Конь с розовой гривой

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного сибирского писателя В.П.Астафьева, окунемся в мир сибирской деревни 30-х годов прошедшего столетия, попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечные вопросы нравственности и морали."Виктора Петровича Астафьева по праву называют истинно русским писателем. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конь с розовой гривой

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного сибирского писателя В.П.Астафьева, окунемся в мир сибирской деревни 30-х годов прошедшего столетия, попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечные вопросы нравственности и морали.

2) Выступление заранее подготовленного учащегося с небольшим сообщением о жизни В.П.Астафьева.

"Виктора Петровича Астафьева по праву называют истинно русским писателем. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете "Чусовской рабочий" был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева "До будущей весны" (1953)."

- Хочу добавить, что Рассказ "Конь с розовой гривой" входит в сборник под названием "Последний поклон", который писатель создавал на протяжении нескольких лет. Рассказ "Конь с розовой гривой" был опубликован в 1963 году и имеет автобиографический характер.

Итак, а сейчас проверим ваше внимание. Опрос:

- Как называлось село, в котором родился писатель? (Овсянка).

- Совершенно верно. Село Овсянка находится в Красноярском крае, на берегу Енисея, в очень живописном уголке сибирской природы. С этим местом у Астафьева связаны и самые горькие, и самые светлые воспоминания. До последних дней жизни Виктор Петрович не покидал свою малую родину, дарующую ему силы и вдохновение. Давайте сейчас посмотрим презентацию и представим то место, где писатель постигал уроки жизни.

Просмотр презентации.

- Какое настроение возникает при просмотре? Помогают ли зрительные образы постичь смысл произведения?

- Почему детство маленького Вити можно назвать трагическим? (Он рано потерял мать; ему было всего семь лет, когда она утонула в Енисее)

- Какие воспоминания сохранил Астафьев о бабушке Катерине Петровне? (Через всю жизнь пронес писатель самые теплые и добрые воспоминания о своей бабушке. Она оставила неизгладимый след в жизни внука, оказала влияние на формирование самых лучших нравственных качеств. Это истинно русский характер, вобравший в себя все нравственные начала.)

-С каким рассказом Астафьева вы уже познакомились в прошлом году? Чем похожи эти рассказы?( "Васюткино озеро". В обоих рассказах поднимаются нравственные проблемы: становление личности, закалка характера, постижение непростых жизненных истин.)

Вывод: рассказ "Конь с розовой гривой" автобиографичен; через личные переживания писателя воспроизведен рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные годы; именно в такое трудное время ковался народный русский характер, формировались нравственные устои.

3) Давайте обратимся к тексту рассказа и озвучим его план, составленный вами дома.

(Обсуждение плана рассказа). А сейчас на основе вашего плана составьте таблицу-характеристику каждого пункта плана.

Примерный план:

  1. Левонтьевское семейство.

  2. За земляникой (пряник конем).

  3. В лесу.

  4. Ссора.

  5. Жалко ягод.

  6. Шалости на реке.

  7. Санька советует обмануть бабушку.

  8. Кража калача.

  9. Бабушка уезжает на рынок.

  10. Рыбалка.

  11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.

  12. Обман раскрыт.

  13. Бабушка простила.

  14. Дивный конь с розовой гривой.

  15. Урок на всю жизнь.

Таблица-характеристика эпизода.

№ п/п

ЭПИЗОД

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

( + )

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

( - )

1.

Левонтьевское семейство.

2.

За земляникой (пряник конем).

3.

В лесу.

4.

Ссора.

5.

Жалко ягод.

6.

Шалости на реке.

7.

Санька советует обмануть бабушку.

8.

Кража калача.

9.

Бабушка уезжает на рынок.

10.

Рыбалка.

11.

Переживания мальчика в ожидании бабушки.

12.

Обман раскрыт.

13.

Бабушка простила.

14.

Дивный конь с розовой гривой.

15.

Урок на всю жизнь.

ВЫВОД

Обсуждение таблицы.

4) Творческая работа - характеристика персонажа.

Класс разделить на пять групп (бабушка, Витя, дядя Левонтий, тетка Васеня, Санька). Представитель группы выбирает карточку с именем персонажа, затем герой рассказа обсуждается в группе. Через 10 минут группа представляет своего персонажа; остальные должны угадать, о ком идет речь.

5) Беседа с классом.

- Какова тема и основная мысль рассказа Астафьева?

- Когда и где происходят события рассказа?

- Кто повествует об этих событиях?

- Почему Витя любил бывать в семье дяди Левонтия?

- Почему бабушка запрещала внуку общаться с левонтьевскими ребятишками?

- Расскажите, какие моменты вы изобразили на своих рисунках. Объясните, почему именно эти эпизоды вам больше всего понравились?

(Учащиеся представляют свои работы)

- Попробуйте сами сформулировать проблемные вопросы к данному рассказу (запись в тетрадях). Учащиеся задают друг другу вопросы.

6) В заключение сделаем выводы о самом главном (по вопросам учебника):

- Каким предстает перед нами герой рассказа? Нарисуйте устно его портрет.

- Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему "пряник конем"?

- Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?

- Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

7) Рефлексия.

Сочини "синквейн" на тему урока. Учащиеся работают 2-3 минуты, затем озвучивают свои "синквейны". Например,

  • Русский характер.

  • Закаленный, истинный, сибирский.

  • Любит, страдает, помнит.

  • Послание будущим поколениям.

  • Астафьев.

8) Заключительное слово учителя.

Мне хочется закончить наш урок словами Виктора Петровича Астафьева:

"И не только в защиту себя, для спасения своей души в этой мятущейся жизни трудится стихотворец, он верит, что слово его спасет мир от бурь и потрясений:И так было всегда - поэзией двигала вера в доброту и милосердие:"

С нами осталось Слово Астафьева, нетленные уроки жизни, которые мы черпаем из его произведений.



© 2010-2022