Конспект урока по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре»

УРОК ПО РАССКАЗУ А.П.ЧЕХОВА «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ» НА ТЕМУ: « КАК БЫ ЧЕГО НЕ ВЫШЛО…» ПЛАН УРОКА: 1.Слово учителя об истории создания рассказа. 2.Пересказ рассказа по цепочке. 3.Беседа по содержанию произведения. 4.Цветовая деталь в рассказе ( использование презентации по мере продвижения анализа произведения) 5.Мастерство Чехова – рассказчика. 6.Выводы по уроку -Какие эпизоды можно зачитать, чтобы доказать, что Беликов умер, а «беликовщина » осталась? -Как можно раскрыть понятие «беликовщина»? Есть ли духовное родство между Беликовым, Буркиным и другими учителями и горожанами? Выступление творческой группы. Учащиеся читают « завещание» Беликова. Мастерство Чехова - рассказчика. Жанр рассказа А.П.Чехов довел до совершенства: не смотря на малый обьем, с максимальной правдивостью отражены различные стороны нашей жизни. -Как автор этого добивался? 1)Заглавие, которое почти всегда имеет точное идейное звучание. 2)Сюжет, который строится на остром необычном положении. 3)Композиционными элементами: очень краткой экспозицией; острым динамичным действием; неожиданной развязкой, в которой чаще всего сосредоточена суть рассказа; художественной деталью, которая заменяет описания. Какие приемы использует автор для сатирического изображения «футлярной жизни»? -сгущение красок путем подбора ряда однородных деталей -резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа -герой из привычной для него обстановки попадает в новые для него условия, где резче обозначаются черты его характера.( это задание можно задать на дом) .Выводы по уроку. -Как вы думаете: жива ли «беликовщина» сейчас? Как она проявляется? А.П.Чехов подводит нас к мысли о глубочайшей враждебности человека, строящего господствующие отношения, при которых присутствует лишь свобода стяжательства, подавления истинно человеческих чувств и стремлений. И такая свобода устраивает многих.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ПО ТЕМЕ: « КАК БЫ ЧЕГО НЕ ВЫШЛО…»

(ПО РАССКАЗУ А.П.ЧЕХОВА «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»).

Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями творчества А.П. Чехова, пробудить интерес к исследовательской деятельности, дать понятие ««беликовщины», уяснить уроки, которые дает нам автор через раскрытие образа главного героя.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции, надписи на доске, рисунки учеников, презентация, подготовленная учеником или группой учеников.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: написать «завещание» Беликова, создать сценический образ Беликова.

НА ДОСКЕ слова М.Горького: «…Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности…»

ПЛАН УРОКА:

1.Слово учителя об истории создания рассказа.

2.Пересказ рассказа по цепочке.

3.Беседа по содержанию произведения.

4.Цветовая деталь в рассказе ( использование презентации по мере продвижения анализа произведения)

5.Мастерство Чехова - рассказчика.

6.Выводы по уроку.

.

ХОД УРОКА:

1.История создания произведения. В 1898 году в седьмой книжке «Русской мысли» появился рассказ «Человек в футляре». Позднее появляются и другие произведения так называемой маленькой трилогии. Сегодня мы остановимся на одном из них, поговорим о героях и их поступках в рассказе «Человек в футляре»

2.Пересказ основного содержания текста ( восстановление последовательности событий в рассказе)

3.Беседа по содержанию:

-Каким предстает перед нами Беликов ( внешний вид, обстановка в его квартире; вещи, окружающие его, речь)

-Что можно сказать о жизненных принципах Беликова?

-Что, по вашему мнению, составляет основу его характера?

-Почему ничтожный Беликов «держал в руках» весь город?

В гимназию приезжает новый учитель истории и географии. Его сестра Варенька, « высокая, стройная, чернобровая, краснощекая» очаровала всех и даже произвела впечатление на Беликова. А когда окружающие стали внушать ему мысль о браке, «он решил, что ему в самом деле нужно жениться».

-Изменился ли Беликов после этого решения? Почему он медлил сделать предложение Вареньке?

-Что потрясло Беликова и о чем он предупреждает брата Вареньки? Как тот реагирует на предупреждение

-От чего Беликов умирает?

(он впервые получает отпор, терпит поражение….и умирает)

-Какие эпизоды можно зачитать, чтобы доказать, что Беликов умер, а «беликовщина » осталась?

-Как можно раскрыть понятие «беликовщина»? Есть ли духовное родство между Беликовым, Буркиным и другими учителями и горожанами?

Выступление творческой группы. Учащиеся читают « завещание» Беликова.

Сценический образ Беликова (комментарий ученика).

4.Цветовая деталь как способ раскрытия образа.

-Какие цвета преобладают при описании Беликова и его вещей? Привести примеры из текста.

Цветовой фон еще более усиливают определения, характеризующие его мимику. Привести примеры .

5.Мастерство Чехова - рассказчика.

Жанр рассказа Чехов довел до совершенства: при малом объеме он с максимальной правдивостью отражал различные стороны жизни.

-Как автор этого добивался?

1)Заглавие, которое почти всегда имеет точное идейное звучание.

2)Сюжет, который строится на остром необычном положении.

3)Композиционными элементами: очень краткой экспозицией; острым динамичным действием; неожиданной развязкой, в которой чаще всего сосредоточена суть рассказа; художественной деталью, которая заменяет описания.

А какие приемы использует Чехов для сатирического изображения «футлярной жизни»?

-сгущение красок путем подбора ряда однородных деталей

-резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа

-герой из привычной для него обстановки попадает в новые для него условия, где резче обозначаются черты его характера.( это задание можно задать на дом)

6.Выводы по уроку.

-Как вы думаете: жива ли «беликовщина» сейчас? Как она проявляется?

Чехов приводит нас к мысли о глубочайшей враждебности человеку строя господствующих отношений, при которых может быть лишь свобода стяжательства, свобода подавления истинно человеческих чувств и стремлений. И такая свобода устраивает многих .Истинная драма в том и состоит, что люди приспосабливаются к этим условиям и живут припеваючи, чувствуя себя довольными и счастливыми.


© 2010-2022