- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка «Подчинительные союзы. Типы подчинительных союзов»
Конспект урока русского языка «Подчинительные союзы. Типы подчинительных союзов»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бубнова С.В. |
Дата | 05.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Подчинительные союзы. Разряды подчинительных союзов.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, ИД, презентация, раздаточный материал.
Цели:
-
Образовательные:
-
знакомство с типами союзов;
-
формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
-
выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
-
-
Воспитательные:
-
воспитание любви и уважения к родному языку;
-
-
Развивающие:
-
развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
-
Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение предложений по схемам, словарная работа.
План урока
Оргмомент. (1 мин.)
I .Лингвистическая разминка.(3 мин)
II.Комментарий домашнего задания.(5мин.)
III. Изучение темы «Подчинительные союзы» (10 мин.)
IV. Закрепление знаний на практике.(15мин.)
V.Словарная работа.(4 мин)
Итог урока. (2 мин)
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Запишите наречия, укажите, к каким смысловым группам
они относятся:
Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно.
(Внезапно, легко (образ действия); вскоре, навсегда (время); издалека (место); сгоряча, нечаянно (причина); нарочно, назло (цель); совершенно, очень (степень).)
Сверяем задание! (слайд открывается отодвиганием «шторки»)
II. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 334: чтение, обсуждение вопросов.
Комментарий. В каждом из отрывков высказана одна мысль:
внутреннее содержание не соответствует внешней форме. Союз но играет роль противопоставления; он словно зачеркивает сказанное в предложениях, утверждая другую мысль.
2. Упражнение 336: выразительное чтение фрагментов стихотворений, определение роли повторяющихся союзов.
III. Изучение темы «Подчинительные союзы»
1. Слово учителя.
Ребята, давайте вспомним о роли сочинительных и подчинительных союзов в предложении. Обратим внимание на доску.
В лингвистической разминке мы вспомнили распределение наречий по значению. Это наиболее общие значения, которые касаются самых разных отношений действительности. То же относится к подчинительным союзам.
Задание : назовите подчинительные союзы в данных предложениях ( 2 слайда с предложениями).
Проверка задания:
Вывод учащихся: Подчинительные союзы делятся по значению на несколько групп.
2. Эвристическое задание.
- Попробуйте сами определить названия групп по данным союзам, записанным на доске.
Сверяем задания! (слайд открывается отодвиганием «шторки»)
(Последнюю группу определим и запишем позже: изъяснительные союзы иногда совпадают с союзами других групп. Подчеркнем, что реальное значение союзов проявляется только в предложении, в контексте.)
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 337: комментированное письмо.
Примечание: предложение 4 содержит изъяснительный,
а не сравнительный союз как. Сопоставим предложения, зададим вопросы от главных предложений к подчиненным:
Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. {Не заметил чего? как въехал...)
Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин.) {Роняю как? как дерево роняет...)
2. Упражнение 338: самостоятельная работа с последующей проверкой; морфологический разбор слова сотый и схема предложения выполняются на доске и в тетрадях.
3. Упражнение 339: устно.
V. Словарная работа
- Запишите слова, помещенные в рамке на с. 159, в словарики; уточните их значение и происхождение по словарям.
Светофор, семафор.
Домашнее задание
1. §59.
2. Упражнение 340.
3. Упражнение 335 (сочинение-миниатюра «На берегу»).