Методическая разработка урока русского языка «Слова-профессионализмы»

Методическая разработка «Слова-профессионализмы» предназначена для проведения открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.1. русский язык в группе обучающихся профессии 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации». Методическая цель проведения занятия: показать эффективность использования сочетания элементов групповой и игровой технологий и частично-поискового метода обучения при организации самостоятельной аудиторной работы обучающихся при изучении нового учебного материала. В м...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»



Рыбакина Татьяна Михайловна, преподаватель




СЛОВА-ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА







Белово

2014

Пояснительная записка

Методическая разработка «Слова-профессионализмы» предназначена для проведения открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.1. русский язык в группе обучающихся профессии 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации».

Методическая цель проведения занятия: показать эффективность использования сочетания элементов групповой и игровой технологий и частично-поискового метода обучения при организации самостоятельной аудиторной работы обучающихся при изучении нового учебного материала.

В методической разработке занятия по теме «Слова-профессионализмы» представлено применение вышеперечисленных актуальных способов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке, как лучших средств развития самостоятельности и творческого отношения к учебе, чувства ответственности, долга, навыков самоконтроля и взаимоанализа, а также воспитания культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.

Учащимся дается возможность участвовать в постановке целей на урок вместе с преподавателем. Такой педагогический прием является эффективным, т.к. формирует мотивацию, потребность действия. Процесс совместного целеполагания обеспечивает более успешное достижение главной учебной цели.

Предлагаемое занятие предполагает организацию работы по мини-группам. Такой вид проведения урока существенно повышает мотивацию обучения, продуктивность и эффективность учебной деятельности. При подготовке к занятию учитывались возрастные потребности учащихся в обмене информацией и социализации, поэтому учащимся предоставляется возможность без ограничения общаться при решении возникающих по ходу выполнения заданий проблем, участие в оценочной деятельности и т.д.

Завершающим этапом занятия является подведение итогов преподавателем, комментирование деятельности учащихся, выставление оценок.

Инструктированию по выполнению домашнего задания уделяется особое внимание, т.к. оно является еще одной возможностью для обучающегося реализовать свои творческие способности. Пояснения даются в соответствии с методическими указаниями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, разработанными преподавателем и с учетом профессиональной направленности.

Завершает работу на уроке этап рефлексии, когда обучающиеся участвуют в самоанализе деятельности и её результатов. В данном случае применяется эффективный прием незаконченного предложения, когда каждый обучающийся оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.




Структура занятия

Этап урока

Содержание этапа урока

Регламент времени

  1. Организационный этап

Начальная формула вежливости

Проверка явки обучающихся

Деление на команды

3 минуты

  1. Мотивация, целеполагание

Актуализация (разгадывание ребусов)

Беседа

Совместная постановка целей занятия

9 минут

  1. Изучение нового материала

Лекция преподавателя

Выполнение заданий командами:

  • Определить значение слов

  • Работа с текстом

19 минут


  1. Закрепление нового материала

Вставить пропущенные буквы

анализ, самоанализ

6 минут

  1. Подведение итогов занятия

Оценка знаний обучающихся

3 минуты

  1. Инструктирование по выполнению домашнего задания

Пояснения к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

2 минуты

  1. Рефлексия

Закончить предложение

Заключительная формула вежливости

3 минуты

Итого

45 минут






































Технологическая карта урока

Дисциплина: Русский язык

Тема: Слова-профессионализмы

Тип занятия: урок изучения новых знаний

Вид занятия: урок выполнения самостоятельных работ

Форма занятия: групповая (мини-группы)

Цели:

1. Обучающая - способствовать формированию умений:

  • грамотно писать общеупотребительные слова и профессиональные термины;

  • работать с информацией, различного рода источниками получения информации (словарями, энциклопедиями, сервисами интернета);

  • применять и систематизировать полученные знания.

2. Развивающая - способствовать формированию:

  • стремления к знаниям и самостоятельной творческой деятельности;

  • информационных и коммуникационных компетенций, необходимых в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности;

  • расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса к изучению учебной дисциплины.

3. Воспитательная - способствовать формированию:

  • творческого отношения к учебе;

  • чувства ответственности, долга;

  • навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа;

  • воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.

