Поурочная разработка по русскому языку Личные местоимения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе по теме:

"Личные местоимения".


Цель: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с особенностями склонения личных местоимений, их признаками и синтаксической ролью, с особенностями употребления местоимений 2 лица.

Повторить изменение местоимений по лицам, числам, по родам (3 лицо, ед. ч.) .

Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи.

Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию детей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу с местоимениями. Давайте запишем число в тетради.

- А что мы можем сказать о числе 21?

(оно числительное, состоит из 2 десятков и 1 единицы, порядковое)

- Но это еще не все, сегодня 21 ФЕВРАЛЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА

Ученик читает

Междунаро́дный день родно́го языка́ (на других официальных языках ООН: англ. International Mother Language Day, исп. Día Internacional de la Lengua Materna, фр. la Journée internationale de la langue maternelle ) - учреждён решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается 21 февраля с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия.

- Спасибо! Продолжим наш урок.

2. Новая тема.

- Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока.

В русском языке есть часть речи такая,

Укажет на лицо, предмет, но не называет.
Вместо имени употребляется -
Местоимением называется.
Восемь разрядов имеет оно,
Людям всем в речи, конечно, нужно!

- О какой же части речи говорит автор?

- А вы знаете, откуда появилось это название?

Давайте прочитаем историческую справку образования этого слова.

Ученик читает

"Местоимение" заимствовано из старославянского языка. Оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. В…местоимени…е

-Сегодня на уроке мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе.

- Давайте проверим домашнее задание.

- А теперь прослушайте стихотворение и запишите местоимения в тетрадь.

Чтение стихотворения.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- Какие это местоимения?

(Личные)

-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

-В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

- Что мы знаем о личных местоимениях?

(У них есть лицо, а у 3 лица- род)

- Давайте вернемся к выписанным местоимениям и составим таблицу.

- А вот какую таблицу составила Оля. Какая из них более точна. Почему? Указывает деление на род

Лицо

Ед. ч.

Мн.ч.

1

я

мы

2

ты

вы

3

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

они

он

она

оно

Стол , парта , окно

- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

- Назовите эти местоимения. Ты, вы.

- В каком числе употребляется местоимение вы? (мн. ч.)

Но не только во множественном числе, но и когда мы обращаемся к старшему по возрасту, незнакомому человеку, мы обращаемся на "Вы" в ед. ч.

Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на "Вы" даже называли родителей. Эта старинная традиция сейчас сохранилась только кое-где.

- Придумайте 2 предложения с прямой речью, включив в них личные местоимения Вы, где их необходимо писать с большой и с маленькой буквы.

- Проверка.

Чтение теории из учебника.

- Давайте попробуем просклонять местоимения Я и ТЫ по падежам.

И. п. (кто?) - Я

Р. п. (кого?) - МЕНЯ

Д. п. (кому?) - МНЕ

В. п. (кого?) - МЕНЯ

Т. п. (кем?) - МНОЙ

П. п. (о ком?) - обо МНЕ

И. п. (кто?) - ТЫ

Р. п. (кого?) - ТЕБЯ

Д. п. (кому?) - ТЕБЕ

В. п. (кого?) - ТЕБЯ

Т. п. (кем?) - ТОБОЙ

П. п. (о ком?) - о ТЕБЕ

Словарная работа.

- подобрать местоимения к существительным и определить род:

Тюль (красивый, он)

Рояль (старинный, он)

Такси (грузовое, оно)

Жюри (авторитетное, оно)

Бандероль (заказная, она)

Картофель (молодой, он)

Желе (малиновое, оно)

- Проверка, назовите существительные мужского рода? женского? среднего?

Физкультминутка.

Самостоятельная работа по карточкам.

Спишите, вставляя подходящие местоимения (выполняется комментировано).

В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое. … даже пригревало немного. Деревья еще стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.

Какие слова мы заменили местоимениями: оно, они, он, она.

Проверка.

А теперь поработаем над предложением

Работа с классом (по вариантам)

Задание: записать на доске и в тетрадях предложения, произвести их синтаксический разбор.

1 вариант.Поурочная разработка по русскому языку Личные местоимения

(Повествовательное, невосклицательное, сложное - 2 части, бессоюзное)

1 часть - Простое, распространенное, двусоставное.

2 часть - Простое, распространенное, двусоставное.

Поурочная разработка по русскому языку Личные местоимения

- Какие здесь местоимения?

Мы- 1лицо, мн. ч.

Она- 3 лицо, ед. ч., ж. р.

- Каким членом предложения является?

- Назовите начальную форму местоимения НАС? (мы)

В каком падеже оно употреблено? (В. п.)

Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Еще раз прочитайте эпиграф урока. Скажите, вы согласны с автором, что местоимения могут заменить другие части речи?

- Что еще мы узнали о личных местоимениях?

Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Рефлексия. Поурочная разработка по русскому языку Личные местоимения

- Кто хорошо понял сегодняшнюю тему, поднимите зеленый кружок.

- У кого возникли трудности, поднимите желтый кружок. Это сегодня не последний урок , мы еще будем работать над этой темой, и я думаю, что все проблемные вопросы будут решены.

- А кто не понял сегодняшнюю тему урока?

Оценки за урок.

- Ребята, я благодарю вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

Домашнее задание.


© 2010-2022