

  2. Сол себебпен «Қуыршақ театры» үйірмесін ұйымдастыру керек пе?

  3. Қуыршақтар жасауға балаңызға көмек көрсетуге дайынсыз ба?


Приложение 2

История возникновения театра

Кукольный театр создавался в течение тысячелетий. В истории всех народов кукольный театр берёт своё начало из религиозных мистерий. Ещё в глубокой древности, во время религиозных церемоний, человечество начало употреблять фигуры богов- истуканов. С течением времени эти, вначале неподвижные, изображения начали изготовляться движущимися, и согласно описания древних историков, во время религиозных церемоний толпой шли жрецы, неся на плечах изображения божеств, которые, исполняя элементарные движения, непрерывно двигали головой и руками. Впоследствии эти религиозные изображения движущихся кукол в дни празднеств начали разыгрывать самостоятельные религиозные действа.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывали легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворения мира, Адама и Еву, народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.

В старину не было кукольных государственных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки кукольник показывал из-за маленькой ширмы как смешной, крикливый Петрушка бьёт палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невеже- доктору, неумеющему лечить, и обманщику- торговцу. После представления актёр-кукольник снимал шапку и протягивал её зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные монеты. Сейчас кукольные театры существуют почти во всех странах.

Приложение 3

Перчаточные куклы

Это наиболее простые куклы. Называются они так потому, что их основой - туловищем - служит перчатка, сшитая по руке актёра. Куклы надевают на руку, как перчатку, головку - на указательный палец, а руки - на большой и средний. Выкройка туловища для всех кукол одна и та же. По способу управления куклы делятся на 2 основных вида: это верховые куклы (к ним относятся перчаточные) и напольные. Верховыми куклами актёр- кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит.

Процесс выполнения куклы состоит из следующих этапов:

- подготовка материала и подготовка его к работе;

- раскрой деталей (основные и отделочные детали);

- сшивание деталей;

- придание формы отдельным деталям;

- сборка изделия;

- оформления изделия.

Материал для изделия выбирают в зависимости от величины внешнего вида и назначения куклы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Главная, неотразимая сила театра

заключается в живом, трепетном

сердце актера, в его пламенных

мыслях и чувствах.»

А.Д.Попов.

Проблема содержательного досуга детей сегодня очень актуальна. Дети далеко не всегда способны распорядиться своим свободным временем. А родители, по последним данным статистики, бывают вместе с детьми не более двух часов в сутки, не считая сна. Кроме того, общение детей и родителей происходит преимущественно во время телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже при обсуждении книг и журналов, ещё реже в совместных прогулках и играх. И это понятно, ведь жить сегодня очень трудно.

В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.

Важно осознать, что детское чтение сегодня - поле битвы за души детей, а значит и за будущее Казахстана. Именно уроки литературного чтения должны научить детей любить, научить прощать, научить делать добро.

Но на мой взгляд, только уроков недостаточно. Мои исследования показали, что за три урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 15-17 предложений. А если это стеснительный ребенок то и того меньше.

Может дети читают дома самостоятельно или с родителями и там обсуждают прочитанное? Я провела анкетирование детей по следующим вопросам:

1. Читаете ли вы книги вместе с родителями?

2. Есть ли у тебя домашняя библиотека?

3. Как часто ты посещаешь библиотеку?

Ответы были неутешительны.

Это побудило меня искать новые пути эстетического воспитания художественного образования детей; приемы развития индивидуальных творческих способностей школьников.

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости.

Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческих переживаний. Большое внимание уделяется импровизационным моментам. Ведь главное - это понимание смысла и атмосферы пьесы, музыкальной сказки.
Театральная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Творчество в работе с детьми дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Нельзя ориентироваться на среднего ребенка, тем самым тормозя развитие одаренных детей. Театральные игры позволяют развиваться каждому в удобном для него темпе.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества; важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом выражении его воплощении».






Подбор репертуара для постановок в кружке.

Кукольный театр - это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Репертуар кукольного театра составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж - это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

Этюдный тренаж включает в себя:

1) этюды (упражнения) на развитие внимания;

2) этюды на развитие памяти;

3) этюды на развитие воображения;

4) этюды на развитие мышления;

5) этюды на выражении эмоций;

6) этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

7) этюды на выразительность жеста;

8) этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

9) этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.

