Урок русского языка в 11 классе по теме: Обособленные обстоятельства

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 11-м классе на тему

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Класс. 11.

Учитель Сретинская Светлана Александровна. Урок русского языка

Дата

12.02.15.

Тема

"Обособленные обстоятельства"

Общая цель урока

Способствовать обобщению знаний об обособленных обстоятельствах; сформировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах; воспитывать языковое чутье, подготовить учащихся к выполнению заданий ЕНТ по указанной теме.

Интеграция семи модулей

Работа, групповая, индивидуальная. Развитие основ нестандартного мышления детей. Формирование навыков критического анализа.

Методика измерения результатов

Формативное обучение:

Устные комментарии учителя на этапе вызова, ясности д/з

Самооценивание на этапе осмысления.

Суммативное оценивание:

Критериальное оценивание работы в группе в конце урока.

Индивидуальные оценки за ответы на вопросы.

Результаты обучения

Ученики знают:

правила обособления второстепенных членов,

обстоятельств

Ученики умеют: находить в предложении обособленные обстоятельства

Обосновывать постановку знаков препинания в предложениях

Развитие критического мышления.

Метод: информация для размышления , «Корзина" понятий»

«Толстые-тонкие вопросы»

Составление схем и таблиц

Дополнительные возможности для обучения всех

Дифференцированные задания

Ресурсы:

  1. карточки для групп,

  2. наглядный материал для доски: эпиграфы, определение обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, карточки

  3. мультимедийная презентация к уроку.

  4. таблицы






Этапы урока

Структурные элементы урока, методы обучения

Содержание этапа

Время

1. Орг. момент



Работа с эпиграфом. Определение целей урока.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

На сегодняшнем уроке все будет зависеть от вас, насколько вы освоите тему и сможете ее применить на экзаменах.

Работать вы будете в группах в парах и индивидуально. На столах лежат карточки трех цветов: пятерка - красная карточка, четверка - голубая карточка, тройка - желтая карточка. За каждое выполненное задание вы берете себе карточку определенного цвета.

Критерии оценивания:

0 -- «5»

1-- «4»

2--«3»

Тема: «Обособленные обстоятельства». (Слайд 1)

Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они
существуют, чтобы выделить мысль, привести слова
в правильное соотношение и дать фразе легкость
и правильное звучание. Знаки препинания - это как
нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают
ему рассыпаться.

К.Г.Паустовский

Лестница успеха.

Цели: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубим знания об обособленных обстоятельствах, отработаем навыки анализа постановки знаков препинания при обособленныхобстоятельствах.

3 мин.

2. Повторение изученного материала. (ЕНТ)

1.Орфоэпическая разминка. Слайд 2

Августовский, артиллерия, апостроф, аристократия, асимметрия, афера, баловать, бармен, банты, благовест, благовестие, бочковый.

3 мин.

3. Вызов "Корзина" понятий

Метод: информация для размышления

4. Реализация смысла

Приступаем к новой теме. Составим корзину понятий.

Дайте объяснение ключевых понятий:

"Обособление", "Обособленные обстоятельства", "Деепричастный оборот". Слайд 3

(Выходят к доске и записывают то, что знают о терминах)

Нам предстоит вспомнить, в каких случаях обособляются или не обособляются обстоятельства.

3 мин.

5.Изучение нового материала

Метод: самостоятельная работа в группах. Создание схем,таблиц.

Подготовить информацию об обособлении обстоятельств.

1группа. Подготовить информацию в схеме или в таблице об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

2группа.Подготовить информацию в схеме или в таблице об обособлении обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

3группа. Подготовить информацию в схеме или в таблицео случаях, когда обстоятельства не обособляются.

5мин.

5. Актуализация знаний. Отработка умений и навыков

Метод: объяснение, работа в группах, тестирование, самостоятельная работа.

1.Представитель от каждой группы рассказывает свой вопрос в других группах

2.Верно - неверно.

1.Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда (да)

2.Обстоятельства не обособляются, если они выражены существительными с предлогами несмотря на, невзирая на.(нет)

3.Одиночные деепричастия обособляются, если они, указывают на время, место, причину действия (да)

4.Обстоятельство, выраженное фразеологизмом, обособляется (нет)

5. Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обособляется, если близко по значению глаголу (нет)

3.Практическая работа.

