Программа адаптационного периода пятиклассников

Влияние школы на здоровье учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее ¼ суток, выполняя интенсивную интеллектуальную работу. Важно совершенствование образовательного пространства, способствующего всестороннему развитию интеллектуального потенциала ребенка, становлению и развитию его духовных потребностей, формированию потребности к саморазвитию и самообучению, сохранению и укреплению психологического и физиологического здоровья ребен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа адаптационного периода пятиклассников

Влияние школы на здоровье учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее ¼ суток, выполняя интенсивную интеллектуальную работу. Важно совершенствование образовательного пространства, способствующего всестороннему развитию интеллектуального потенциала ребенка, становлению и развитию его духовных потребностей, формированию потребности к саморазвитию и самообучению, сохранению и укреплению психологического и физиологического здоровья ребенка.

В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям. Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы во много раз усиливаются в классах повышенного уровня обучения и ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации-одна из важнейших задач, объединяющих учителей.

Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых - оптимизация группогинеза, повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменении личностных показателей - снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.

В начале и конце каждого учебного года проводится психолого-педагогическое обследование учащихся 5-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей, выявления нарушений школьной адаптации, выяснения причин школьной дезадаптации.

Результаты психологического обследования показали следующее: значительная часть пятиклассников (50-60 %) адаптируются в течение первых 1,5-2-х месяцев; примерно 20-30 % детей к концу 1-го полугодия и 15% пятиклассников испытывают повышенные трудности болезненной и длительной адаптации к школе, т.е. составляют группу школьно-дезадаптивных детей.

Проведенное обследование показало необходимость создания комплексно-целевой программы, обеспечивающей организацию благоприятной адаптации школьников и коррекцию нарушений адаптации.

Комплексно-целевая программа адаптации обучающихся пятых классов «Первый раз в пятый класс» рассчитана на 9 месяцев.

Для отслеживания эффективности программы проводилось психологическое диагностирование учащихся 5-х классов.

Результаты обследования показывают:

-Положительную динамику школьной адаптации 5-в: повышение учебной активности на уроках, улучшение коммуникативности, снижение уровня тревожности.

-В экспериментальных классах процент учащихся с низким уровнем адаптации к школе в 2 раза ниже, чем в контрольных классах; а процент учащихся с высоким уровнем адаптации выше в 1 раз.

Общие положения программы



Объект: учащиеся пятых классов

Предмет: процесс адаптации учащихся пятых классов

Нормативно-правовая база

1.Конвенция ООН «О правах ребенка».
2.Конституция РФ.
3.Закон РФ «Об образовании».
4.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» в РФ от 24.17.98г. №124-Ф3.

Цель и основные задачи программы

Цель программы: сохранение психического здоровья учащихся пятых классов через повышение адаптивных возможностей детей в ходе специально организованной деятельности.

Задачи программы:

-Создать учебно-образовательное и учебно-воспитательное пространство для эффективной социально-психологической адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы и за ее пределами.

-Повысить уровень психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.

-Содействовать адаптации учебной программы и нагрузки к возрастным и индивидуальным, личностным возможностям и потребностям учеников.

-Создать комфортный психологический климат в классном коллективе через принятие норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

-Разработать систему диагностических средств с целью выявления детей с низким уровнем адаптации к школе.

-Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью полной реализации потенциальных возможностей ребенка в период адаптации его к условиям обучения в средней школе.



Ожидаемые результаты

-Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
-Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, государственно-общественном управлении школой.

Принципы реализации программы

-Гуманизм
-Демократизм
-Научность
-Индивидуализация и дифференциация
-Систематичность
-Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития

Критерии оценки достижения поставленной цели и задач

-Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.
-Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Повышение уровня коммуникативности пятиклассников



Уровень школьной адаптации ребенка определяется с помощью теста школьной тревожности (Филипса), анкеты для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой), анкеты «Мой любимый учитель», ранжирования предметов, ранжирования ценностей, опросника «Чувства в школе», анкеты для учителей «Уровень адаптации обучающихся», анкеты для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы», наблюдений.

