Программа по русскому языку в 8-9 классах (дополнительный час)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тат.Челнинская основная общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального район РТ

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на совещании при директоре Директор школы_________Крюков С.В.

Протокол заседания № ___ Приказ № ________

«_____» _____________ 2015__ г. «____» ______________ 2015__ г.


Рабочая программа

по русскому языку

для 9 класса

уровень повышенный




Автор: учитель

МБОУ «Тат.Челнинская ООШ»

Газейкина Т.М.


с. Татарские Челны

2015 - 2016 учебный год

1. Пояснительная записка

Дополнительный час по русскому языку «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2015 г.

В данной программе больше внимания уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Дополнительный час позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.

Программа дополнительного часа предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса также не уделяется достаточного внимания, и это не затрудняет подготовку учащихся к выполнению части С2.

Данная программа предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями, используя рабочие тетради под редакцией И,П, Цыбулько и Интернет.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;

Задачей дополнительного часа является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:


  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;

  • работать с тестовыми заданиями;

  • определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;

  • уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Темы дополнительного часа соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА.

Программа дополнительного часа «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение.

2.Сочинение на лингвистическую тему.

3.Решение тестовых заданий формата ОГЭ.

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе - это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 - А7) и задания с кратким открытым ответом (В1-В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.

Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое - составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

В качестве учебного пособия используется для данного часа учебное пособие С.И.Львовой «ГИА выпускников 9 класса по новой форме. Русский язык 2013». Сборник заданий. М., «Эксмо».

Г.Т. Егораева «Русский язык ГИА. Практикум. С-2 2015 год. Москва.

КИМы по русскому языку. Для учащихся 9 класса.

Сенина Н.А. Русский язык. Комплексный анализ текста. От текста к слову. 9 класс.

Интернет - ресурсы:

ctege.info/oge-po-russkomu-yazyiku-gia/probnyiy-oge-gia-2015-po-russkomu-yazyiku-s-otvetami.html

4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/5705-demoversiya-oge-2015-po-russkomu-yazyku.html

ctege.info/demoversii-gia-oge-2015-po-vsem-predmetam/demoversiya-gia-oge-2015-po-russkomu-proekt.html


II. Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

Контрольные

работы

1. Введение. Значение курса, его задачи.

1



2. Текст. Сжатое изложение

4

1


3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему

8

1


4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.

21


2




ИТОГО

34

2

2

ІІІ. Содержание программы

1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (4 часа).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (8 часов).

Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания С2.

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (21 час).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

5. Заключение. Итоговый контроль (1 час).

Анализ ошибок.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;

  • лексические явления в языке;

  • грамматические явления в языке.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста (С2.),

  • аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;

  • последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

  • уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях

V. Перечень учебно-методического обеспечения

1. С.И.Львова «ГИА 9 класса по новой форме. Русский язык». Сборник заданий. М., «Эксмо», 2013 .

2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2014.

3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2012.

4.Л.И.Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы. -М., «Айрис Пресс». 2013г.

Словари и справочники.

1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005.

2. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. - М., 1989.

4. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1991.

Календарно-тематическое планирование

«ОГЭ: подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Корректировка

План

Факт

1.

2.09


Ведение. Значение курса, задачи-1ч. Особенности ГИА(ОГЭ)-2014г. по русскому языку в новой форме: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Заполнение бланков. Критерии оценки.


2.

9.09


Текст. Сжатое изложение. Микротемы текста.

3.

16.09


Способы сокращения текста. Исключение.


4.

23.09


Способы сокращения текста. Обобщение. Упрощение.


5.

30.09


Практическая работа. Приемы работы с текстом. Анализ работ.


6.

7.10


Текст. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение. Критерии оценки. Алгоритм работы над сочинением.


7.

14.10


Тематика сочинений. Анализ цитаты. Роль лексических и грамматических явлений в тексте.


8.

21.10


Языковые явления в теоретической интерпретации тезиса. Синтаксические явления для теоретической интерпретации текста.


9.

28.10


Средства речевой выразительности.


10.

11.11


Наличие аргументов. Способы оформления.


11.

18.11


Речевые клише.


12.

25.11


Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения.


13.

2.12

Анализ работ.


14.

9.12


Комплексный анализ текста. Тестовые задания. Понимание текста. Обоснованный ответ на вопрос. А 1.


15.

16.12


Лексическое значение слова. А 2.


16.

23.12


Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, сравнительные обороты, эпитеты, олицетворения, гиперболы. А3.


17.

13.01


Фонетическая характеристика слова. А 4.


18.

20.01


Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. А5.


19.

27.01


Правописание приставок. А6.


20.

3.02


Одна и две буквы Н в прилагательных, наречиях, причастиях. А7.


21.

10.02


Просторечные, устаревшие, разговорные слова и стилистически нейтральные синонимы. Антонимы. В1.


22.

17.02


Способы подчинительной связи в словосочетаниях. В2.


23.

3.03


Грамматическая основа предложения. В3., В6.


24.

10.03


Предложения с однородными членами. В4.


25.

17.03


Предложения с обособленными и уточняющими членами. В4.


26.

7.04


Предложения с вводными словами и обращениями. В5.


27.

14.04


Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.. В7.


28.

21.04


Бессоюзные предложения. В7.


29.

28.04


Предложения с однородным подчинением придаточных. В8.


30.

28.05


Предложения с последовательным подчинением придаточных. В8.


31.

5.05


Сложные предложения с различными видами связи. В9.


32.

12.05


Диагностическая работа в форме ОГЭ. Тесты.


33.

19.05


Диагностическая работа в форме ОГЭ. Тесты.


34.

19.05


Анализ ошибок.




© 2010-2022