Программа центра духовно-нравственного развития «Слово»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №8



603005, г. Нижний Новгород, ул. Писунова, д. 35 «А» тел. 8-831-436-21-58



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ лицей №8

____________ И.Н.Ярцева

(подпись, печать)


Центр духовно-нравственного развития «Слово»


ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Срок реализации: 3 год

Возраст детей: 10 - 15лет


Разработчик:

Бабурова Н.И., учитель русского языка и литературы, руководитель Центра «Слово»



г. Нижний Новгород

2015







Пояснительная записка

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации: развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Возрождение духовности нужно начинать с возрождения русских национальных традиций, культурных и православных ценностей. И начинать это нужно со школьной скамьи.

А какой вклад в воспитание молодого поколения в духе преемственности духовно-нравственных традиций можем внести мы, учителя лицея № 8?

Ответом на этот вопрос стало создание центра духовно-нравственного развития "Слово". Это произошло 1 февраля 1996 года в стенах нашей школы. В течение 15 лет в лицее № 8 действует этот центр, который начал работу с благословления митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая.

Центр духовно-нравственного развития «Слово» создан как социокультурное объединение педагогов, учащихся и их родителей. Центр входит в организационную структуру лицея N 8 г. Нижнего Новгорода и сотрудничает с учреждениями образования, культуры, Отделом образования Нижегородской епархии (митрополии) Русской Православной Церкви.

Занимаются в центре «Слово» все желающие, независимо от национальности и вероисповедания, обязательно на добровольной основе, потому что нельзя воспитать высокую духовность по принуждению.

У центра есть своя эмблема, устав, программа, которая на протяжении долгих лет изменялась. Изначально она была направлена в основном на просветительскую деятельность. Но в связи с выходом в свет Концепции «О духовно-нравственном воспитании учащихся» работа Центра «Слово» приобрела и другие направления. В Концепции сказано, что «современный национальный идеал - это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою собственную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1].

Программа дополнительного образования Центра духовно-нравственного развития «Слово» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и воспитательной системы лицея №8 «Шаг в будущее. Эффективность. Качество. Престиж»

Актуальность программы. Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения - одна из самых актуальных в ХХI веке. Духовный вакуум, образовавшийся вследствие разрушения прежних идеалов и духовных ценностей, ведет к моральной и физической деградации личности, к появлению разнообразных форм антисоциального или социально-деструктивного поведения - рост количества наркоманов, разного рода экстремистских организаций, религиозных сект. Особенно подвержено этому пагубному процессу молодое поколение, в среде которого нарастают индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями общества, разрыв с историческими корнями своих предков.

Помочь человеку почувствовать свою личную социальную значимость может обращение к духовно-культурным традициям, выступающим основой развития личности - через опыт обретения нравственной мотивации жизни, ее духовного смысла.
Поэтому сегодня как никогда необходимо осознание возврата к традиционным духовным и культурным ценностям нации. Духовное возрождение - главное условие выживания нашего общества, сохранение нации, российского народа и российской государственности.

Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков - следствие отказа от русской идеологии, Православной веры, традиционных ценностей и идеалов Российского государства. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, без знания основ православной культуры невозможно. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех обучающихся российских ОУ вне зависимости от отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения.

Педагогическая целесообразность. Ты­сячелетняя духовная культура, жизнь рус­ского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках раз­личных жанров - от древнерусских ле­тописей и былин до произведений совре­менной художественной литературы. Культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих поколений. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как нацио­нальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Сегодня возникло серьезное противоречие: русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира - а культура пользования родным языком, словом исчезает; ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни школы, которая утрачивает свою историческую роль хранительницы культурной традиции страны.