Структура программы

1 часть.

Программа по первичной адаптации пятиклассников к средней школе.

1. Здравствуй, будущий пятиклассник!

-Анкета для родителей четвероклассников, индивидуальные беседы с родителями «Особенности развития ребенка»
-Диагностика познавательных процессов будущих пятиклассников, изучение индивидуальных особенностей учащихся.
-Собрание родителей будущих пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс-психологическая готовность родителей»

2.Учимся учиться.

-Курс занятий «Я и ТЫ» - знакомство, обучение навыкам учебного сотрудничества;
-Праздник «Посвящение в пятиклассники»

2 часть.

Программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся пятых классов.

1.Выявление учащихся 5-х классов, испытывающих трудности в адаптации к условиям обучения в среднем звене школы.

-Метод наблюдений
-Тест тревожности (протоколы, анализ данных)
-Анкета для родителей - «Адаптировался ли ваш ребенок к условиям обучения в среднем звене школы»
-Анкета для учителей «Уровень адаптации учащихся»
-Анкеты, опросники для учащихся

2.Практическая психология для родителей подростков

-собрания для родителей
-Задания-рекомендации для родителей (сотрудничество ребенка и родителя)







Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы


ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

адаптации пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы

«Первый раз в пятый класс»

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников.

Март-апрель

Классные руководители

начальной школы

2

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей (наблюдение)

Март-апрель

Классные руководители

начальной школы

3

Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования.

Апрель-май

Классные руководители

начальной школы

4

Консультации для педагогов, работающих в пятых классах, по темам:

-«Общая характеристика адаптационного процесса в 5- классе»

-«Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

Сентябрь

Андреяускене А.П.

Малютина Н.Н.

5

Собрание родителей будущих пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс - психологическая готовность родителей»

Май

Классные руководители

начальной школы

6

Собрание родителей пятиклассников «Возрастные особенности пятиклассников. Трудности адаптационного периода»

Сентябрь

Классные руководители

5-х классов

7

Проведение праздника «Посвящение в пятиклассники»

Сентябрь

Цилина Т.А.

8

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ (заполнение протоколов, анализ данных).

Сентябрь-октябрь

Классные руководители

5-х классов

9

Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-х классов, испытывающих трудности в адаптации к школе.

Сентябрь-март

Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники

10

Анкетирование родителей

Октябрь

Классные руководители 5-х классов

11

Наблюдение за поведением и учебной деятельностью детей.

Сентябрь-октябрь

Классные руководители

учителя-предметники

12.

Открытые уроки учителей, работающих в пятых классах.

Сентябрь-октябрь

Учителя-предметники

13

Выделение «группы риска» среди учащихся 5-х классов, составление программы реабилитации по каждому ученику в отдельности.

Октябрь

Классные руководители

5-х классов

14.

Методический семинар «Итоги адаптационного периода пятиклассников»

Ноябрь

Андреяускене А.П.

15.

Знакомство с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа. Изучить методику конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.

Апрель-май

Учителя-предметники

Классные руководители 5-х классов

16.

Линейка по итогам успеваемости пятиклассников.

31 октября

Завуч по учебной и воспитательной работе

17.

Составление индивидуальных карт на ребёнка, обучающегося

в 4 классе

Апрель-май

Классные руководители начальной школы








Общая характеристика адаптационного процесса в 5-м классе


Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли. Социальная адаптация включает:

  1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

  2. Успешное общение и адекватное отношение с окружающими.

  3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

  4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

  5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и учителя) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряжённостью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребёнок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Конечно же, адекватное восприятие ребёнком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Не мене важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочерёдно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребёнок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребёнка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.

Важной задачей для ребёнка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог и психолог. Ребёнок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики учителя биологии. Признание собственных недостатков для ребёнка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа Я.

Ребёнок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней - успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний), то задача педагога и психолога состоит в помощи ребёнку сохранить самоуважение как важнейшее условие преодоления неудач. Если же самоуважение не будет сохранено, вся система Я у ребёнка встает на его защиту, и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.