Формы проведения занятий:

беседы; упражнения на развитие воображения, выразительности жеста, речи, внимания, мышления, памяти; дикционные упражнения; этюды с куклами на столе и ширме; чтение произведения учителем, обсуждение характеров героев, определение темы, идеи, распределение ролей; чтение сказки по ролям; репетиции, прогоны спектакля; работа над внешним оформлением спектакля: изготовление декораций и бутафории, кукол, ремонт кукол; выступление со спектаклем перед родителями или учащимися начальных классов школы.



Расписание занятий кружка:

Пятница - 10.00 - 11.00 ч.

Целью кукольного театра «Сказка» является организация досуга детей, направленная на развитие личности. Формирование художественно-эстетических представлений об общечеловеческих нормах морали, о любви, сострадании, милосердии и миролюбии. Пробуждение и развитие творческой активности детей.

Задачи:

  • Наполнить активно-деятельным содержанием свободное время ребенка.

  • Пробуждать интерес детей к театральной деятельности, создавать необходимые условия для качественного проведения работы.

  • Познакомить с возникновением кукольного искусства, искусством вождения верховых кукол.

  • Последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, музыкальный и т.д.).

  • Знакомить с театральной терминологией.

  • Пополнять и активизировать словарный запас детей. Формировать четкое произношение звуков русской речи, интонационную выразительность. Развивать диалогическую речь.

  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях.

  • Учить детей ориентироваться в музыкальном зале, равномерно размещаться и двигаться, не сталкиваясь друг с другом.

  • Развивать зрительное, слуховое внимание, память, образное мышление, фантазию.

  • Поощрять желание детей импровизировать песенки, танцевальные движения.

  • Формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

  • Воспитывать нравственно-этические качества.

  • Пропагандировать здоровый образ жизни.

  • Радовать своим искусством окружающих людей

Ожидаемые результаты в конце первого года обучения:

  • Привлечь детей работать в кукольном театре, тем самым отвлечь их от негативных явлений и снизить уровень правонарушений в их среде.

  • Помочь детям раскрыть свой внутренний мир, уверенно и открыто высказывать свое мнение, поднять самооценку личности каждого, научить самостоятельно разбираться в сложившихся жизненных ситуациях.

  • Участники кружка должны уметь четко и грамматически верно развивать свою речь, вести диалог, как во время спектакля, так и в повседневной жизни.

  • Дети должны иметь представление о некоторых видах театральной деятельности, уметь рассказать о них.

  • Дети должны знать названия предметов театрально-игрового оборудования.

  • Участники могут ориентироваться в музыкальном зале, группе, передвигаться в определенном направлении по просьбе взрослого самостоятельно.

  • Дети должны иметь элементарные навыки по изготовлению простейших кукол, уметь водить верховые куклы в небольших сценках.

  • Дети импровизируют небольшие попевки, танцевальные движения.

Важно, чтобы все обучение проходило в свободной, радостной для детей обстановке, без диктата со стороны взрослых. Особое внимание уделять индивидуальным особенностям и возможностям ребенка, раскрытию и развитию новых творческих и музыкальных способностей.

Формы подведения итогов занятий школьников в кукольном театре

  • Выступления перед зрителями в школе и детских садах.

  • Участие в сельских праздниках.

Содержание программы кукольного кружка «Сказка»


Тема

Форма занятия

«Занавес открывается»

Знакомство детей с правилами поведения в кружке, рассказ о

плане работы кружка.

Собеседование

«В гости к кукле»

  • Рассказ об искусстве театра кукол, показ кукол разных систем.

Лекция,

собеседование

«Дай жизнь кукле»

Техническое моделирование с элементами художественного

конструирования:

  • изготовление кукол для пальчикового театра.

Беседа,

практикум.

«Кукольная сцена»

  • Обследование ширмы (конструкция, оформление, вспомогательные

  • элементы), организация ребят за ширмой.

  • Реквизит (форма, величина, цвет), подбор материала.

Беседа-обсуждение,

беседа-практикум.