Ведущие методы учебного занятия:

обучения - проблемно-поисковый с элементами игры, практический;

мотивации - познавательная игра;

контроля - выполнение тестовых заданий, взаимоанализ.

Педагогические технологии: игровая, проблемного обучения, групповая.

В результате проведения занятия формируются следующие компетенции: коммуникативная, личностное самосовершенствование, самообучение и самоорганизация, использование современных информационных технологий для решения учебных задач.

Структурно-логические связи учебного занятия:

междисциплинарные - ОДП.2 Информатика и ИКТ, ПМ.1 Ввод и обработка цифровой информации

внутридисциплинарные - темы: «Лексика и фразеология», «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография», «Морфемика, словообразование, орфография», «Язык и речь. Функциональные стили речи».

Обеспечение занятия:

оборудование - АРМ преподавателя (ноутбук, проектор, экран), подключение к Интернет.

дидактические материалы - презентация преподавателя «Профессионализмы», методические указания по выполнению практических работ, задания на практическую самостоятельную работу.

программное обеспечение - ОС Windows, Power Point.

Список литературы и источников:

Основная:

  1. Греков, В.Ф., Крючков, С.Е., Чешко, Л.А. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений [Текст]/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 368 с.

  2. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф.учеб. завед. [Текст]/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.- 5-е изд., стер. - М.: Изд.центр «Академия», 2009. - 320 с.

  3. Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи:учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. [Текст]/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2008. - 252 с.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.

  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.

  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.

  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

  10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2001.

  11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.

  12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2002.

  13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.

  14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.

Электронные ресурсы:

  1. Грамота.ру. Справочно-информационный портал [Электронный ресурс]/gramota.ru/. - Режим доступа: gramota.ru. - Дата обращения: 01.08.2014 г.

  2. Словарь компьютерных терминов. [Электронный ресурс] /computer.slovaronline.com/. - Режим доступа: computer.slovaronline.com. - Дата обращения: 01.08.2014 г.



Время

Содержание занятия

Деятельность

Примечания

преподавателя

обучающихся

1

2

3

4

5

6

1

3 мин.

Организационный этап

Начальная формула вежливости

Приветствует обучающихся

Приветствуют преподавателя

Проверка явки обучающихся

Проводит «перекличку» обучающихся

Участвуют в «перекличке»

Деление на команды

Организует разделение учебной группы на 3 команды

Пересаживаются согласно созданным командам

2

34 мин.

Основной этап

9 мин.

Мотивация, целеполагание

5 мин.

2 мин.

2 мин.

Выполнение заданий: разгадывание ребусов, связанных с профессией

Беседа

Совместное целеполагание

1.Демонстрирует слайды презентации с ребусами

2.Задает вопрос о предполагаемой теме урока

3. Организует постановку целей, задавая вопросы:

- Какова цель сегодняшнего урока?

- Что вы должны узнать на уроке?

- Чему вы научитесь?

- Что будете применять для изучения темы?

- Какова ваша личная цель, чего хотите достичь в конце урока?

1.Разгадывают ребусы

2. Сравнивают с эталоном ответа, выставляют баллы

2.Отвечают на вопрос

3.Участвуют в совместном целеполагании урока, отвечая на вопросы преподавателя

Слайд 1

Слайд 2

25 мин.

Изучение нового материала

5 мин.

Вступительная лекция преподавателя

1. Дает определение слов-профессионализмов

2. Знакомит с их классификацией

1. Слушают, смотрят, записывают

Слайд 3

Слайд 4

8 мин.

Самостоятельная работа команд с источниками информации:

  • Определить значение слов

Консультирует обучающихся во время работы с источниками информации

Руководит процессом

оценивания выполненного задания, достоверности представленной информации

1. Работают со словарями, справочниками, в т.ч. источниками сети Интернет

2. Взаимно обучают друг друга умениям работы с разными источниками информации

3. Сравнивают с эталоном ответа, выставляют баллы

Слайд 5 Раздаточный материал, справочники, словари, ПК

6 мин.

Самостоятельная работа команд с текстом:

  • Расставить пропущенные буквы и знаки препинания

Консультирует обучающихся во время работы с текстом

Индивидуальная работа в команде на общий результат:

1. Одновременно выполняют задания

2. Взаимно обучают друг друга умениям работы с компьютерными программами и Интернет

3. Подводят итоги выполнения заданий, дают взаимооценку (команды друг другу согласно эталонам)

Раздаточный материал

6 мин.