Заметим, что еще одной задачей педагогов и психолога на данном этапе социализации ребёнка будет обучение его способности размышлять о себе, осознавать свои мотивы и побуждения, уметь формулировать оценочные суждения о себе. Целесообразно в этом возрасте предлагать ребятам различные анкеты, беседовать с учениками о их самих, о том, как они представляют себя в сравнениями с другими учащимися, своим идеалом ученика. В этом возрасте идеальное Я ребёнка может быть вполне осмысленным.







Этапы организации адаптационного периода.



У каждого учителя свой стиль общения с учащимися. Одни преподаватели склонны к сдержанности, другие - к несдержанности, даже к какой-то экспансивности при оценке и характеристике ученика. Было замечено, что для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь розовые очки, другие подходят со «строгим метром». Таким образом, ни та, ни другая оценка по отношению к ребёнку не будет точной. Результаты психологических исследований показали, что в школьных коллективах, где нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе.

Педагог, пришедший из старшей школы в среднюю, часто механически переносит стиль взаимоотношений, сложившийся со старшеклассниками, на учащихся 5-го класса. Например, предъявление высоких требований относительно учебной деятельности, новых форм без этапа предварительного научения или объяснения причин.

Для того чтобы адаптационный период протекал эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:


  1. Разработка педагогами и психологами школы программы адаптации учащихся.

  2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.

  3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.

  4. Привлечение других специалистов (кружки, секции) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.





Диагностика учащихся, оканчивающих начальную школу.


Результаты диагностики учащихся в период окончания начальной школы дают возможность подготовить конкретные рекомендации преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям, а также оценить эффективность работы учителей начальной школы.

Диагностические исследования целесообразно проводить во второй половине года - в феврале или марте.

В исследовании можно использовать тесты на изучение структуры умственных способностей, продуктивных возможностей интеллекта и соответствующие опросники по социально- психологической готовности учащихся. Например, можно обратиться к тесту Амтхауэра по диагностике общих умственных способностей для данного возраста, а также прогрессивным матрицам Равена. Оправдано одновременное использование двух методик для получения более достоверных результатов. Для изучения эмоциональной и мотивационной готовности детей к средней школе обращаются к методике незаконченных предложений, тесту школьной тревожности Филипса, анкетам для оценки уровня и содержания школьной мотивации учащихся, рисуночным проективным методикам.

Методика незаконченных предложений

Дорогой ученик!

Учителя нашей школы хотят узнать твое мнение об учебе в школе. Для этого закончи напечатанные ниже предложения или подчеркни нужный ответ. Пиши как можно подробнее. Правильных или неправильных ответов нет Твое мнение для нас очень важно.

  1. В нашей школе мне больше всего нравится:

- учиться, уроки;

- учительница;

- наш класс, столовая, спортзал;

- что ещё, допиши.

2. Я больше всего люблю уроки….

3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?

Напиши, кто тебе помогает выполнять домашние задания.

  1. Мои родители говорят о школе:

- часто;

- редко;

- никогда.

6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я…

7. Когда я вспоминаю 4-й класс, то…..

Спасибо!

Примечание. Целесообразно, чтобы данная анкета не была анонимной. Вопросы 1,2 дают информацию о мотивации учения; вопрос 3 - информацию об адекватности помощи ученикам. Имеющим проблемы в учении; вопрос 4 - о преобладающем стиле оценочной деятельности педагога относительно данного ученика, а также о самооценке ученика; вопросы 5, 6 - об отношении родителей к школе и их участии в формировании самооценки ребёнка; вопрос 7 - эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу.


Тест в конце 1 четверти:

  1. Я иду утром в школу с радостью

  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

  3. В нашем классе хороший классный руководитель

  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за помощью и советом в трудной жизненной ситуации.

  5. У меня есть любимый учитель

  6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение

  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей

  8. У меня есть любимый школьный предмет

  9. Я считаю, что школа готовит меня к самостоятельной жизни.

  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать; 1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен

Анкета для родителей :

  1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

  2. Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?

  3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе?

  4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?

  5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?

  6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?


