Конспект урока по литературе для 11 класса «Такой знакомый и незнакомый В. Маяковский»

"Описание материала: "Данный урок может стать прологом к изучению творчества В. Маяковского. "Он поможет детям настроиться на восприятие поэзии В. Маяковского. "Благодаря такому приёму, как погружение в текст, учащиеся представили себе картину, нарисованную поэтом в стихотворении «Послушайте», которое прозвучало в исполнении самого автора. "Оживленно обсуждались иллюстрации к этому стихотворению, выполненные учениками младших классов. Как одно мгновение, пролетели сорок пять минут урока. В результате, после бурных обсуждений, ребята сумели увидеть в Маяковском человека с удивительно нежной душой и благородным сердцем, которому совсем не всё равно , как живут люди. И ребятам захочется узнать о нём больше, и , конечно, большинство прочитает поэму «Облако в штанах». А ещё дети попытались ответить на главный вопрос урока: зачем мы живём? Маленькое стихотворение напоминает всем нам о том, что человек счастлив, когда кто-то заж...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Такой знакомый и незнакомый Маяковский»

ЦЕЛИ: - подготовить учащихся к восприятию поэзии В.В. Маяковского;

  • создать условия для совершенствования монологической речи учащихся ( построение предложений с использованием оценочно-эмоциональной лексики: «Я думаю, считаю; на мой взгляд; меня тревожит; волнует; не оставляет равнодушным»)

  • воспитывать стремление быть полезным людям, дарить окружающим тепло, радость, любовь.

Оборудование: ноутбуки, проектор

Ход урока:

I. Мобилизующий этап (повторение изученного)

Учитель: « Настоящая поэзия, - заметил один из поэтов начала 20 века, - всегда хоть на час, а должна опередить время». И если мы вспомним это время, когда шла полная перестройка жизни, когда общество искало новые пути дальнейшего развития, именно поэзия (из всех литературных жанров) первой отозвалась на все преобразования. Молодые поэты пытались объяснить, что же происходит и как быть дальше.

-Давайте вспомним, какие направления появились в поэзии начала 20 века?

  • Каковы основные признаки этих направлений?

  • Назовите основных представителей каждого направления. (Заполняем таблицу на ноутбуках. Сразу поверяется задание.)

  • С двумя направлениями мы уже познакомились . Теперь нам предстоит более подробный разговор о футуризме.

  • Кого считают самым ярким представителем этого направления?

(Маяковского)

II. Формулировка темы и цели.

  • Постарайтесь сами обозначить тему урока. ( Маяковский -яркий представитель футуризма)

  • Я бы хотела немного уточнить тему: «Такой знакомый и незнакомый В.В.Маяковский» (Открыть доску с написанной темой)



  • Сегодня нам понадобиться слова «эпатаж» и «притча». Что они означают?

  • Каковы цели нашего урока? ( Что мы знаем и чего не знаем о поэте.)

  • Слова, с которых я начала урок, принадлежат В.В. Маяковскому, действительно, он опережал время, да и его собратья по перу всегда стремились в будущее, ведь не случайно они назвали себя футуристами.

  • Вспомним, что мы читали в детстве из поэзии В.В.Маяковского? («Что такое хорошо, и что такое плохо», «Кем быть», «Что ни страница, то слон, то львица».)

  • Готовясь к уроку, я вспомнила строки, знакомые мне со школьных лет, когда был другой строй, другая идеология. (Прочитать отрывок из «Хорошо!», «Стихи о советском паспорте»

  • Можно сказать, что их написал человек пассивный, пессимистически настроенный?

  • Есть в них какая-то сила, позволяющая встать и идти вперёд. И какие бы стихи В. Маяковского мы ни читали, везде эта необыкновенная сила. (Прослушать запись голоса самого поэта. «Светить всегда...»)

  • Маяковского знают именно с этой стороны, порой обвиняя его стихи в излишней идеологичности, коммунистичности. Но ведь он такой разный. Посмотрим презентацию, подготовленную ребятами из фотографий поэта.