Закрепление нового материала

Выполнение заданий:

  • Вставить пропущенные буквы

1. Руководит процессом

оценивания выполненного задания

1.Одновременно выполняют задания

2. Сравнивают с эталоном ответа, выставляют баллы

3. Представляют отчет о проделанной работе преподавателю

Раздаточный материал

3

8 мин.

Заключительный этап

Подведение итогов занятия

3 мин.

Оценка знаний обучающихся

Подводит итоги занятия

Объявляет оценки

Слушают

Критически анализируют свою работу и оценивают

результаты работы других мини-групп

2 мин.

Инструктирование по выполнению домашнего задания

Пояснения к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Объясняет сущность задания и методику его выполнения:

Подготовить кроссворд, используя слова-профессионализмы, присущие тем профессиям, по которым осуществляется подготовка в нашем техникуме (сварщик, электромонтер, маляр, цифровик).

Слушают, записывают, задают уточняющие вопросы

Слайд 6

3 мин.

Рефлексия

Закончить предложение

Предлагает подвести итоги занятия, закончив одно из предложений:

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Я выполнял задание…

У меня получилось…

Я смог…

Участвуют в рефлексии

Слайд 7

Заключительная формула вежливости

Мне было очень приятно

работать с вами.

Спасибо за урок. До свидания!

Прощаются с преподавателем

Слайд 8


Описание хода занятия

Организационный этап (3 мин.)

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть Вас на своем занятии. Давайте проведем «перекличку», т.к. сегодня как никогда нам важно участие каждого присутствующего на уроке человека.

Теперь давайте разделимся на 3 команды (по вашему желанию).

Основной этап (34 мин.).

1. Мотивация, целеполагание (9 мин.)

Актуализация, мотивация - выполнение заданий (в группах) (5 мин.):

Задание 1. Разгадать ребус.

Методическая разработка урока русского языка «Слова-профессионализмы»

(Информация)

Методическая разработка урока русского языка «Слова-профессионализмы»

(Обработка)

Задание 2. Разгадать ребус.

Методическая разработка урока русского языка «Слова-профессионализмы»



(Шифрование)

Методическая разработка урока русского языка «Слова-профессионализмы»

(Кодирование)

Задание 3. Разгадать ребус.

Методическая разработка урока русского языка «Слова-профессионализмы»

(Хранение)

Методическая разработка урока русского языка «Слова-профессионализмы»

(Клавиатура)

2. Беседа (2 мин.):

Я вижу, разгадывать ребусы Вам понравилось. А теперь скажите мне, как связаны те слова, что Вы разгадывали, с темой нашего урока?

  • Что это за слова?

  • Какое отношение они имеют к нашему уроку?

(Могут быть разные версии, но ответ один: в упражнениях использовались слова из нашей профессии, т.е. слова-профессионализмы).

3.Постановка целей (2 мин.):

Как Вы думаете, ребята:

  • Какова цель сегодняшнего урока?

  • Что вы должны узнать на уроке?

  • Чему вы научитесь?

  • Что будете применять для изучения темы?

  • Какова ваша личная цель, чего хотите достичь в конце урока?

Изучение нового материала (25мин.)

1.Лекция преподавателя: определение слов-профессионализмов с использованием мультимедийной презентации (5 мин.):

«Профессиональная лексико-тематическая группа в русском литературном языке на протяжении 30-80-х гг. ХХ в. представляла собой неоднородное образование.

С.И.Ожегов выделял в этой группе следующие лексико-семантические разряды:

а) наименование лица по роду занятий;

б) наименование лица по ремеслу;

в) наименование лица по профессии.

По истечении ряда лет в Словаре С.И.Ожегова (9-е изд.) не зафиксировано 71 слово из тех, которые были зафиксированы в Словаре этого же автора в 1-м издании. Так в течение 50-60-х из словника были исключены лексемы следующих разрядов:

а) 41 лексема, называющая лицо по роду занятия: дровокол, клакер, кухмистер, сиделец и др.;

б) 24 слова, характеризующие лицо по профессии: гидролог, звуковик и т.д.;

в) 7 слов, именующих лицо по ремеслу: ложкарь, перчаточник, фрачник и др.