Анкета «Ваш ребёнок»

  1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?

  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

  3. Как ведёт себя ваш ребенок дома?

  4. Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, классного коллектива?

  5. Хочет ли видеть вас в школе?

  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?


Закончите предложения:

- Школа, в которой учится мой ребёнок, это….

- Класс, в котором учится мой ребёнок, это…

- Одноклассники моего ребёнка - это…

- Выполнение домашних заданий для моего ребёнка - это…

- Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку, это…

- Предметы, которые не нравятся моему ребёнку, это….



Содержание деятельности классного руководителя и психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.


Цель работы психолога и педагогов с учащимися, переходящими в среднее звено школы, состоит, во-первых, в определении готовности к обучению в новых условиях, во-вторых, в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности.

Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия готовности к обучению в средней школе.

  1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности. Успешное усвоение программного материала учащимися.

  2. Сформированность у ребёнка новообразований младшего школьного возраста. Таких как произвольность, рефлексия. Мышление в понятиях.

  3. Качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений ученика с учителем и одноклассниками.

  4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает и предупреждает его повышенную школьную тревожность.

  5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.

Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

Падение успеваемости учащихся в среднем звене обусловлено многими факторами, в том числе перегруженностью учебной программы 5-го класса, предусматривающей высокий уровень развития различных форм мышления. Учителя средней школы отмечают также, что дети приносят из начальной школы низкий уровень развития речи, не отвечающую требованиям средней школы способность к умозаключениям у большинства учащихся, слабое развитие навыков самостоятельной работы, стремление работать на отметку.






Задачи педагогического коллектива

Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода для учащихся 5-х классов следующие:

  • Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего;

  • Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции в работе с учениками 5-х классов: необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы;

  • Организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая критический возрастной этап;

  • Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).

Важно подчеркнуть, что школа может выполнять эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школ. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего. Из прошлого они должны быть заданы теми задачами развития, которые решаются средствами обучения раньше, чем заканчивается начальная ступень обучения.








Новые формы работы с учащимися.

При определении школьной стратегии организации адаптационного периода педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее:

  1. Урок остается основной, но единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5-м классе. на уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.

Важно использовать другие формы организации обучения:

  • Экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;

  • Игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий;

  • Диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать своё мнение, приводить аргументы;

  • Практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;

  • Мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала.

2. Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предложения. Конечно, понимание и применение понятий ограничено рамками того школьного предмета, на котором это понятие представлялось. Вместе с тем способность выделять, характеризовать понятие, использовать его в разных ситуациях должна развиваться как межпредметная. Например, школьники овладевают наблюдением природного объекта (уроки природоведения, естествознания), но не умеют наблюдать за словом, геометрической фигурой; учащиеся правильно используют орфографические правила в диктанте, но ошибаются в письменных ответах по географии или истории.






Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене.


Адаптация - процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.

Аннотация:

Эта тема актуальна в наше время, так как нестабильность семьи и общества отрицательно влияют на развитие личности.

Основополагающие вопросы:

  • Комфортно ли обучающимся в новой обстановке;

  • Вопросы учебной темы (проблемные)

- Что нужно для того, чтобы ребёнку жилось комфортно в новой обстановке?

  • Самостоятельные исследования учащихся:

- Комфортность на уроке, межличностные взаимоотношения со сверстниками, учителями.


Исследования учащихся:

  1. Комфортность на уроке;

  2. Межличностные взаимоотношения со сверстниками и учителями;

  3. Хорошо ли мне в школе?

  4. Мой любимый учитель.


Методические задачи:

  1. Владение правовыми аспектами социальной и в целом нормативно-правовой базой по организации психологической и социальной помощи детям.

Этапы проведения работы:

  1. Выбор и формулировка темы;

  2. Подбор источников информации;

  3. Сбор первичной информации;

  4. Диагностика класса;

  5. Обработка материалов;



Возрастные особенности младших школьников

(учащихся 5-7 классов)


Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б.Эльконина, имеет границы от 10-11 до 14-15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода могут быть различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своеобразный переходный период от подростничества к юности, приходящий на 14-16 лет. Это так называемый старший подростковый возраст. Это время приходится на 8-9 классы.

