Урок в 7 классе Тема урока: «Отрицательные частицы НЕ и НИ»

Тема в 7 классе "Правописание частиц" нелёгкая. Не все ученики умеют различать на письме частицы НЕ и НИ. А это необходимо, так как во всех тестовых работах, срезах знаний, в экзаменационных КИМах есть задания на различение данных частиц. Чтобы заинтересовать учеников, я использовала краеведческий материал и цитаты из текстов художественной литературы на определённую тему. Мы не только знакомились с правилом правописания частиц НЕ и НИ, но и вспоминали литературные произведения, уникальные мест...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 7 классе (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М., «Просвещение», 2006 г.).

Учитель МКОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа» Николаева Елена Васильевна.

Тема урока: «Отрицательные частицы НЕ и НИ».

Имя урока: «Такие разные и такие нужные».

Цели:

- формирование умения различать смысловые значения частиц НЕ и НИ.

Задачи.

1. Образовательные:

- научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

- сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

2. Развивающие:

- развивать зрительную память, наблюдательность, внимательность;

- уметь составлять предложения.

3. Воспитательные:

-прививать чувство любви к Родине, природе, родному краю.

Социализация

Тип урока: урок - исследование.

Оборудование: учебник.

Эпиграф: «Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам». Гёте.

Ход урока

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Васильевна.

Вызов. Наш урок я хочу начать со стихотворения, а вы догадайтесь, какое слово я не прочитала.

Я - часть речи с названием …, /частица/

Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья,

Могу помочь я форм образованью,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

- Думаю, вы догадались, о какой части речи пойдёт речь.

Запишем число 17 апреля, классная работа. Имя урока: «Такие разные и такие нужные».

  1. Актуализация знаний. ( вспоминаем то, что знаем о частице)

Составление таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы - ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами )пишутся через дефис.

Как различать частицы НЕ - НИ

Продолжите предложение. - Частица - это …..

- Как могут писаться частицы? (Вариант: Заполните пропуски в кластере.)

3.Ввод в тему. ( определяем проблему)

Эпиграфом к уроку я взяла слова немецкого поэта Гёте. Запишите в тетрадь.

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам. Гёте.

- А как вы понимаете смысл этих слов?

- Какие частицы есть в высказывании Гёте?

- Какой оттенок они вносят в предложение?

- К какому разряду они относятся?

- Как вы думаете, о каких частицах мы будем говорить на уроке?

= Запишите в таблицу, что вы хотите узнать об этих частицах)

4. Изучение нового материала. (решаем проблему)

- Запишем тему урока ………… «Отрицательные частицы не и ни».

Мотивация. - Кто не проклинал эти частицы! Кто не бранился, часто ошибаясь в словах и предложениях с не и ни! Кто в минуту гнева не говорил: «Какая разница, что писать?»

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? ( научиться различать по смыслу частицы не - ни, уметь их правильно писать)

Мы постараемся понять, как нужны они в речи, как меняется смысл от неверного их написания. Многие замечательные слова «приходят и уходят», а НЕ - НИ остаются.

Частицы не - ни в безударном положении совпадают в произношении. Это приводит к ошибкам в употреблении этих частиц, различать их надо по их значению, опираясь на контекст.

Сегодня постараемся научиться различать не - ни. По ходу урока записывайте в таблицу то, что узнали на уроке.

1 - е значение НЕ. Посмотрите на предложения.

1. Вы не были в Национальном парке «Угра».

2. Не вы были в Национальном парке «Угра».

3. Вы были не в Национальном парке «Угра».

- Какой смысл вносит частица не?

-Перед каким членом предложения стоит частица не?

Вывод: в 1 случае всё предложение отрицательное, т. к. НЕ стоит перед сказуемым;

во 2 и 3 предложениях отрицается только один факт (кто-то другой был, где-то вы были), а в целом смысл у предложений утвердительный.

- Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение на странице 179 п. 67 вашего учебника.

Задание: Ребята, я прочитаю вам предложения. ( Работа с текстом. Один у доски)

Чего не надо делать в лесу.

Не ломайте вершинку у берёзки. Вершинка не вырастает заново.

Не разжигайте без необходимости костёр. Не оставляйте огонь непогашенным. Не погашенный вовремя огонь может принести непоправимое несчастье.

Вопросы. - Можно ли назвать записанные предложения текстом?

- К какому стилю речи принадлежит текст?

- Какова основная мысль текста?