III. Работа по теме урока.

  • О себе , так нам знакомом, он сказал: « Слушайте , товарищи потомки, агитатора, горлана, главаря..» Сегодня мы попробуем взглянуть на поэта , незнакомого нам, который вошёл в литературу как лирик и до конца своих дней оставался им. (Показывается слайд с портретом поэта 1910 года. Ученик читает стихотворение «Нате!»)

  • Можно назвать это стихотворение эпатажным? Почему?

  • А можно в этом стихотворении увидеть глубоко чувствующего лирического героя, несмотря на эпатаж? Найдите яркую метафору, подтверждающую это.

  • Послушаем ещё одно стихотворение в исполнении самого поэта. (Звучит стихотворение «Послушайте!»)

  • Это мои любимые стихи. О чём они? Можно ли их назвать философскими?

  • Какие чувства мы здесь найдём? ( Задумчивость и суета, тревога и надежда, мысли о вечном и благо конкретного человека, любовь ко всем людям и чувство к кому-то единственному)

  • Я хочу вам предложить не обычный анализ стихотворения, а фантазию-размышление. Давайте представим, что было до того момента, как мы услышали этот голос: «Послушайте!» Что происходит с людьми? ( Серая, тёмная дорога. Под ногами мокрый тающий снег. Тускло мерцают фонари, неба не видно: его заволокли мутные облака. Всем владеет тоска. Люди, суетясь, куда-то спешат, они ничего не замечают. Уставшие прибегают домой, мучаясь от бессонницы смотрят в потолок, и где-то из подсознания всплывает вопрос: «Для чего живу?» гонят от себя эти мысли. Они не смотрят на небо, не загадывают желаний, глядя на падающие звёзды, не любуются закатами.)

  • Кто пытается изменить их мир, кто не хочет существовать среди этой серой суетливой тоски? (Поэт.)

  • Люди слышат его? (Да) Чего они ждут от поэта? (Ответа) Он даёт его? (Нет)

  • Какую историю рассказывает поэт о том, кто «называет эти плевочки жемчужиной»? (Как древний философ он говорит о том, кто готов на всё, чтобы сделать жизнь любимого человека светлее.)

  • Похожа эта история на притчу? Что её отличает? (Темп)

  • Какова речь поэта? Как это помогает понять построение стиха? В каких строчках перед нами «крик души»? ( Эту историю можно было бы назвать притчей, если бы не бешенный темп, если бы не эта прерывистая, «задыхающаяся речь»)

  • Что стоит за тихими вопросами : «Ведь теперь тебе ничего? // Не страшно?// Да?!» ? (Здесь мы видим того, кто любит жизнь, а больше неё ещё кого-то, кого он хочет сделать счастливым , подарив ему свет звезды)

  • А что же толпа? Она удовлетворена рассказом истории? Почему поэт опять обращается к ней с призывом? (Нет, толпа ропщет, она хочет знать ответ. Но поэт опять взывает к ней, но ответа не даёт).

  • И что происходит с людьми? Они опять бегут, суетятся? (Люди расходятся, озадаченные. Но теперь они идут медленно, потому что они себе задают тот же вопрос: кто и зачем зажигает звёзды, почему поэт не ответил.)

- Ребята, а как вы думаете, почему поэт не ответил на этот вопрос? ( Потому что каждый найдёт ответ сам. Тот, кто любит, знает ответ, а кому-то его предстоит найти. Главное в том, что поэт разбудил людей)

  • Разве можно сказать, что перед нами «горлан, агитатор, главарь»? перед нами совсем другой поэт. (Открыть разворот доски со словами :

До края полное сердце

Вылью

В исповеди!

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот - я,

Весь

Боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.)

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята, обратите внимание на иллюстрации к данному стихотворению, выполненные детьми разных возрастов. Как вы думаете, кто из юных художников уловил самую суть данного стихотворения?

Какой напрашивается вывод? Зачем мы живём? (Чтобы кому-то подарить звезду. Счастье, когда есть человек, что зажжёт для тебя звезду. И счастье вдвойне, когда для кого-то этот человек - ты.)

V.Дом. задание: познакомиться с поэмой «Облако в штанах», (найдите знакомого и незнакомого Маяковского в этой поэме)



Конспект урока по литературе для 11 класса «Такой знакомый и незнакомый В.Маяковский»



© 2010-2022