«Азбука театра»

  • Знакомство с профессиями - сценарист, режиссёр, скульптор,

  • музыкальный редактор.

  • Театральное искусство, актёр-кукловод.

  • Понятийный словарь театрального мира.

Диспут,

вечера-встречи,

доклад,

викторина

«Речь, речь, речь…»

  • Выразительная речь. Искусство речи. Речь в повседневной жизни,

  • в творчестве актёра.

  • Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос.

  • Выразительное чтение.

  • Рассказывание.

Беседа-обсуждение,

работа с книгой,

круглый стол.

«Куклы оживают»

  • Изобразительные качества куклы на ширме.

  • Контроль глаз исполнителя за поведением куклы на ширме.

  • Действие + слово.

  • Выбор пьесы для постановки.

  • Генеральная репетиция. Спектакль.

Игра,

этюд.


Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи


Нашей Юле купили юлу,

Юля играла с юлой на полу.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Баран Буян залез в бурьян.

Наш Полкан попал в капкан.

Бобры для бобрят добры.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Около кола колокола.

Съел Слава сало,
Да сала было мало.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.

Хитрую сороку
Поймать морока.
А сорок сорок -
Сорок морок.

У Кондрата куртка коротковата.

Влас у нас, а Афанас у вас.

Скрепи скрепки крестиком.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Фофанова фуфайка Фефеле впору.

Злое зелье не уйдёт в землю.

На дворе - трава,
На траве - дрова.

Из кузова в кузов сгружали арбузы.

Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
Не будет подарка у внучки Маруси -
Все бусы склевали по бусинке гуси.

Не буду Будду я будить,
А буду будоражить Будду.

Поезд мчится, скрежеща:
«Же-ча-ща, же-ча-ща!»

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Звенит земля от золотого зноя.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Идёт косой козёл с косой.

Около омута охала Ольга: «Ох-ох-ох!»

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
«Ха-ха-ха-ха-ха!»

Карл у Клары
Украл кораллы,
А Клара у Карла
Украла кларнет.

У попа поп, и поп попа похваливает.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.


СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА

Авансцена - передняя часть сцены.

Антракт - промежуток между действиями спектакля.

Бутафория - предметы и украшения, имитирующие подлинные в сценической обстановке.

Вага - особая конструкция, к которой крепятся нити для управления марионеточной куклой. Она бывает горизонтальной (для марионеток-животных) и вертикальной.

Гапит - трость, на которую насажена головка тростевой куклы. Гапит, снабженный простейшей механикой, позволяет поворачивать и наклонять головку.Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управляющих глазами и ртом куклы.

Гансвурст (с нем. - «Ганс-колбаса») - герой немецкого народного драматического театра и театра кукол.Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою Касперле, который унаследовал некоторые черты его характера.

Грядка - верхний передний край (или план) ширмы.

Даланг - актер яванского театра кукол. В его задачу входит только кукловождение, а текст произносит находящийся рядом чтец.

Декорации (от латин. - украшение) - художественное оформление действия на ширме или театральной сцены.

Дубль - подменная кукла, копирующая своим внешним видом основную и заменяющая её в случае необходимости при решении особых сценических задач,

Задник - расписной или гладкий фон на заднем плане ширмы или сцены.

Зеркало сцены - плоскость видимого зрителю игрового пространства, ограниченная в театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой.

Карагез (с турец. - «черный глаз») - герой турецкого теневого театра кукол. Славился своими шутками и неприязнью к «власть имущим».

Матей Копецкии (1762-1847 гг.) - чешский народный кукольник, создатель знаменитого театра и его героя Кашпарека, для которого им написано более 60 пьес.На могиле Матея Копецкого поставлен памятник из белого мрамора, на котором актер изображен со своей куклой. Сам знаменитый Кашпарек хранится в Национальном музее Праги.

Марионетка - низовая кукла, управляемая с помощью нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги.

Мизансцена - определенное расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля.

Мимирующая кукла - кукла из мягких материалов с подвижным выражением лица. Пальцы актера находятся непосредственно в голове куклы и управляют ее ртом, глазами и носом.

Монолог - речь одного лица, мысли вслух.