Рассмотрим особенности психологического и социального развития младших подростков 9учащихся 5-7 классов)

Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о своей собственной личности.

Л.С.Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания - полового, общеорганического и социального. Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста. Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность подростков6 они становятся восприимчивы к усвоению норм. Ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников) в процессе учебно-воспитательной работы.

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастания умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации. Ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и совсем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы2 не хотят мыслить и вести себя по-старому.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.

Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки сами того не подозревая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими.

Девочки - подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочки хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.




Материалы для лекции на тему


«Подростковый возраст: что должны знать родители»



Подростковый возраст - это период онтогенеза от 10-11 до 14-15 лет. Он является критическим, так как связан с «трудностями роста»: половым созреванием и «гормональными выбросами», ростом мышечной и костной ткани, диспропорцией в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике.

Девочки растут быстрее мальчиков. Именно поэтому девочки в 5-8 классах обычно выше и крупнее мальчиков.

«Длинноногость» обусловлена тем, что происходит рост трубчатых костей конечностей, а «угловатость» и «неуклюжесть» обусловлены диспропорцией в нарастании костной и мышечной ткани не в пользу последней. Следствием переживаний по поводу своей внешности может стать снижение самооценки, неуверенность в себе.

Именно поэтому родителям следует заранее готовить ребенка к «возможным проблемам». Рассказывайте о том, что вы чувствовали и какие ситуации возникали с ровесниками у вас. Подросток обязательно станет с вами делиться с вами своими проблемами. Важно формировать перспективу. Задавать «вектор развития»: «если ты будешь посещать плавание, то станешь менее напряжённым и быстрее превратишься в прекрасного лебедя..» Ни в коем случае нельзя позволять родителям фразы типа: «Ты разбил чашку - такой неповоротливый!», «Я тебе уже сто раз объясняла - такой бестолковый, ты до сих пор не понял решение задачи!» или «Что ты пишешь, как курица лапой?»

Таким образом физиология тесно связана с психологией. Если у ребенка наблюдается гипертония, то это может быть связано с ростом сердца и пока еще небольшими кровеносными сосудами. Именно поэтому важно соблюдать режим дня, дозировать как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. Правильное построение режима дня и его соблюдение - залог здоровья, успехов в учении.

Так, сон должен составить для младших подростков 10-11 часов. Для средних и старших подростков - 8-9 часов.

Выполнять уроки следует с 18 до 19.30, начиная с легких.

Кроме этого, распорядок дня - это способ развития произвольности. В центральной нервной системе наблюдается усиление подкорковой активности, то есть процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении подростка прослеживается эмоциональная неустойчивость. Связанная с резкими перепадами настроения, а также гиперактивность. Вследствие чего падает внимательность, ухудшается поведение и успеваемость. Рост ЦНС отражается на тонкой моторике. Ухудшается почерк; а также на речь и, зачастую. Ответы подростка превращаются в «вытягивание» из него того или иного материала (учебного).

В целом же в результате «перестройки» у пяти- и шестиклассников наблюдается временное снижение успеваемости, часто это является причиной «плохого поведения».

Именно на этом этапе развития ребенку жизненно необходимы понимание и поддержка взрослого! Это время «закрепления ценностей» и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций.

С чего начать?

Для начала задайте себе вопрос, а кто для моего ребенка является идеалом; какие качества ему нравятся в кумире, почему внешние, а не внутренние или наоборот; кому еще из одноклассников нравятся «он» или «она». Тогда, возможно, вы поделитесь своими воспоминаниями «о своем подростковом кумире» и найдете способ, как найти свое «Я» и достичь успеха.












Сценарий организационного родительского собрания


(5 класс)

Цель:

Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.

Задачи

  1. Изучить приоритетные интересы родителей.

  2. Познакомить родителей с основными направлениями деятель­ности классного руководителя в классе.

  3. Провести выборы родительского комитета.