Молодое поколение - это та аудитория, к которой в первую очередь должно быть обращено слово культуры и опыт истории. Национальный язык является универсальным и самым мощным инструментом познания и самовыражения, это основной элемент коллективного разума народа. Взяв у нации язык, личность вместе с языком может взять от нации огромные богатства, не созданные личностью, а созданные многими тысячами поколений живших прежде людей. Мировоззренческая ступень в понимании слова позволяет ребенку задуматься о своем месте в жизни, помогает раскрыть смысл высших нравственных ценностей. Предмет филологии - духовная культура в человеческом слове, поэтому очевидна необходимость духовного формирования человека в школе родной культуры, в которой достойное место занимает русская литература, средоточие наших духовных святынь, наших идеалов.

Отличительная особенность и новизна программы Центра духовно-нравственного развития «Слово»

Дополнительная образовательная программа «Слово» - программа культурологической направленности. Отличительная особенность программы в ее ориентированности на духовно-нравственное воспитание через знакомство с историческими и литературными источниками русской словесности, в том числе Нижегородского края. Программа «Слово» опирается на традиционные ценности православной культуры с учетом современных условий и социального развития российского общества. Руководителем Центра «Слово» и автором программы является учитель русского языка и литературы высшей категории Бабурова Надежда Ивановна. Многолетний опыт работы (38 лет) позволяет ей не только профессионально преподавать свой предмет, а так же воспитывать истинных граждан России и в дополнительном образовании.

Цель программы: Создать духовно-нравственное пространство для формирования национального самосознания, ценностных компетенций учащихся средствами социокультурного и духовного потенциала русской культуры.

Задачи:

Образовательные

  1. Способствовать знакомству с богатым православным культурным наследием Нижегородского края, формированию бережного отношения к истории и православным традициям края.

  2. Способствовать формированию знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа, культурообразующей роли православия для России.

  3. Формировать знание о русском языке, русской словесности как основе духовности, средоточию наших духовных святынь.

  4. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся, стремлению ценить силу, красоту, выразительность русского слова.

  5. Способствовать формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики произведений художественной литературы и искусства.
    6. Знакомить с исторически сложившимися православными культурными традициями, с жизнью выдающихся православных подвижников для формирования ценностных компетенций.

Воспитательные

  1. Способствовать воспитанию духовности через знакомство с литературными источниками русской словесности, в том числе Нижегородского края.

  2. Способствовать гармоничному духовному развитию личности на базе основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, милосердия, укрепления семейных уз, любви к ближнему.

  3. Способствовать формированию самосознания, становления активной жизненной позиции, потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию.

Развивающмие

  1. Способствовать использованию различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями данного курса.

  2. Обучать находить наиболее адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Способы (механизмы) решения задач

  1. Просветительская деятельность

  • беседы, лекции, семинары на духовную тему,

  • изучение духовной литературы, жития святых, иконографии и т.д.

  1. Научно-исследовательская деятельность

  • участие в детских Рождественских чтениях,

  • участие в НОУ( научное общество учащихся) в секциях религоведение, теология, литература,

  • участие в православных олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  1. Художественно-эстетическая деятельность

  • участие в ежегодном Епархиальном конкурсе рисунков «Красота Божьего мира»,

  • выпуск специальных номеров и рубрик школьной газеты «Парус»,

  • публикации а лицейском альманахе творческих работ учащихся «Родничок»,

  • участие в конкурсах святочного рассказа,

  • участие в православных праздниках,

  • литературные гостиные.

  1. Социальное проектирование

  • проведение акций милосердия «От сердца к сердцу»,

  • участие в социальных проектах «Ветеран, живущий рядом», «Старый Нижний молодым», «История семьи в истории страны», «Рождественская слобода».

  1. Привлечение общественности

  • встречи со священнослужителями Нижегородской Епархии, иконописцами,

  • сотрудничество с воинскими частями,

  • встречи с интересными людьми-нижегородцами,

  1. Паломническая деятельность

  • поездки по святым местам Нижегородского края и России,

  • посещение православных храмов и оказание трудовой помощи храмам, расположенным по пути следования летних экспедиции по рекам Нижегородской области

Возраст учащихся. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на учащихся образовательных учреждений всех типов. Возраст: 10-15 лет.