1)Задание для групп: (устная)В предложениинайти обстоятельства, определить, чем выражено, объяснить условия обособления.(Приложение 1)

2) Из данного текста выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.

1)Уже было начало июля, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая - мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (взаимопроверка)

3)Группа1.Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания, графически выделите основу, затем обособленные обстоятельства.

  1. Обогнув высокий мыс, пароходвошёл в залив.

  2. Ветер крепчал, сильнее закутывая город пеленой морских туманов.

  3. На севере, слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака.

  4. Далеко в вышине, вглядевшись, молодой человекразличил неясные очертания.

  5. Казакиразъехались не договорившись. (Шол.)

Группа2.Запишите предложения, выделяя запятыми обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Подчеркните их.

  1. Во дворе, несмотря на апрель, стоял пронизывающий холод.

  2. Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно. (А.Чехов)

  3. Вопреки плохой погоде, в этом году был хороший урожай.

  4. Несмотря на осень, день был тёплым и ясным. (С.Новиков-Прибой)

Группа 3. Из данных предложений выпишите фразеологизмы и объясните их лексическое значение.

  1. Работал он не покладая рук. (М.Г.)

  2. И пошёл домой журавель несолоно хлебавши. (Из рус. нар. сказки)

  3. Я занимался спустя рукава.

  4. Он примчался сюда не переводя духа. (Фед.)

  5. Мальчики бросились в проход и спрятались там затаив дыхание.

4) Какова стилистическая роль обстоятельств, выраженных деепричастиями или деепричастным оборотом?

Они создают экспрессивность, усиливают динамику эпизода. Им отдается предпочтение в художественной речи. Предложения с деепричастными оборотами кратки, лаконичны, выразительны.
Обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, употребляются в разговорной речи. Они придают речи живость и выразительность.

В группах. Задание на замену придаточных предложений деепричастными оборотами. В группах.

Уважаемые, а теперь следующее задание.

Замените, где возможно, придаточные предложения синонимичными деепричастными оборотами:

1. Ребенок горько заплакал, потому что он потерял любимую игрушку.
2.Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел.

3. Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей.

4.Мой собеседник зажег свечу - я продолжил свой рассказ.

5. Когда он остался один, он восстановил в памяти все подробности вчерашнего разговора.

6. Мы вошли в театр, когда подходило к концу первое действие спектакля(Замена невозможна, потому что в главном и придаточном предложениях два разных подлежащих)Вывод: Такая замена возможна в том случае, если основное и добавочное действие совершает один деятель.

5)

Мини -тест

1. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.
1) Выполняли они свою работу спустя рукава.
2) Он постоял несколько минут молча.
3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь.
4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.

2. Найдите предложения, в которых неправильно обособле деепричастный оборот.
1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

3. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).
1) Прощаясь молодые люди раскланивались.
2) Отец не оборачиваясь кивнул головой.
3) Смотрел на бабушку прищурясь.
4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.


4. Отметь предложение, в котором НЕТ пунктуационных ошибок.
1) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах.
2) Воробьи обсыпав придорожные ветлы, кричали громко.
3) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы.
4) Оглянувшись по сторонам, и, никого не обнаружив он осторожно стал пробираться к дому

1. - 3)
2. - 1), 3)
3. - 3)
4. - 1)

28мин.

6.Рефлексия


  • Лестница успеха.

  • Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

2 мин.

7. Подведение итогов

Оценки за урок.

2 мин.

8. Задание на дом

Метод: объяснение

  1. Подбор предложений из худ текстов с обособленными обстоятельствами.

1мин.



Приложение№1 Задание для групп: найти обособленные обстоятельства, определить, чем выражено, объяснить условия обособления.

1 группа:

2. Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша. (Наречное значение)
Мое единое отечество -
Моя пустынная душа.

(К.Бальмонт)

2. Мальчики бежали сломя голову. (Обстоятельство выражено фразеологизмом)
Нельзя читать лежа. (Деепричастие имеет наречное значение)

2 группа:

1. У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

2. Пулемет стрекотал не умолкая. (Тесно связано со сказуемым)
Пулемет непрерывно стрекотал, не умолкая. (Уточняющее значение)
Он ушел так и не дождавшись её. (Перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица «и», «так и»)

3 группа:

1. «О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.

(И.Анненский, «Смычок и струны»)

2.Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

(А.Блок, «Мы встречались с тобой на закате»)

© 2010-2022