Фонетика как раздел науки о языке (5 класс)

В данной  разработке  представлен материал для повторения пройденного  материала  по  фонетике в начальной школе.  А  также дана  картинка  устройства  речевого  аппарата  человека, для  того чтобы  детям  было легче  понять  где выдыхаемый воздух встречает преграды,  а  где  нет.       Также  дана таблица,  в  которой  чётко видны  характеристики  кажого  гласного  и  согласного звука  русского  языка.  Эти данные  можно  смело  и  по-разному использовать  при  работе  на 2-х или 3-х  уроках  п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

1. Из чего состоит каждое слово? (Из звуков)

2. Сколько звуков в слове стол? Ручка?

3. Сколько звуков в слове ключ?

4. Что мы наблюдаем одинаковое в данных словах? (Одинаковые звуки).

5.А что разное в этих словах? (Смысловая сторона слова).

Далее говорю: "Итак, слова отличаются друг от друга по смыслу и звучанию".

6. Приведите примеры слов, которые одинаково звучат, но различны по смыслу. / Рой землю, рой пчел /

Затем проходит работа по закреплению материала:

1 . Из чего состоит наша речь?

2. Чем отличаются слова друг от друга?

3. На какие части распадается слово со звуковой стороны? (На слоги, а слоги делятся на звуки).

Сообщаю, что при помощи легких, гортани, мягкого неба: языка, зубов, губ мы произносим звуки. Одни звуки образуются при участии голоса, а другие - без голоса. Напоминаю, что звуки речи делятся на гласные и согласные. При произнесении гласных звуков, воздух, выдыхаемый нами, не встречает препятствие. А при произнесении согласных звуков, воздух, выдыхаемый нами, встречает препятствие. Препятствием могут быть: зубы, гортань, мягкое небо

В русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки состоят из голоса и шума, а также только из шума. В русском языке двадцать согласных звуков: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

4. Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых в полости рта воздух встречает препятствие).

5. Из чего состоят согласные звуки? (Одни из голоса и шума, другие только из шума).

6. Из чего состоят звуки [г], [ж], [з]? (Из голоса и шума).

7. Из чего состоят звуки [к], [с], [т], [ш]? (Tолько из шума).

Сообщаю, что особое место в русском языке занимает звук [й]. Он не составляет слога и называется неслоговым или кратким. Далее сообщаю детям, что звуки указываются в квадратных скобках или иначе в транскрипции, чтобы мы отличали их от букв.

Затем выполняется упражнение № 245 и повторяются гласные звуки. После этого выполняется упражнение № 250 и повторяются согласные звуки. Таким образом ученики определяют, какими гласными звуками и какими согласными звуками различаются слова.

Данное задание может быть использовано в качестве домашнего задания. Из слова " Ф О Н Е Т И К А " набрать и составить как можно больше слов: ФЕН, ФОН, КОТ, ТОК, НИТКА, КОНФЕТА, КИТ, КОФТА, ФАКТ, НОТА, АКТ, ФАНТИК, ТИК, КОФЕ, ТКАНИ, ОКНА и т. д.





Фонетика как раздел науки о языке (5 класс)

Фонетика как раздел науки о языке (5 класс)

Фонетика как раздел науки о языке (5 класс)

© 2010-2022