Предварительная подготовка

1. Изучение классным руководителем личных дел учащихся, ре­зультатов их учебной деятельности в 4-м классе.

  1. Изучение характеристики класса за предыдущий год.

  2. Провести выборы родительского комитета.

4. Изготовление приглашений на первое собрание. Приглашение можно отправить по почте или разнести с помощью учащихся. Текст приглашения может быть таким:

«Уважаемые родители!

Ваш сын (или дочка) стал учеником 5-го класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше- на эти вопросы и на многие другие поможет ответить наша с вами первая встреча. Наше организационное собрание состоится …. Я на­деюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие на родительских собраниях и папы, и мамы (по возможности). С на­деждой на встречу. Ваш классный руководитель ... »

5. К родительскому собранию можно подготовить высказывания, которые будут прикреплены на классной доске.

Воспитание - это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни.

Я.А. Коменский

Чем с меньшим принуждением учатся дети,

тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.

Дж. Дьюи

Любите детство, поощряйте его игры и забавы.

Л.Н. Толстой

Школа - это мастерская человечности.

Ж.Ж. Руссо

Классный руководитель может приготовить в подарок родителям маленькие блокнотики, в которых на первой странице написать номер телефона школы, фамилии и имена педагогов, работающих в классе, свой номер телефона.

7. На доске написать основные направления плана воспитательной работы, нравственные законы общения классного руководителя с уча­щимися, количественный состав родительского комитета и направления его деятельности.

8. К первому родительскому собранию можно подготовить следующий опросник: .

- Фамилия, имя и отчество родителей.

- Год рождения, образование.

- Домашний адрес № телефон.

- Профессии родителей.

- Сколько детей растет в семье, каким по возрасту в семье является

пятиклассник - старше или младше?

- Полная или неполная семья.

- Особенности в развитии ребенка (часто болеет, страдает хрони­ческими заболеваниями, состоит на учете у врачей).

Ход собрания

Родители входят в класс, рассаживаются и до начала собрания дают ответы на вопросы (опросника).

1. Вступительное слово классного руководителя.

Во вступительном слове классный руководитель рассказывает о себе, о своей педагогической деятельности и о своей работе в качестве классного руководителя.

2. Самопредставление родителей учащихся.

В ходе самопредставления родители рассказывают о себе, своей семье и о своих ожиданиях, которые у них связаны с этим классом.

3. Вручение родителям блокнотов-сувениров.

В этих блокнотах родители могут делать записи, связанные с вос­питанием своего ребенка; вопросы, которые хотелось бы задать педа-

гогам.

4. Знакомство с планом воспитательной работы, знакомство с традициями школы.


  1. Рассказ об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся.

  2. Знакомство с дневником (какую информацию может дать дневник пятиклассника, на какие графы в нём необходимо обратить внимание).

5.Заполнение листа участия семьи в жизни класса.

Проблемы воспитания, которые нас волнуют

Мы могли бы организовать в классе классный час

Мы могли бы организовать в классе кружок

Мы могли бы организовать в классе секцию

Мы могли бы организовать в классе студию

Могу войти в состав родительского комитета и помочь


Заполнение данного листа позволит увидеть, какие проблемы воспитания волнуют родителей, их отношение к участию в жизни класса.


  1. Выборы родительского комитета





Сценарий праздника для учащихся

«Посвящение в пятиклассники»

Цель:

Знакомство учащихся со школой и друг с другом, формирование учебной мотивации, воспитание гордости за принадлежность к своей школе и классу.

Предварительная подготовка

1. Разделение класса на команды, выбор названия для каждой ко­манды, подготовка праздничных визиток с названием команды.

2. Подготовка каждой командой представления о себе.

3. Украшение актового зала шарами (шары оформлены в виде ви­ноградных гроздьев).

4. В центре сцены поместить плакат, вокруг пла­ката по кругу фотографии пятиклассников на фоне звездного неба.

Ход праздника

1. Вступительная часть.

На сцене сидят боги Афин - Зевс, Афина, Аполлон.

В зале - гости, родители учащuxся

Звучат фанфары, под музыку в зал входят дети.