Срок реализации - 3 года по 36 часов.

Режим занятий - заседание Центра «Слово» проводится 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.

Принципы отбора материала

Программа «Слово» связана с дисциплинами гуманитарного цикла. Многие темы занятий раскрываются, опираясь на программные произведения отечественной классики. Введение в содержание занятий классических художественных произведений различных жанров должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, научит ценить силу, красоту, выразительность русского слова. Учащиеся должны понять, что родной язык - это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа. Курс предусматривает широкую интеграцию с историей, Основами православной культуры, ИЗО, музыкой, этикой, мировой художественной культурой.

Программа позволяет ознакомить с наиболее значительными произведениями русского искусства. В связи с необходимостью решения задачи формирования патриотизма на уроках курса избраны жития святых России, которые обладают уникальным культурно-нравственным и историко-патриотическим потенциалом. Уроки «Азбука нравственности» посвящены размышлениям учащихся на нравственные темы, «Азбука добра» - акциям милосердия. Предусматриваются экскурсии по святым местам Нижнего Новгорода и области, посещение храмов, проведение занятий в библиотеках при храмах и монастырях.

Структура программы.

Первый год обучения посвящен Образу Слова в русской литературе, связанными с ним жанрами, темами, образностью русской словесности.

Второй год обучения посвящен Книге книг - Библии, библейским сюжетам и библейской образности в русской литературе.

Третий год данной программы раскрывает духовно-нравственные традиции, уклад жизни в православной семье, церковные праздники, их интерпретацию в русской культуре.

Основные принципы программы:

1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

2. Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).

3. Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).

Методы реализации программы:

  1. Объяснительно-иллюстративный.

  2. Репродуктивный

  3. Практический.

  4. Метод проблемного изучения

  5. Метод стимулирования

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальная - одновременная работа со всеми учащимися;

  • групповая - организация работы малыми группами (от 2 до 7 человек);

  • коллективно-групповая - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение.

Формы занятий:

  • Лекции, семинары, практикумы.

  • художественный, культурологический анализ произведений искусства; словесное иллюстрирование;

  • творческая художественная деятельность: рисование, написание этюдов, эссе,

  • проведение праздников и мероприятий.

  • творческая исследовательская деятельность учащихся: создание проектов;

  • использование мультимедийных технологий (медиаэкскурсии, создание презентаций).

  • пресс-конференции; диспуты;

  • участие в смотрах-конкурсах.

Формы подведения итогов:

  • Эссе

  • Реферат

  • Проект

  • Презентация

Реализация программы направлена на формирование у учащихся компетенций:

  1. Компетенции личностного самосовершенствования. Духовное и интеллектуальное саморазвитие, самопознание, эмоциональная саморегуляция, овладение культурой мысли и слова.

  2. Учебно-познавательные компетенции. Знания и умения планирования, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; креативные навыки добывания знаний.

  3. Коммуникативные компетенции. Навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить себя, выступать перед аудиторией.

  4. Информационные компетенции. С помощью информационных технологий умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Ресурсное обеспечение

Материально-техническая база

  1. Специализированный кабинет в стиле русской избы

  2. Персональный компьютер, принтер, проектор, аудиосистем

  3. Медиатека

  4. Телевизор

  5. Библиотека духовной и культурологической литературы

  6. Дидактические и методические материалы

  7. Иконы

Кадровое обеспечение

  1. Бабурова Надежда Ивановна - руководитель Центра «Слово», учитель русского языка и литературы высшей категории

  2. Ярцева Ирина Николаевна - директор лицея №8, Почетный работник общего образования РФ, лауреат премии Нижнего Новгорода в области «Образование»

  3. Баганова Софья Геннадьевна - заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы высшей категории

  4. Самоделкина Надежда Николаевна - редактор газеты «Парус», учитель информатики высшей категории, Почетный работник общего образования РФ, победитель национального проекта «Образование»

  5. Селезнева Оксана Евгеньевна - библиотекарь лицея №8

  6. Отец Андрей - священник храма Жен-мироносец

  7. Сметанин Николай Александрович - нижегородский иконописец

Учебно-тематический план. 1 год обучения.

