Правописание приставок на з-, с-

Данный конспект разработан для пятого класса по теме «Правописание приставок на з-, с-».  Цель урока: создать условия для наблюдения над фактами языка и речи, для размышления  написания приставок, оканчивающихся на з-, с-;             - совершенствовать навыки каллиграфического, грамотного безошибочного письма; содействовать развитию письменной речи; логического мышления, развитию слуховой, зрительной памяти; повышать речевую культуру;             - содействовать воспитанию интереса к предмету, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-Правописание приставок на з-, с-

Тема урока: Правописание приставок на з-, с-.

Цели: - создать условия для наблюдения над фактами языка и речи, для размышления написания приставок, оканчивающихся на з-, с-;

- совершенствовать навыки каллиграфического, грамотного безошибочного письма; содействовать развитию письменной речи; логического мышления, развитию слуховой, зрительной памяти; повышать речевую культуру;

- содействовать воспитанию интереса к предмету, самостоятельность; содействовать укреплению и сохранению здоровья учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Задание на логическое мышление.

В каждой группе слов найдите лишнее.

1.Клевета, машина, магазин, весна, истина. (В слове весна 2 слога, а в остальных - 3) 2.Говорила, лепетало, пели, смеяться, прыгала. (Глагол смеяться-инфинитив, остальные глаголы в прошедшем времени.)

- Как определить сколько в слове слогов?

- Что такое инфинитив?

III. Орфографическая минутка.

Вставьте нужную букву.

(с,з)жать, (с,з)даваться, (с,з)делать, (с,з)гиб, (с,з)дешний.

- Что необходимо помнить о словах здесь, здание, здоровье, ни зги? (Буква з- в этих словах является корневой, поэтому написание этих слов нужно запомнить)

- Составьте с одним из этих слов предложение с прямой речью по схеме: А: «П».

(Например: Мария Степановна с улыбкой произнесла: «Здешний климат очень мягкий».)

IV. Словарная работа. Запись в словарик.

Здесь, здание, здоровье, ни зги, рассвет, расцвет, расчёт, рассчитывать.

V. Изучение нового материала.

1. Вспомним, что такое приставка? (Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) Привести примеры приставок.

Фонетическая минутка.

- Вспомните парные согласные по глухости и звонкости.

Б - П Д -Т З - С В - Ф Ж - Ш Г - К

- Какие согласные не имеют пар и являются только звонкими? Л, М, Н, Р, Й

2. Рассмотрите таблицу и самостоятельно сделайте вывод, как вы будете определять написание приставок на з-, с-

Приставки

Примеры

Без- (бес-)

Безжизненный, бесшумный

Воз- (вос-)

Воззвание, восходить

Раз- (рас-)

Разбросать, раскрыть

Низ- (нис-)

Низвергаться, ниспадать

Вз- (вс-)

Вздремнуть, всходит

Из- (ис-)

Известие, исходить

Через- (черес-)

Чрезвычайно, чересчур

- Ваши наблюдения необходимо сравнить с теоретическим материалом в учебнике на стр.____ (Чтение правила)

На доске можно представить следующую схему в виде алгоритма:

З или С

Смотри на следующий после приставки согласный.


Если звонкий, пиши З Если глухой, пиши С

Без- бес-

Воз- вос-

Раз- рас-

Низ- нис-

Из- ис-

Вз- вс-

VI. Физминутка. Офтольмологический тренажёр.

VII. Закрепление материала.

  1. Запишите слова в тетрадь. Учитель показывает слова на карточках.

Ра…ложить, …десь, в…дыхать, ра…кладчик, и…жарить, и…править, ни…послать, бе…крайний.

  1. Некоторые слова содержать двойные буквы зз - сс; в произношении они могут сливаться в один долгий звук. Вопрос о нормативном написании решается на основе разбора слова по составу.

Например: без-звезд-н-ый, рас-сматр-ива-ет.

Задание: Выполнить морфемный разбор слов.

Бе…смысленный, ра…судить, бе…сонный, и…следователь, ра…светает.

  1. Творческий диктант.

  1. Подобрать синонимы к словам с приставкой рас-.

Невнимательность - рассеянность.

График (поездов) - расписание.

Насмешить - рассмешить.

Режим - распорядок.

  1. Заменить словосочетания словом с тем же значением и приставками без-, бес-.

Ребёнок без забот - беззаботный

Небо без звёзд - беззвёздное

Жидкость без цвета - бесцветная

Дорога без конца - бесконечная

5-6 учащихся могут в это время работать по карточкам индивидуально.

КАРТОЧКА 1

Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить орфограмму.

И…пользовать, и…расходовать, ни…вергаться, ни…ходящий, во…вышаться2, во…полнить, в…весить, в…ходы, бе…болезненный, бе…полезный, …делаем, …доровье, ра…свет2.

КАРТОЧКА 2

Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить орфограмму.

И…колесить2, бе…звездный, ра…щедриться2, и…резать, бе…сонный, ра…чистить, ра…пахать, ра…светает, чере…чур, …бежал, …гинул, …дешняя, и…следователь.

КАРТОЧКА 3

И…купаться, и…жарить2, ра…бежаться, бе…ветренный, бе…крайний, и…править, ра…пустить, ра…считать, ни …ги, …жечь, бе…домный2, ра…ширить, ни…вергать.


  1. По схемам составить слова.


  1. с б… - сбежал

  2. …з - разжечь

  3. …з з ый - беззвёздный, беззвучный


  1. Самостоятельная работа. Списать. Вставить пропущенные буквы. Выделить основы предложений. Указать тип предложения по наличию грамматической основы.

1. Ласковым словом и камень ра…топиш… .

2. Бе…порядочный человек не проживет в добре век.

3. Бе…донную бочку в…дой не наполниш… .

4. Без стыда лица не и..носишь.

VIII. Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было легко….

- У меня вызвало затруднение….

- На уроке были использованы…

IX. Домашняя работа. Правило § 49, выписать из рассказа «Кавказский пленник» Л.Толстого 5-6 предложений, в которых присутствуют слова на тему «Правописание приставок на з-, с-»

© 2010-2022