- Выпишите предложения, в которых частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению. Где должна стоять частица не?

2 - значение. - Частица НЕ вносит отрицание в предложение. А какое значение вносит частица НЕ в следующие предложения? Запишите в тетрадь.

Я часто думаю о Родине, о ней не думать не могу. (А.Прокофьев)

Не могу не говорить об охране природы.

Вывод: здесь два отрицания, каждая частица НЕ употреблена в отрицательном значении, но смысл у предложения утвердительный.

Давайте обратимся к учебнику и убедимся в правильности нашего вывода. Прочитаем определение на странице 180.

Задание. Поработаем в паре. Запишите предложения, ставя частицу НЕ сначала только перед 1-м глаголом, затем только перед 2-м, перед обоими сразу. В каком случае предложение получило не отрицательный, а положительный смысл?

  1. Молодая яблоня может расцвести весной.

  2. Я могу летом поехать в Этномир.

Работа в паре. 1 ряд - 1 предложение, 2 ряд - 2 предложение. У каждого из вас должно получиться по три перестроенных предложения.

3 - значение. - Посмотрите на следующие предложения, которые напечатаны на ваших листках. Прочитаем выразительно.

1) Матушка русская земля!

Кто не топтал тебя, не бил копытами! Какая жадная орда не бесновалась по тебе!

Всё выдержала ты… (Д.Зорин)

2) Кто не восхищается необъятными просторами России!

3) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное (Н. В. Гоголь)

- В чём особенность этих предложений?

- Какие они по цели высказывания?

- Нужны ли ответы на эти вопросы? Как называются такие вопросы?

(Такие вопросы называют риторическими. Особенность риторических вопросов в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.)

- Обратите внимание, что в конце таких предложений ставится вопросительный или восклицательный знаки, отрицательный смысл этих предложений не замечается, это отрицательная конструкция всегда пишется с НЕ.

Творческое задание. - Давайте сами попробуем сочинить предложения с риторическими вопросами.

(Куда он только не обращался с просьбой о создании заповедной зоны! Где он только не был!)

5. Физкультминутка. Я буду вам читать стихотворение, а вы, ребята, делаете движения и хором называете частицы, которые услышите.

Что за трудный наш урок!

Неужели не устали?

Уж пора бы распрямиться, потянуться.

Как нужна нам физзарядка!

Глазками перемигнемся и

И друг другу улыбнемся!

- Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения?

4 - значение. Задание. А теперь мы посмотрим, когда в предложении употребляется частица НИ. Запишите предложения.

1.На небе ни облачка.

2. Нет ни одного равнодушного человека среди юннатов.

- Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.

-Есть ли подлежащее в предложении?

1. Сказуемые нет, не видно в 1-м предложении опущены, а частица ни усиливает отрицательный смысл этих опущенных, но подразумевающихся сказуемых.

2. - Какое значение у предложений?

Частица НИ усиливает отрицание, которое выражено словами не, нельзя, нет.

5 - значение. А теперь запишем такие предложения.

1. Кто не бывал в Парке птиц, тому стоит поехать туда.

2. Кто ни бывал в Парке птиц, всем очень понравилось.

Эксперимент. - Ребята, простые или сложные предложения мы записали?

- Что получится, если написать частицу НЕ во 2- предложении?

- Если опустить частицу НИ, изменится ли смысл? А НЕ?

- Какое значение вносит частица НЕ в 1-е предложение? НИ во 2- е предложение?

Чтобы убедиться в правильном выводе, прочитаем правило на странице 177.

Потренируемся, выполняя коллективно упражнение 388 1 - 3 предложения.

Индивидуальное задание у доски. Карточки. (Льются птичьи переборы, стелются поля, и куда ни кинешь взором, всё моя страна. (М.Исаковский)

6. Закрепление.

Задание. Ребята, у вас на листочках напечатаны предложения. Прочитайте. Определите, из какого произведения взяты предложения, кто автор. (Н.В.Гоголь «Т.Бульба»)

Давайте выясним значение частиц.

  1. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать…

  2. Всех, кто ни стоял, разобрала такая речь…

  3. Не ослабела ещё козацкая сила?

  4. … Повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

  5. А на Остапа уже наскочило шестеро; но не в добрый час наскочило.

  6. Ни крика, ни стону не было слышно из уст его, не дрогнулось лицо его.

  7. Что бы ни было, пойду разведать, что он… Разведаю во что бы то ни стало.



