Конспект урока Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (5 класс)

Цель урока - обобщить материал по изученным темам; используя различные методы, развивать навык применения правил на письме; расширять словарный запас учащихся; воспитывать внимательность, сосредоточенность, ответственность при выполнении заданий. На уроке активно используются элементы игры, что соответствует возрастным особенностям учащихся. Индивидуальные карточки позволяют реализовывать дифференцированный подход в обучении. Чередование письменных и устных заданий дает возможность менять вид ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Цели: обобщить материал по изученным темам; используя различные методы, развивать навык применения правил на письме; расширять словарный запас учащихся; воспитывать внимательность, сосредоточенность, ответственность при выполнении заданий.

Ход урока.

1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: помогите мне, пожалуйста, сформулировать тему. Когда я шла на урок, то обнаружила, что одно слово исчезло, а на его месте нашла записку.

Тема записана на доске, но пропущено одно слово (слайд 1).

Перед вами текст записки. (слайд 2)

Конспект урока Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (5 класс)

Конспект урока Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (5 класс)(слайд 3)

Ключевое слово: знания.

- Какое слово исчезло? Прочитайте тему урока.

Сформулируйте тему урока: «Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (слайд 4)

Цель урока учащиеся должны сформулировать самостоятельно.

2. Работа над темой урока.

1) Устный опрос.

- Что изучает фонетика?

- Как различить звук и букву? (слайд 5)

- Какой знак (равно, больше или меньше) вы бы поставили между этими двумя словами? Почему? (слайд 5)

- Сколько звуков в русском языке? букв? (слайд 5)

- Какие звуки произносятся только голосом?

- Как мы будем характеризовать гласный звук при фонетическом разборе? согласный?

- Какая речь появилась раньше - устная или письменная? Свой отчет докажите (слайд 6).

2) Учитель: Ой, кажется наши звуки поссорились и разбежались кто куда! Помогите их вернуть! (слайд 7)

Конспект урока Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (5 класс)

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка,

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком.

Вы слыхали о таком?

Кто не верит чудесам,

Убедиться может сам!

Что произошло? Почему получилась такая путаница?

3) Учитель: Всегда ли слово имеет одинаковое количество букв и звуков? От чего это будет зависеть? Какие буквы не обозначают звуков? Какие буквы и когда обозначают 2 звука?

Задание (слайд 8)

Конспект урока Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (5 класс)

4) Индивидуальная карточка

Найдите ошибки в переносе слов и исправьте их.

По-ддержка, разъе-хаться, на-двязать, прос-ледить, сто-л, ла-йка, доп-латить, ка-ссир.

Работа с классом:

- Сколько в слове может быть слогов? Как определить количество слогов в слове?

Работа проводится устно. Учитель диктует слова, вызванные ученики определяют количество слогов в слове: всплеск, стресс, мостик, вышка, осень, улей, закричал, пожелтевшая.

Проверка карточки (слайд 9).

5) Индивидуальное задание:

Прочитайте текс.

Найдите орфографические ошибки и исправьте их.

Обьявление

Прапал зайчонок.

На вит 6 месяцеф. Цвет серый, жывотик белый.

Подшерсткой беленкий пух. Гласки крастные, касые.

Работа с классом.

Задание: Восстановите буквенный облик предложения.

На доске [Л'охк'ий', л'охк'ий' в'ит'ирок,што так слатка, т'иха в'эиш] (слайд 10)

Конспект урока Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (5 класс)

Легкий, легкий ветерок, что так сладко, тихо веешь? (слайд 11)

Конспект урока Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (5 класс)

Учитель: найдите орфограммы, объясните правописание слов.

Проверка карточки (слайд 12).

Конспект урока Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (5 класс)

6) Индивидуальная карточка.

Задание: Расставьте ударения в словах: сантиметр, жалюзи, свекла, столяр, каталог, украинский, красивее, цепочка.

Работа с классом. Орфографическое лото. Учитель показывает рисунок, на котором изображен предмет, учащиеся записывают слово, но это слово должно быть обязательно на орфограмму «Удвоенные согласные в заимствованных словах».

Антенна, теннис, колонна, конфетти, аллея, стеллаж, хоккей, гиппопотам.

Проверка карточки.

7) Тестирование.

Тест-миниатюра

1) Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука:

я) яма, ёж, день;

ю) семья, баян, жюри;

у) юла, семья, яма, баян.

2) Укажите группу слов, в которой буква Л обозначает только твердый [Л]:

л) ливень, лагерь, лодка;

м) лад, ложка, злой;

в) жалеть, слуга, легкий;

3) В каком слове количество букв и звуков совпадает?

м) Осень;

н) ясень;

л) ёлка;

4) В каком ряду правильно расставлены ударения?

а) Ку´хонный, фо´рзац;

е) красивее´, звони´шь;

и) украи´нский, звони´шь;

5) Ь пишется во всех словах:

ц) ш..ю, в..юнок, мал..чик;

щ) камен..щик, стул..чик, в..юга;

ч) барабан..щик, воз..мем, ноч..ка;

3) Укажите правильную фонетическую транскрипцию слов юг.

о) [йук]

я) [юк]

а) [й'ук].

Ответ: УМНИЦА (Слайд 13) - овации для умниц!

Слайд 14 (пустой)

8) Работа с текстом (слайд 14).

1. Жила в зеленом лесу серая сова. 2.Была она ленивой-преленивой.

3.Как-то днем задремала сова. 4.Слышит, а над ее головой кто-то летает. 5.Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. 6.А кругом птицы снуют кузнечики звенят мошки жужжат.

7.Наступила холодная ночь. 8.Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. 9. Вспомнила она о теплом гнезде синички. 10. Захотелось и ей такое. 11. Всю ночь сова поджидала восхода солнца.

12. Наконец, солнце взошло и согрело ее. 13.Разомлела сова от тепла и сладко заснула.

Прочитайте текст. Озаглавьте. Определите тему, идею текста.

Задания по тексту:

1) Найти в 5 предложении слова, где буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука (слайд 16).

Проверка (слайд 17).

2) Из предложения 13 выписать слово, в котором только звонкие согласные (слайд 18).

3) Из 11 предложения выписать слово, в котором происходит оглушение (слайд 19)

4) Сделать фонетический разбор слова «всю».

Проверка (слайд 20)

4. Итоги урока.

5. Домашнее задание: выполнить задание на карточках.

«На закуску»

Решите задачу-шутку:

И с той стороны, и с другой стороны.

Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. "Здравствуй, отец", - говорит боец. А старик ему в ответ: "Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай - всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот - всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. И имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева - всё одинаково. Вот и разгадай".

Задумался боец. Может, ты ему поможешь?!

(Дед. Тит. Шалаш, Боб, Анна, Казак.)

Словарный диктант: гибкий тростник, известный поэт, ночной гость, съедобный гриб, гладкая дорога, луч солнца, радостное чувство.

Литература

1. Челышева И. Л. Все уроки русского языка. 5 класс. - Х. : Изд. группа

«Основа», 2009. - 303 [1] с. : ил., табл. - (Серия «12-летняя школа»).

Интернет-ресурсы

1. festival.1september.ru/articles/586306/



7


© 2010-2022