Зевс. Мы собрались сегодня в этом зале,

Чтобы свершить обряд священный:

Достойным самым школьникам

Вручить почетный знак и звание гимназиста.

Афина (со свечой в руках).

В прекрасный мир спустились мы с Олимпа

Свет знанья принесли в своих руках.

Аполлон. И этот свет поможет вам

Преодолеть все трудности ученья.

Зевс. У человека есть душа и сердце

И сколько здесь гостей - столько и сердец

Не черствых и не безразличных,

А полных благородства и добра.

Афина. Свои сердца мы в помощь вам откроем.

Под музыку выходит Мэри Поппинс и поэт:

В центре города большого ...

Мэри (удивленно озирается). Приветствую вас, боги Олимпа. При­ветствую вас, высокие гости. Я прилетела сюда на праздник торжест­венного посвящения в гимназисты. Моя задача - помогать детям. И я предлагаю позвать знакомых вам героев, чтобы наш праздник стал ярким и красочным праздником. Они будут вашими помощниками и защитниками в течение всего праздника.

Давайте все вместе позовем: Алису из Зазеркалья, Д' Артаньяна, Шерлока Холмса, Робинзона Крузо.

Мэри. Сегодня, ребята, вы вступаете в самостоятельную жизнь, теперь вы сами должны принимать решения. Я прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой команды для жеребьевки. (Идет жepебьевка, под дробь барабанов ребята вытягивают листок с име­нами своего защитника, не называя, кто это.)

Мэри. Теперь вернитесь к своим командам и на листе ватмана на­пишите по три черты характера того героя, имя которого вы выбрали и кто будет вашим защитником. (Под соответствующую музыку (негромкую, классическую) ученики с помощью учителя пишут на листках характеристики героев).

Д Артаньян Алиса

Благородный фантазёрка

Смелый энергичная

Храбрый общительная

Отважный обаятельная

Милая

Шерлок Холмс Робинзон Крузо

Остроумный упорный

Умный трудолюбивый

Находчивый изобретательный

Сдержанный оптимист

Аккуратный

Мэри. Ребята, вы готовы? Откройте свои плакаты. А вы, уважае­мые герои, определите, какую команду вы будете защищать на пути к достижению цели.

Д' Артаньян. Я считаю, что это моя команда. Смелость - черта, которой обладают все гасконцы.

Алиса. Фантазерка - это я! Придумать Зазеркалье. Это надо уметь!

Робинзон. Трудолюбие - главная добродетель. Без него человек пропадет не только на необитаемом острове, но даже среди людей.

Холмс. По-моему дедуктивному методу я понял, что мне досталась эта команда. И я сумею ее защитить.

Зевс. Защитники нашли свои команды.

И сердцем и умом смогли увидеть,

Что краткость есть сестра таланта.

2. Командное представление учащихся.

Мэри. Пока все идет замечательно. Защитники представлены. Од­нако мы мало что знаем о тех ребятах, которые хотят стать пятиклассниками.. Слово предоставляется командам. Просим вас на сцену.

На сцену выходят представители каждой команды и рассказывают о себе: какими качествами характера обладают пятиклассники, чем увлекаются (хобби, спорт) и др.

После выступления каждой команды звучит «хвалебная» речь за­щитника.

Холмс. Я считаю, что моя команда заявила о себе в соответствии с дедуктивным методом. Кратко, логично и вразумительно. Дедукция вам поможет.

Робинзон. Я С большим интересом наблюдал за выступлением моей команды. Они умелые и находчивые ребята. Умение заинтересо­вать - верный путь к успеху.

Д' Артаньян. Вы смелы, как гасконцы. Вы были лучшими. Мой де­виз: «Один за всех и все за одного». Рассчитывайте на меня, друзья!

Алиса. Как вы все замечательно придумали, ребята. Умение фан­тазировать - достойная черта творческих людей.

Зевс. Достойный человек - неповторим. Умение себя представить - достоинство для каждого.

3. Совместный конкурс родителей и детей.

Зевс. Запомните, поклонники науки! Для науки нужно и веселье, и фантазия, и ум, и доброта.

