«Морфема - наименьшая значимая часть слова». 5 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели: - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний; - развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. - применение полученных знаний и умений в речевой практике. Задачи: - знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова; - определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; - выстраивать композицию рассуждения; - выполнять морфемный разбор; - определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас. Методы, применяемые на уроке: Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Морфема - наименьшая значимая часть слова». 5 класс.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи:

- знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;

- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

- выстраивать композицию рассуждения;

- выполнять морфемный разбор;

- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.

Методы, применяемые на уроке:

Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.


Ход урока.

1. Оргмомент.

- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь, грамматическая тетрадь, словарик. Записываем число, классная работа.

2. Словарный диктант «Наоборот»

- Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:

1) активный (пассивный)

2) горизонтальный (вертикальный)

3) диалог (монолог)

4) исчезать (появляться)

5) оптимизм (пессимизм)

6) приятный (неприятный)

7) прекрасный (безобразный)

8) рассвет (закат)

9) расставаться (встречаться)

3. Повторение изученного:

-Вспомните все, что вы знаете о частях слова. Отвечая, приведите примеры.

- А теперь один ученик у доски, остальные в тетради записываем слова группами и выполняем разбор слов по составу: птицелов, птиц, ловить; на сосне, сосновый; посвистом, свисти.

4. Обозначьте графически, из каких частей состоят слова рассвет, закат.

- Какая часть слова не присутствует в этих словах? (суффикс)

- Назовите все значимые части слова (приставка-префикс, корень, суффикс, окончание-флексия, соединительные гласные-интерфиксы, постфикс-аффиксальная морфема, стоящая после окончания и служащая для образования грамм.форм)

- Какие это части слова? (Значимые.)

Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие. (Объяснение учителя).

5. Изучение нового

- Итак, что значит разбор слова по составу? (выделение приставки, корня, суффикса, окончания, основы слова).

- Как называется такой разбор? (морфемный)

- Что же такое морфема?

- Какай раздел языкознания изучает морфему?

- А теперь давайте запишем определения в тетради:

Морфемика - учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.

Морфема - (от греч. мorphe - форма) - наименьшая, далее неделимая, значимая часть слова.

Словообразование - раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.

Вывод: определения имеют отличия от тех, которые вводились в начальной школе:

1) вводится термин «Морфема»;

2) к определению основы добавляется, что это значимая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов;

3) в определение окончания добавляется - грамматическое значение слова и окончание образует форму слова;

4) в корне - заключено общее лексическое значение однокоренных слов)

- Ответьте на вопрос: Что отличает морфему от звука?

-Морфема - это значимая единица слова.

6. Закрепление нового материала. Развитие умений

- А теперь выполняем упражнение из учебника №368.

7. Подведение итогов.

- Ребята, давайте теперь подведем итоги: что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу, легко находить в слове его части?

8. Домашнее задание: § 70. Упр. 369.


© 2010-2022