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992 гг.) - знаменитый кукольный актер и режиссер, создатель собственного оригинального театра кукол. Многие его пектакли стали хрестоматийными: «Каштанка» (по А. П. Чехову), сказки «По щучьему велению», «Волшебная лампа Алладина» и др. А спектакли Б.Штока «Божественная комедия», «Говорит и показывает ГЦТК...» и «Необыкновенный концерт» признаны мировой классикой.

Олеарий - немецкий путешественник, посетивший Россию и оставивший «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию...» (1647 г.). С именем Олеария связано первое документальное упоминание о кукольном представлении на Руси, а в самой книге есть рисунок, изображающий кукольника с Петрушкой, датированный 1636 годом.

Падуга - горизонтальная часть декоративного оформления сцены. Представляет собой полоску ткани, подвешенную на штанге или тросе.

Пантомима - выразительные движения телом, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Панч - популярный герой английского театра кукол, снискавший славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует жена Джуди. Их представления -образец английского юмора и злой социальной сатиры - пользовались в Англии огромным успехом и сохранились до сих пор.

Папье-маше - наиболее распространенный способ изготовления кукольных голов, представляющий собой оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи или гипсовой форме изнутри.

Парик - накладные волосы.

Партер - места для зрителей ниже уровня сцены.

Патронка - картонная трубочка, которая вклеивается в шею и руки перчаточной куклы. Она позволяет «подогнать» руку и голову персонажа к размерам пальцев актера.

Передник ширмы (или фартук) - матерчатая занавеска, закрывающая конструкцию ширмы со стороны зрителя. В отличие от обтяжки, которая прикрепляется к рамке ширмы наглухо, передник просто подвешивается. Применяется при различных устройствах разборных ширм.

Перчаточная кукла - кукла, которая имеет вид трехпалой перчатки для управления головой и реками куклы.

Петрушка - любимый герой скоморохов, удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Как внешний вид куклы (длинный нос, колпачок с кисточкой), так и сценки, которые он разыгрывал, почти не подвергались изменениям на протяжении столетий. В кукольных представления: вместе с Петрушкой принимали участие различные персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и др. Любопытно, что некоторые эпизоды в представлениях Петрушки перекликаются с кукольными представлениями других стран.

Пищик - специальное приспособление, которым пользовались актеры-петрушечники.

Полишинель - герой французского театра кукол середины XVIII века, пришедший из Италии. По своему характеру Полишинель весельчак и немного циник.

Пониженный план - окно или прорезь на основной ширме, находящиеся ниже основной грядки. Используется для показа контрастных сцен с «живым» актером или сюрпризных моментов.

Портал (портальная арка) - плоскость, ограничивающая в виде рамки «зеркало» сцены с боков и сверху.

Пульчинелла - популярный комический герой неаполитанской комедии «дель арте». Наиболее приметная черта - черная маска.

Реквизит - подлинные и бутафорские вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.

Ремарка - пояснение автора на страницах пьесы, которое определяет место и обстановку действия, указывает на поведение и настроение персонажа в тех или иных обстоятельствах спектакля.

Репетиция - повторение, предваряющее показ спектакля.

Репертуар - пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.











АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ



Кружок ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальность. В нем четко выражены положения «Концепции дошкольного воспитания», ориентированной на гуманизацию педагогического процесса. Методы и средства театральной деятельности распределены в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов детского возраста.
Кружок приучает детей к свободе выражения чувств через движение, мимику, пластику, интонацию; учит детей спокойному общению между собой и со взрослыми; способствует устранению многих комплексов; создает эмоционально благоприятный климат в группе; укрепляет физическое и душевное состояние ребенка.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КРУЖКА

Театральная игра
Учит детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Учит строить диалог с партнером на заданную тему. Развивает способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Развивает зрительное, слуховое внимание, память, образное мышление, фантазию, интерес к сценическому искусству. Упражняет в четком произношении слов, работать над дикцией. Воспитывает нравственно-этические качества.

Ритмопластика
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей школьников, свободы и выразительности телодвижений, обретения ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи
Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры
Этот раздел программы призван познакомить детей с элементарными понятиями и различными видами театрального искусства.

Работа над спектаклем

Включает в себя знакомство с пьесой, работу над спектаклем от этюдов и отдельных сцен до показа зрителям.


© 2010-2022