К профессиональной лексике относятся также слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными. Профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т. п.

Профессионализмы можно сгруппировать по сфере их употребления: в речи спортсменов, шахтеров, врачей, охотников, рыбаков и т. д. В особую группу выделяются техницизмы - узкоспециальные наименования, применяемые в области техники.

Профессионализмы, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, служат для разграничения близких понятий, используемых в определенном виде деятельности людей. Благодаря этому профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах, предназначенных для подготовленного читателя. Однако информативная ценность узкопрофессиональных наименований утрачивается, если с ними сталкивается неспециалист».



2. Самостоятельная аудиторная работа с источниками информации (8 мин.).

Задание 1. Определить значения слов.

1. Профессия.

2. Информация.

3. Чатиться.

Задание 2. Определить значения слов.

1. Профессионализм.

2. Данные.

3. Спамить.

Задание 3. Определить значения слов.

1. Квалификация.

2. Знания.

3. Гуглить.

3. Работа с текстом (6 мин.).

Задание. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Что такое компьютерный текст

Как(бы) вы опред…(е,и)лили понятие текст Наверн…(е,я)ка одно из опред…(е,и)лений связано с тем что это самый простой ун…(е,и)версальный и надежный способ заф…(е,и)ксировать результаты умстве…(н,нн)ой деят…льности.

В толковом словаре текст опред…(е,и)ляется как словесная запись мыслей сообщений речи. Значит главная це…(н,нн)ость текста заключена в кроющ…(е,и)мся в нем смысле. Уже в ра…(н,нн)ем детс(т)ве мы учимся с…(о,а)ст…(о,а)влять из букв слова а из слов осмысле…(н,нн)ые предложения.

Например вычл…(е,и)нение из текста смысловых значений и оперирование ими (по)прежнему остается для ЭВМ весьма непростой задачей решаемой програ…(м,мм)ами и…(с, сс)ску…(с, сс)твенного инт...(е,и)…(л,лл)екта».

4.Закрепление (6 мин.).

Задание 1. Вставить пропущенные буквы:

Арх…(и, е) вация

Мульт…(и, е) медийный

Компьютер…(и, е) зация

Информат…(и, е) зация

Пр…(и, е) образование

Оп…(и, е) ративная

Мон…(и, е) тор

Клав…(и, е) атура

Марк…(и, е) рованный

Мин…(и, е) мальный

Задание 2. Вставить пропущенные буквы:

Проце… (с, сс) ор

А… (к, кк) аунт

Програ… (м, мм) а

Да… (н, нн) ые

А… (п, пп) лет

Электро… (н, нн) нный

И… (с, сс) ледование

А… (к, кк) устика

Контро… (л, лл) ер

Во… (с, сс) тановление

Задание 3. Вставить пропущенные буквы:

Ги… (б, п) кий

Жес… (т) кий

Безопас… (т) ность

… (с, з) делать

Ме… (ш, ж) сетевой

Мыш… (ь)

Подло… (ш, ж) ка

Двух… (ъ) ядерный

Диспе… (т) чер

… (с, з) жатие

Заключительный этап (8 мин.).

Подведение итогов занятия:

  1. Оценка знаний обучающихся (3 мин.).

  2. Инструктирование по выполнению домашнего задания (2 мин.)

Ребята! В качестве домашнего задания Вам предстоит выполнение творческой работы, которая заключается в следующем: подготовить кроссворд, используя слова-профессионализмы, присущие тем профессиям, по которым осуществляется подготовка в нашем техникуме (сварщик, электромонтер, маляр, цифровик). Алгоритм выполнения данного вида самостоятельной работы размещен в брошюре «Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работа по учебной дисциплине Русский язык», раздел 3, стр. 24-26. На выполнение данной работы Вам дается 2 недели. Прошу не нарушать сроки сдачи работ.


  1. Рефлексия (3 мин.):

А сейчас, в конце нашего урока, давайте подведем итоги: всё ли получилось, узнали ли Вы новую нужную информацию, получили новые навыки, опыт. Прошу каждого из Вас по очереди закончить одно из предложений:

Мне было…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

Я приобрел…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Я выполнял задание…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

  1. Заключительная формула вежливости.



© 2010-2022