  1. Проверим, чему научились на уроке. - Какой темой объединены предложения?

Цифровой диктант. 1 - НЕ, 2 - НИ. (на листах)

1. В поле нет ни души.

2. Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К.Паустовский)

3. В каких только уголках России не побывал я за эти годы!

4. Сколько ни ходи в лес, а всё увидишь невиданное и услышишь неслыханное. (Н.Сладков)

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, наблюдая за работой ласточек.

6. В каком бы далёком и прекрасном краю человек ни был, всегда помнит о свое малой Родине.

7. Кто не любит природу, тот не может гармонично развиваться.

- Обменяйтесь мнением.

Проверка. 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1

  1. Итоги. Вернёмся к таблице. Что же вы узнали сегодня?

Вывод:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы - ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами )пишутся через дефис.

Как различать частицы НЕ - НИ

1.В отрицательном предложении - не.

2.В утвердительном предложении при двойном не - не.

3.В предложении с риторическим вопросом и восклицанием - не.

4.В СПП с отрицанием - не.

5.В односоставном безличном предложении усиливает отрицание - ни.

6. В СПП с утвердительным значением - ни.

- Когда пишется частица не? Какое значение она придаёт предложению?

- Что такое риторический вопрос и какая частица в нём пишется?

- Когда пишется частица ни?

Обратимся к нашему эпиграфу. Теперь мы понимаем значение частиц НЕ и НИ, а значит, эти знания теперь принадлежат нам.

Вы хорошо поработали, но на этом тема не заканчивается.

9.Домашнее задание (на выбор)

  1. П. 67, упр.387

  2. Выписать из произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 6 - 10 предложений с частицами НЕ - НИ.

  3. Написать сочинение-миниатюру, обязательно используя частицы НЕ - НИ, на одну из тем « А в лесу ни души», «Чего не надо делать в лесу».

10. Рефлексия.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке мы…

Мне понравилось…

Я научился…

Я чувствовал себя на уроке…

Мне удалось…

Меня удивило…

НЕ и НИ у нас частицы,

Нам их нужно уважать.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять.

Спасибо за урок.











Заполните таблицу примерами.

частица

значение

примеры

НЕ

1.Отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

2.Утвердительное значение

НЕ мочь + НЕ инфинитив.

3. Утвердительное значение в восклицательном предложении.

4.Значение отрицания в СПП.

НИ

1.Отрицание в предложении без подлежащего.

2.Усиление отрицания.

3.Значение утверждения в СПП.



Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Всем известна пр...тягательная сила родников. (Н…)один путник (н...)может пройти мимо что(бы) (н...)остановит(?)ся (н…)пр...пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. (Н…)в людных местах (н...)в глухой тайге родник (н...)остаётся (н...)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н...)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).



Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение частиц.

Где бы люди меня (н…) спросили,

Я отвечу им так, (н…) солгу:

Мне (н…) жить без России,

Я дышать без неё (н…) могу. (А.Прокофьев)

Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение частиц.

(Н…) ломайте черёмуху.

(Н…) ломайте рябину,

Берегите калину.

(Н…) в апреле, (н…) в праздничном мае

(Н…) топчите свою луговину.

Мураву (н…) топчите, (н…) рвите,

(Не…)губите своих незабудок! (Ф. Сухов)

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Какой (н…) была богатой природа возможности её (не)безграничны. Мы должны быть её защитниками, ибо нельзя только владеть (н…) платя за добро ответным добром. (Н…)какими законами (н…) оградить пр…роду от ущерба, если каждый из нас (н…) осознает и (н…) на минуту (н…) буд…т забывать, что, нанося вред окружающей среде, мы вредим сами себе… (В.Ткаченко)

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Всем известна пр...тягательная сила родников. (Н…)один путник (н...)может пройти мимо что(бы) (н...)остановит(?)ся (н…)пр...пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. (Н…)в людных местах (н...)в глухой тайге родник (н...)остаётся (н...)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н...)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).



Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Какой (н…) была богатой природа возможности её (не)безграничны. Мы должны быть её защитниками, ибо нельзя только владеть (н…) платя за добро ответным добром. (Н…)какими законами (н…) оградить пр…роду от ущерба, если каждый из нас (н…) осознает и (н…) на минуту (н…) буд…т забывать, что, нанося вред окружающей среде, мы вредим сами себе… (В.Ткаченко)









13


© 2010-2022