  1. Мир духовности. Место русской словесности в духовной жизни.

  2. Образ Слова в русской словесности. «Святые звуки глаголов Предвечного Слова».

  3. Слово книжное. День Нестора - летописца.

  4. Лаврентьевская летопись. Экскурсия в Печерский монастырь.

  5. Просвещение Руси - раскрытие мудрости жизни, данной Богом.

  6. Слово и мудрость. Христианское "любомудрие" в поэтических произведениях.

  7. Духовность азбуки.

  8. Азбука добра. Доброделание.

  9. «Поучение» В. Мономаха

  10. Поэтика русской стихотворной молитвы.

  11. Литературное переосмысление христианской молитвы.

  12. «Слово» как жанр литературы. «Слово о Законе и Благодати» Илариона.

  13. Духовный лик России «О России петь что стремиться в храм».

  14. Медиаэкскурсия. Святыни Земли Нижегородской.

  15. Азбука нравственности. Патриотизм - основа духовности.

  16. «Греми лишь именем Христа, мое восторженное слово!»

  17. Образ Богородицы в русской литературе.

  18. Богородичные мотивы в пейзажной лирике.

  19. «Человек есть Образ Божий». Христианская антропологическая модель человека.

  20. «Духовной жаждою томим». Духовный путь великих русских поэтов.

  21. Азбука нравственности. Уважение к родному языку как символ духовности.

  22. Житийная литература. Житие святых воинов (благоверных князей Георгия Всеволодовича, А. Невского)

  23. Нижегородские святые.

  24. Азбука нравственности. Духовно-нравственное самосовершенствование.

  25. Святоотеческая литература

  26. Стихи духовные. «Я создан Божественным словом».

  27. Голубиная книга: русские народные духовные стихи XI-XIXв.в.

  28. Семейное чтение.

  29. День семьи. Семья - малая Церковь.

  30. Именинный день. Христианские имена.

  31. Иконография в словесной образности литературного произведения.

  32. Словари. Составители словарей: И.Дамаскин, В.Даль.

  33. Урок - праздник. День славянской письменности и культуры. «Слава вам, братья, славян просветители!»

  34. Православная литература: детские газеты и журналы. Internet.

  35. Экскурсия в библиотеку.

  36. Урок-праздник. «Душа рождает слово».

Учебно-тематический план. 2 год обучения.

  1. Введение в православную духовную традицию.

  2. Книга книг - Библия как памятник письменности и культуры.

  3. Ветхий Завет как богооткровенное слово

  4. Библейские прасюжеты, прототипы, прообразы.

  5. Азбука нравственности. Вера и знание. Вера и неверие.

  6. Библия как источник русской книжности.

  7. Библейская образность. Красота земная и небесная.

  8. Образ древа познания добра и зла.

  9. Азбука нравственности. Свобода нравственного выбора.

  10. Святая земля в произведениях русской литературы.

  11. Заповеди Божии.

  12. Азбука нравственности. Заповеди Божии как основа нравственного поведения современного человека.

  13. Литургическая образность в произведениях русских писателей.

  14. Образ Соломона в русской поэзии и прозе.

  15. Псалмы Давида в переводе М.Ломоносова.

  16. Псалтырь в стиле русской поэзии.

  17. Азбука добра. Акция милосердия.

  18. Библейские образы пророков в русской литературе.

  19. Путь русских писателей-пророков.

  20. Экскурсия в церковь Рождества Иоанна Предтечи.

  21. Евангельские мотивы в русской литературе XYIII - XX вв.

