Изображение русской природы в творчестве русских художников, поэтов, музыкантов 19 века

Предложенная разработка представляет собой интегрированный урок по литературе и МХК.  Цель занятия: познакомить учащихся  с произведениями русских  художников, поэтов  и композиторов  о русской природе; научить соотносить представленные  произведения  разных видов искусства  с обозначенной темой.  Для работы на уроке используются стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева; Отрывки из музыкальных произведений композиторов: П.И. Чайковского, А.П. Бородина, Н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по русской литературе и МХК

Подготовили учителя: Комисарнко Е.Б, учитель МХК

Кузнецова О.Л., учитель русского языка и литературы

Изображение русской природы в творчестве русских

художников, поэтов, музыкантов 19 века.

Цель: Познакомить с произведениями русских художников, поэтов и композиторов о русской природе.

Научить соотносить представленные произведения разных видов искусства с обозначенной темой.

Задачи урока:

  • Воспитательная задача - воспитывать чувство прекрасного через литературу, музыку и живопись; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.

  • Образовательная задача - формировать у обучающихся умение слышать и видеть картины природы в искусстве.

  • Развивающая задача - развивать творческого воображения, внутреннее зрение; развитие интереса к искусству через знакомство с произведениями русских художников, музыкантов, композиторов.

  1. Оргмомент.

  2. Подготовка к усвоению.

Начинается урок со слайд-шоу репродукций картин русских художников 19 века под музыку Чайковского, чтения стихотворения Рыленков «Все в тающей дымке…»

Учитель:

- Прослушав это стихотворение, музыку, увидев репродукции картин, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Формулируют обучающиеся. Тема : Изображение русской природы в творчестве русских художников, поэтов, музыкантов.

Какова цель нашего урока? ( Формулируют обучающиеся с помощью учителя. Познакомиться с произведениями русских художников, поэтов, писателей и композиторов о русской природе. Научиться соотносить представленные произведения разных видов искусства с обозначенной темой. )

- Какими средствами может рассказать о красоте родной природы художник? (При помощи цвета, композиции)

- А композитор? (При помощи звуков, ритма, темпа)

- Поэт выражает свои чувства при помощи слова, ритма, рифмы.

У художника - краски, у композитора - звуки, у писателя и поэта - слово. Этими средствами создаются картины родной природы, родины. Мы мысленно представляем эти картины, слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть. Главное - надо уметь видеть, слышать, понимать.

3. Усвоение

Именно сегодня нам представляется такая возможность. Нашими помощниками сегодня станут великие русские поэты, художники, композиторы 19 века.

- Имена каких художников, творивших в 19 веке, вам известны? (Ответы обучающихся)

- Назовите поэтов, творчество которых относится к 19 веку. (Ответы обучающихся)

- Вспомните имена русских композиторов 19 века.

(Ответы обучающихся сопровождаются демонстрацией портретов русских художников, поэтов, композиторов.)

Действительно, тема родной природы раскрывается в произведениях таких художников, как Левитан, Саврасов, Грабарь, Шишкин. (слайды)

Красоту и неповторимость родного края воспевают в своих произведениях поэты - Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет , Тютчев. (слайды)

Все звуки русской природы можно услышать в мелодиях русских композиторов : Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского.

Русская природа прекрасна всегда: зимой и летом, осенью и весной. Сейчас вам предстоит прислушаться и всмотреться в великие произведения русских гениев и попытаться объединить их единой темой - временем года.

Для этого мы предлагаем вам поработать в группах.

Назовите, какие времена годы вы знаете? (осень, весна, лето, зима)

- Итак, вы разделены на 4 соответствующие группы. А ваше время года определит жеребьевка (с начала урока учащиеся разделены на 4 группы).

- Я прошу подойти ко мне представителя от каждой группы. (тянут жребий)

- Итак, внимание: задание для групп . У вас на столах лежат специально приготовленные для работы стихи русских поэтов о природе, репродукции картин и заготовлены музыкальные фрагменты. Ваша задача состоит в том, чтобы выбрать стихотворение по вашей теме, подобрать репродукцию картины, соответствующую выбранному времени года и определить музыкальный фрагмент. Итогом работы группы становится литературно-художественная композиция по теме - вы подготавливаете выразительное чтение стихотворения под выбранный музыкальный отрывок.

Работа группы оценивается по следующим параметрам:

  1. Правильность подбора материала.

  2. Презентация композиции по алгоритму

  3. Выразительность чтения произведения.

Алгоритм презентации работы также лежит у вас на столе.

После презентации другие группы могут задать вопросы на понимание, экспертами дается оценка выступления.

- Итак, мы начнем с выбора музыкального фрагмента. Для вас звучат фрагменты музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года» Ваша задача: внимательно выслушав отрывки , определить подходящий вам по теме.

(Итак, фрагмент №1, фрагмент №2, фрагмент №3, фрагмент №4)

-Музыкальный фон определен, теперь ваша задача подобрать литературный и изобразительный материал. На работу вам дается 7 минут.

(Учащиеся работают в группах. )

Выступление каждой группы проходит на фоне музыкального отрывка, выбранного ею для своего выступления.

Мы предоставляем слово группе №1, №2, №3, №4 (Группы выступают по очереди, слушатели задают вопросы, оценивают работу групп по предложенному алгоритму.)

Итог урока.

Таким образом, мы сегодня с вами познакомились с произведениями великих поэтов, художников, композиторов, которые посвящали свое творчество русской природе.

А чтобы проверить ваши знания, мы предлагаем вам выполнить задание по карточкам

( Подчеркните имя русского композитора 19 века, воспевающего тему родной природы)

- 3 вида карточек.

Рефлексия:

- Что показалось вам самым сложным в работе? Почему?

- Что легким?

Оценивание работы: в целом все с заданиями справились, молодцы.

- Искусство и природа неразделимы. Вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусстве, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.

Домашнее задание: выучить любое стихотворение о русской природе. Учебник стр. 313-316 1 часть.

Спасибо вам за работу



Приложение.

Пример контрольного теста.

Контрольный тест

  1. Подчеркните имена русских художников 19 века.

С.В. Иванов, К.Ф. Юон, И.Э. Грабарь, И.И. Бродский, И.Л. Левитан, М.Б. Греков.

2. Подчеркните имена русских поэтов 19 века.

А. Майков, С.С. бобров, Ф.И. Тютчев, И.П. Елагин, Е.И. Костров, Э.Г. Багрицкий.

3. Подчеркните имена русских композиторов 19 века.

А.Хачатурян, Людвиг ванн Бетховен, И.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, И. Дунаевский, Т. Хренников.


© 2010-2022