Мэри. Умение находить общий язык - это достоинство детей, и взрослых. Я вижу, вы разделились на партию почитателей языка вели­кого Шекспира и языка великого Гете. Каждая земля, народ славится великими людьми, которых знает весь мир и, конечно, знаете вы. Вот и назовите фамилии и достижения заслуженных и известных людей, поз­накомьте нас со своими. познаниями в истории Англии и Германии.

Алиса. Интересно, а смогут ли нам помочь родители будущих пятиклассников? Мы разрешаем родителям будущих гимназистов подсказы­вать своим детям. Все на помощь!·

Мэри. Кто начнет? (Ребята поднимают руки, защитники, родители помогают).

Вопросы конкурса

1. Как называется столица Германии? (Берлин.)

2. Какая река протекает в столице Англии? (Темза.)

3. Какую страну называют туманным Альбионом и почему? (Англию.)

4. Для какого инструмента писал свои знаменитые музыкальные произведения Людвиг Ван Бетховен? (Орган.)

5. Как называются знаменитые английские часы? (Биг-Бен.)

6. Чем прославился английский город Ливерпуль? (Музыкальным ансамблем «Биттлз».)

7. В каких странах, кроме Германии, говорят на немецком языке (В Австрии, Люксембурге, Лихтенштейне, Швейцарии.)

8. Что означает немецкое слово «BUCH»? (Книга.) .

IV. Заключительная часть.


Зевс О, боги! Эти дети

Знают, наверное, все на свете.

И книги читают, умеют шутить.

Им пятиклассниками точно уж быть!

Мы были рады в гости к вам попасть,

Однако нас Олимп заждался.


Крузо. Путешествовать хорошо, но возвращаться домой вдвойне приятно.

Холме. Меня ждут уже на Бейкер-стрит. Точный адрес - это жиз­ненная необходимость.

Алиса. Даже, если ты живешь в выдуманном Зазеркалье, ты должен возвратиться домой.

Д' Артаньян. Как найти нас, вы знаете! Оставьте свой адрес, друзья!

Зевс. Мы покидаем вас, но остаемся с вами, пока вы учитесь в школе родной. По вашим адресам придут депеши. Все пожелания, советы наши примите к сведенью, учитесь хорошо.

Мэри. Вы прошли много испытаний. Каждый из вас с нетерпением ожидает вердикт верховного суда. _

Зевс. Пройдя все испытания сегодня

Вы доказали, что достойны

Именоваться пятиклассниками.

Афина. Не забывайте добродетель,

Доброте и милосердию

Нас учат с детства.

Аполлон. Вы показали краткость, точность,

Фантазией полны вы,

Достойно вы умеете общаться,

Неповторимы вы, как личность.

Зевс. И, наконец, наш вердикт: В единстве ваша сила.

(На сцене весь класс, все дети получают свидетельство от Зевса и кладут руки друг другу на руку - соединяют.)

Зевс. Для принятия Клятвы пятиклассника всем встать.

Мэри (читает клятву, дети повторяют каждую строку).

Мы, учащиеся ...

Клянемся

с точностью выполнять

Обязанности пятиклассников.

Клянемся

Творчески, нужной работой

На школьное благо,

Традиции прежние

Множить и свято хранить.

Клянемся

К новым вершинам

И к новым делам интересным

Вместе со всеми - к знаньям идти.

Клянемся!

(Все исполняют гимн «GAUDEAMUS», садятся.)

Зевс. Я поднимусь на Олимп, но у вас есть свой высший суд, своя богиня.

Мэри. Слово предоставляется директору школы.

(Выступление директора с напутствиями и пожеланиями и роди­телям, и учащимся.)

Мэри. Рядом с вами всегда ваши милые мамы и папы. Послушаем их пожелания.

(Выступления желающих родителей.)

Мэри.

До свиданья, дорогие,

Вам ни пуха, ни пера.

Помогают вам пусть в жизни

Лишь попутные ветра.







Программа адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассниковПрограмма адаптационного периода пятиклассников

© 2010-2022