  22. «Божественное красноречие» Евангелия (А.Пушкин).

  23. Глубокий философский смысл притчи в Евангелии.

  24. Жизненность жанра притчи в русской литературе.

  25. Библия - источник нравственности.

  26. Азбука нравственности. Мир нравственных ценностей.

  27. Голгофа. Библейские мотивы в русской поэзии.

  28. Эсхатологическая тематика и апокалиптическая образность в русской литературе XIX - XX в.в.

  29. «Чтение» иконы.

  30. Иконописные школы на Руси.

  31. Нижегородская иконописная мастерская «Образ».

  32. Жанры духовной музыки: тропари, кондаки, величания. Благовест.

  33. Азбука нравственности. Смысл духовной жизни.

  34. Библейские образы в живописи. Экскурсия в Художественный Музей.

  35. Азбука добра. Благотворительная акция «Милосердие»

  36. Пресс-конференция «О назначении человека» (Н.А.Бердяев).

Учебно-тематический план. 3 год обучения.

  1. Проблема веры и безверия в русской поэзии и прозе.

  2. «Возьми свой посох и иди!» (М.Волошин). Идея паломничества в произведениях русской литературы.

  3. «Я, храм, обитель Бога» (С. Дарий)

  4. «Размышления о Божественной литургии» (Н.Гоголь).

  5. «Богословие иконы православной церкви» (Л.А.Успенский)

  6. Символическое содержание православной атрибутики.

  7. Паломническая экскурсия «Сокровища Започаинья»

  8. «Домострой». Духовно-нравственные традиции и уклад жизни в православной семье.

  9. Церковные праздники и их значение в жизни православного человека. «Святые радости».

  10. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

  11. Экскурсия. Ул.Б.Покровская. Покровские дни.

  12. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.

  13. Азбука нравственности. Толерантность.

  14. Святые дни - святки.

  15. Святочные рассказы

  16. Праздник Рождества Христова.

  17. Рождественские жанры в русской прозе.

  18. «Запечатленный Ангел».

  19. Азбука добра. Акция милосердия.

  20. Рождественские чтения.

  21. Экскурсия. Ул. Рождественская. Храм Рождества Богородицы.

  22. Крещение Господне в русской литературе.

  23. Именинные дни. Крестины.

  24. Праздник Сретения Господня как символ встречи Ветхого и Нового Завета, старого и нового мира.

  25. Масленица в фольклоре

  26. Масленица в русской литературе.

  27. «Христос воскресе, радость моя» (С.Саровский)

  28. Пасхальность как ключевая составляющая русской культуры.

  29. Пасхальные рассказы.

  30. День всех Святых. Образы святых в произведениях русского искусства.

  31. День Святой Троицы.

  32. «Троица» А.Рублева.

  33. Троице- Сергиева Лавра как сокровищница русской культуры.

  34. Образ прп. Сергия Радонежского

  35. День семьи. Святые образы семейного благочестия

  36. Азбука нравственности. Семейные ценности.

  37. Медиаэкскурсия: Дивеево

  38. Пресс-конференция «Путями доброты» (Д.Лихачев ).

Результативность работы

Данная программа реализуется на протяжении 5 лет. Сегодня можно уверенно говорить о её положительных результатах.

  1. Повышение нравственности школьников. (на основании диагностики нравственной сферы школьника по методике Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я) Приложение №2

  2. Возрастание интереса к участию в различных православных олимпиадах, конкурсах, НОУ ( в 2011 г. - 20% от числа занимающихся, в 2015 - 90%)

  3. Повышение качества знаний по предмету литература и русский язык

  4. Возрастание интереса родителей к работе Центра «Слово»

  5. Высокие результаты участия в конкурсах и НОУ

  • Чистов Сергей «Женское Епархиальное училище Н.Новгорода» - диплом 1 степени на районном НОУ, 2013

  • Алексеева Анастасия « Традиции благотворительности в Нижнем Новгороде» - диплом 3 степени на городском НОУ, религоведение и теология, 2014 г.

  1. Высокие результаты участия в Детских Pождественских чтениях

  • Кирикова Ольга «Единый подвиг духа и ратного служения в борьбе за независимость Отечества» - 1 место на районных и 1 место на городских чтениях, 2012 г.

  • Наумова Екатерина «Слава вам, братья Кирилл и Мефодий - славян просвятители!» - 2 -е место на районных и 1 место на городских чтениях, 2011 г.

  • Наумова Екатерина « Саров: традиции и современность» - 1 место на роайоных и городских чтениях, 2013 г.

  • Алексеева Анастасия «Традиции меценатства и благотворительности в Нижнем Новгороде» - 1 место на районных и 2-е место в городских чтениях, 2013 г.

  • Ивлиева Александра «Князь Владимир - креститель земли русской» - диплом 1 степени на XXII районный чтениях, 2014 г., диплом 1 степени на X городских чтениях, 2015 г.

  1. Высокие результаты участия в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры

  • Назарова Владислава и Кирикова Ольга - 1 место в районном этапе, 2013 г.

  1. Высокие результаты участия в конкурсах социально-краеведческой направленности

  • Ивлиева Александра - творческая работа «Ветеран, живущий рядом» - диплом 2 -ой степени на Международном конкурсе «ПРЕ-образование», 2014 г.

  • Пегов Михаил «Вклад моей семьи в дело Великой Победы» - 3 место в городском конкурсе исследовательских работ «Моя семья в истории страны», 2015 г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Азбука Христианства.- М: Наука, 1997.

  2. Библейский словарь школьника. - М.: РОСТ, МИРОС, 2000.

  3. Библия - М.: РБО, 2008.

  4. Библия в рассказах для детей. - М.: Российское Библейское общество, 2007.

  5. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: учебник для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. -М., 2003.

  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Уч. пособие для учащихся. - Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. - М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

  2. Бородина А.В. Основы православной культуры: уч.. пособие для учащихся. - М., 2011.

  3. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. -М.: Владос, 2001.

  4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Уч. пособие для учащихся среднего возраста.- М.:МИРОС, 1992.

  5. Данилюк А.Я, Кондаков А. М., Тишков В. А «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», М. Просвещение, 2014 [1]

  6. Детский толковый молитвослов./Сост. А. Козин. -М: Издательство Благо, 2004.

  7. Духовно-нравственная культура в школе: учеб.- метод. пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сборник 1.- М., 2007.

  8. Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. / Альманах. Творческий выпуск № 1.-2003.

  9. Закон и заповеди Божии: сборник учебных программ. -М., 1992

  10. Ливчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. -М., 2002

  11. Мельникова, Т. А. Уроки нравственности на основе православного учения. - М.: Издательство «Школьная Пресса», 2009.

  12. Моисеев Д., монахиня Нина (Крыгина). Нравственные основы семейной жизни. Экспериментальное учебное пособие с мультимедийным приложением. 10 кл. -Ульяновск, 2010.

  13. Моя первая книга о православной вере. Пособие по Закону Божию. -М.: Издательский совет Русской православной Церкви, 2007.

  14. Сосунов, Е. Ф. Уроки Закона Божия для детей. -М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.

  15. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Часть 1. Педагогика. Школа. Человек. -Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2000.

  16. Сурова, Л. В. Церковный год (беседы о Православии). -М.: Издательство «Паломник», 2000.

  17. Шамаева С. Е. Библия и преподавание литературы. - Воронеж, 1996.




Приложения

№1 Грамоты, дипломы, благодарственные письма

№2 Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(методика Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я)

№3 Фотприложения









Приложение №2

1. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1998, с. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа»

(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла - если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла - если сформировано полное и четкое представление

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки»

(предназначена для детей 1-2 классов) (по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях»

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой - плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать»

(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.


© 2010-2022